Автоматизированная информационная система расчета прожиточного минимума: назначение и функции

Автоматизированная информационная система "Прожиточный минимум"[16] также разработана по заказу Министерства труда и социального развития РФ Тульским проектным конструкторско-технологическим институтом автоматизированных систем управления.

Прожиточный минимум рассчитывается:

1) для следующих социально-демографических групп населения:

• трудоспособное население в целом;

• пенсионеры в целом;

• дети в целом;

2) в среднем на душу населения:

мужчины трудоспособного возраста (от 16 до 59 лет включительно);

женщины трудоспособного возраста (от 16 до 54 лет включительно);

мужчины старше трудоспособного возраста (от 60 лет);

женщины старше трудоспособного возраста (от 55 лет);

дети от 0 до б лет включительно;

дети от 7 до 15 лет включительно.

Величина прожиточного минимума для мужчин и женщин трудоспособного возраста определяется как сумма расходов на потребительскую корзину (продукты питания, непродовольственные товары, услуги) и обязательные платежи и сборы. Величина прожиточного минимума для мужчин и женщин пенсионного возраста и детей определяется как стоимость потребительской корзины, так как расходы на обязательные платежи и сборы для этих групп населения не рассчитываются.

Прожиточный минимум в среднем на душу населения, трудоспособного населения в целом, пенсионеров в целом и детей в целом исчисляется путем взвешивания (сопоставления) величин прожиточного минимума по шести половозрастным группам населения.

Программный комплекс "Модельные методики автоматизированного учета доходов и уровня жизни населения"

По заказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ ОАО "ПКТИ АСУ" разработан программный комплексе "Модельные методики автоматизированного учета доходов и уровня жизни населения"[17]

Необходимость его разработки вызвана проблемой выявления групп населения, наиболее нуждающихся в социальной помощи. В принимаемых федеральных и региональных социальных программах и нормативно-правовых актах информация о доходах семьи (домохозяйства) все чаще используется для оценки уровня жизни населения, определения права на пособия и другие виды социальной помощи.

Таким образом, вопросы учета доходов и оценки нуждаемости населения являются одним из основных факторов, определяющих стратегию при составлении социальных программ, касающихся жилищных субсидий, детских пособий, социальных пособий по нуждаемости и т. д.

Программный комплекс разработан с учетом требований, изложенных в федеральных законах от 24.10.1997 № 134-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от П.07.1999 № 178-ФЗ (в ред. от 25.12.2009) "О государственной социальной помощи", от 05.04.2003 № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Программный комплекс разработан для использования в практической деятельности специалистов региональных и местных органов социальной защиты населения, занимающихся оказанием адресной социальной помощи. Информационно- программный комплекс "Модельные методики автоматизированного учета доходов и уровня жизни населения" предназначены для автоматизированного учета всех видов дохода, определения размера государственной социальной помощи семье (домохозяйству) и размера финансовых затрат на ее оказание по району (региону).

Данная информационная технология позволяет специалистам органов социальной защиты населения выполнить с использованием ПЭВМ весь спектр работ, от приема заявления на получение государственной социальной помощи до ее назначения, а также использовать сведения о гражданах и их доходах при составлении прогнозов по финансовым затратам на оказание адресной социальной помощи.

В процессе ввода заявки программа анализирует информацию и выдает сообщения, позволяющие проинформировать заявителя о назначении социального пособия или об отказе с аргументацией причин отказа.

Информационно-программный комплекс "Модельные методики автоматизированного учета доходов и уровня жизни населения" совместим с автоматизированной системой "Адресная социальная помощь", которая используется в большинстве субъектов Российской Федерации. Такой подход дает возможность использовать в работе ее информационные базы данных, созданные в этих регионах, и обеспечивает работу программного комплекса в едином информационном пространстве социальной защиты населения.

В программном обеспечении реализованы три модельные методики, описание функций которых представлено в таблице.