Требования к урокам ручного труда

В программе материал распределен по четвертям, что в значительной степени облегчает учителю составление тематического (четвертного) и поурочного планов.

Учитель должен составить тематический план на четверть с учетом возможностей учащихся класса, наличия соответствующих материалов и географического положения школы. В связи с этим порядок прохождения тем в плане учителя может отличаться от порядка, предлагаемого программой. Могут заменяться объекты работ, особенно из природного материала. Однако при перестановке тем учителю следует учитывать уровень трудности вида труда и выполнения отдельных объектов. В тематическом плане указывается вид труда. Количество часов, перечисляются объекты работы, намечаются лабораторные работы и экскурсии, наглядные пособия. Составляя таким образом план, учитель на целую четверть продумывает работу и ясно представляет. Что ему заранее нужно сделать (заказать некоторые материалы в школьных мастерских, приобрести нужные инструменты и материалы, подготовить пособия).

На каждый урок учитель должен иметь план, основные пункты которого рассмотрены ранее.

Тема и задачи каждого урока определяются по программе. От правильной постановки задач зависит эффективность урока, его насыщенность.

Рассмотрим, как учитель должен определять тему урока, его задачи. Например, в программе определено: «1 класс первая четверть. Работа с бумагой с применением режущих инструментов. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, треугольники по следу сгиба (изготовление дидактического материала по арифметике)». Темой урока будет вырезывание квадратов, прямоугольников, треугольников по следу сгиба.

Задачи урока устанавливаются с помощью разделов программы: «Познавательные сведения», «Приемы работы», «Умения». Основной задачей каждого урока является формирование умственных действий и практических умений. Помимо этого, учитель на каждом уроке ставит целью повторить пройденное или сообщить новые познавательные сведения, закрепить правила организации рабочего места и т.д.

Задачи непосредственно этого урока следующие: воспитывать у учащихся умение выслушать и повторить по вопросам анализ образца, воспитывать умение выполнять изделие по словесной инструкции, чередующейся с показом приемов работы, по вопросам учителя определить качество готового изделия, формировать умение ориентироваться в полосе бумаги (указывать правую-левую стороны, верх-низ), познакомить учащихся с приемами образования квадратов, прямоугольников, треугольников путем складывания и вырезывания по следу сгиба, повторить правила безопасной работы с режущими инструментами.

При разработке плана занятия учитель вычленяет основные и второстепенные задачи и соответственно их важности акцентирует свое внимание.

Для данного урока основными задачами следует считать формирование умственных действий, пространственной ориентировки, ознакомление с приемами образования фигур и резания по следу сгиба.

«3 класс, третья четверть. Работа с древесиной. Выполнение упражнения: вбить гвоздь в древесину мягкой породы, извлечь гвоздь и распрямить, подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп». Эту тему можно разделить на два урока. Тема первого урока – упражнения по вбиванию и вытаскиванию гвоздей из древесины. Поскольку речь в данном случае идет об ознакомительных упражнениях, то основными учебными задачами этого урока будут следующие: познакомить учащихся с приемами вбивания гвоздя в древесину, выдергивания и распрямления его, показать правильную хватку молотка и клещей, развивать умения проводить операции анализа и сравнения; второстепенным – дать учащимися элементарные сведения о видах материалов – доска и брусок, познакомить с правилами безопасной работы молотком и клещами, закрепить правила организации рабочего места.

Учителю необходимо для первых уроков любого вида труда каждой четверти подробно указывать как основные, так и второстепенные задачи. В последующих планах можно определить только основные задачи, не забывая при продумывании хода занятия уделять место разрешению второстепенных.

В плане также необходимо выделять работу со слабыми учащимися: перечислить вопросы, индивидуальные задания, наметить приспособления, помогающие учащимся выполнять работу.

При составлении планов следует иметь в виду и воспитательные задачи: формирование положительных качеств личности, выработку организационных умений и навыков.

К уроку ручного труда предъявляется ряд требований: урок должен быть четко спланирован, чтобы с максимальной пользой использовать время, отведенное на занятия; большая часть его должна отводиться практической работе, трудовым действиям; урок должен быть оснащен хорошими наглядными пособиями и образцами, а инструменты должны быть исправны и надежны, материалы доброкачественны; материалы, инструменты и приспособления, необходимые учащимся, следует положить на рабочие места перед началом урока: в классе целесообразно выбрать двух бригадиров, которые раскладывают необходимое оборудование на рабочие места, участвуют в заготовке некоторых материалов под руководством учителя.