Проблема адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде

Лекция 10

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем выражается закрепленная в законодательстве России открытость и свободная доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного са­моуправления?

2. Какие проблемы обеспечения доступа граждан к государственным информационным ресурсам в нашей стране вы считаете наиболее острыми по перспективным социальным по­следствиям?

3. Как формируется единое информационное пространство социальной сферы на федеральном и региональном уровнях?

4. Каковы возможности использования информационных технологий в планировании социальной политики и разработке социальных программ?

5. Какими сведениями вы бы дополнили информацию, которую государственные органы и органы местного самоуправления обязаны размещать в сети Интернет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации?

 

К лицам с ограниченными физическими возможностями в социальном смысле относят[28]:

• лиц с физическими недостатками, являющихся инвалидами;

• лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, но испытывающих различного рода физические ограничения;

физически полноценных лиц, испытывающих определенные физические ограничения в процессе жизнедеятельности (женщины с малолетними детьми, ограниченные в возможности передвижения, пенсионеры, дети и подростки, не имеющие права быть принятыми на работу, лица, занимающиеся уходом за больными, жители отдаленных районов и др.).

В условиях развития информатизации в обществе необходимо точно учитывать специфику физического начала каждой личности — лишь в этом случае новая информационная среда может снять проблему отклонения отдельно взятого человека от нормы. Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности для свободной социализации и адаптации всех перечисленных социальных групп.

По статистике лишь менее 10% из 13 млн российских инвалидов имеют работу. Во многих странах этот показатель превышает 20-30% и рассматривается как важнейший критерий отношения государства и общества к инвалидам[29]. Из 1,5 млн российских детей-инвалидов (а это 5% от общего числа юных россиян) 90% обучаются в интернатах, 300 тыс. детей носят "клеймо" — необучаемые[30]. Это изначально не дает им шанса на развитие и обучение и только усугубляет их инвалидность. Ситуацию необходимо менять, поскольку даже такие дети могут быть самостоятельными и полезными обществу. ООН настоятельно рекомендует обучать детей с ограниченными возможностями не в специнтернатах, а в так называемых интегрированных школах. В развитых странах это давно стало нормой, однако в России подобная практика пока отсутствует.

Решением проблемы получения школьного образования для российских детей-инвалидов, ограниченных в передвижении, во многих случаях может стать применение новых информационных технологий обучения на дому. Например, в Москве уже несколько лет реализуется проект "Виртуальная школа", финансируемый столичным правительством. Дети с тяжелыми проблемами развития получают полный комплект оборудования для надомного обучения — компьютер, сканер, цифровую камеру, телескоп и домашнюю естественно-научную лабораторию. Занятия проводятся через сеть Интернет.

В Пермском регионе проект дистанционного обучения был разработан и реализовывался с 2002 г. областной школой для детей-инвалидов. Однако возникла трудность: только 15 из 200 учеников школы имели дома компьютер[31].

С 2005 г. в регионе произошли существенные изменения в области дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями (согласно документу «Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому»[32]). Так, детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные и специальные (коррекционные) учреждения, должно обеспечиваться обучение на дому, в том числе по решению образовательного учреждения — с использованием технологий дистанционного обучения. Данная форма обучения детям-инвалидам предоставляется государственными и муниципальными органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании медицинских показаний. Основанием для организации обучения ребенка-инвалида на дому является наличие у него заболевания, отнесенного к перечню медицинских заболеваний, которые дают право на освобождение от посещения образовательного учреждения. Как правило, обучение ребенка-инвалида организуется муниципальным, государственным (областным) образовательным учреждением, ближайшим к постоянному месту жительства ребенка.

Общеобразовательные и специальные (коррекционные) образовательные учреждения выделяют безвозмездно на период обучения на дому компьютерную технику детям-инвалидам, которые по решению образовательного учреждения обучаются с использованием технологий дистанционного обучения. При этом расходы на электроэнергию и ремонт компьютерной техники оплачиваются за счет средств родителей (законных представителей). Компьютерная техника передается на основании договора. Родители (законные представители) обеспечивают сохранность выделенной техники и оборудования, гарантируют его возврат в сроки, установленные договором. Финансирование при организации обучения детей-инвалидов на дому осуществляется за счет фонда компенсации из областного бюджета, предусмотренного для реализации государственного стандарта общего образования.

Интересный опыт, достойный распространения, появился в 2006 г. в Свердловской области. Там один из ведущих сотовых операторов разработал специальный тариф на СМС для инвалидов по слуху. Предъявив в офисе оператора удостоверение инвалида по слуху и справку МСЭ, глухие или слабо слышащие люди могли отправлять сообщения по цене в 3-6 раз дешевле, чем в других тарифных планах. Входящие CMC бесплатны, абонентской платы не предусмотрено.