Автоматизированная информационная система «Адресная социальная помощь»: назначение и функции

Данная АИС разработана по заказу Министерства труда и социального развития РФ [14] Тульским проектным конструкторско-технологическим институтом автоматизированных систем управления, который с 1993 г. занимается разработкой и внедрением информационных технологий для учреждений и органов социальной защиты населения, оказывающих социальную поддержку различным слоям населения. Система используется в большинство субъектов Российской Федерации, поддерживается и постоянно развивается.

Программная система ориентирована на работу органов и учреждений социальной защиты населения, хотя может быть использована и в других отраслях.

Она нацелена на обеспечение специалистов и руководителей информационной технологией, решающей следующие задачи:

• создание механизмов эффективного распределения ограниченных бюджетных средств;

• определение приоритетов в социальной политике региона;

• прогнозирование ресурсов в натуральном и денежном выражении для оказания социальной помощи;

• анализ социально-демографической и социально-экономической ситуации в любом районе или регионе;

• обеспечение учета финансов по направлениям финансирования;

• подготовка различных документов для оказания адресной социальной помощи;

• получение необходимых форм отчетности;

• создание имитационных моделей для принятия решений как об оптимальном распределении ресурсов в условиях ограниченных финансовых средств, так и при подготовке решений по изменению и дополнению существующего законодательства.

Система работает на четырех уровнях: территориальные центры, местный, региональный и федеральный уровень. Имеется механизм агрегации и передачи информации с низшего уровня на более высокий.

В АИС "Адресная социальная помощь" входят шесть программных комплексов:

1. Прием граждан и адресная социальная помощь.

2. Назначение и выплата социальных пособий по нуждаемости.

3. Прогнозирование ресурсов для социального обслуживания населения.

4. Анализ результатов социального обслуживания населения

5. Формирование социально-демографического портрета района и региона.

6. Предоставление социальных услуг

В своей работе система использует единый информационный банк данных, в который поступает информация из всех комплексов системы. Функциональная схема АИС “Адресная социальная помощь” и схема базы данных представлены на рис. 2, 3.

За единицу учета в АИС "Адресная социальная помощь" принята семья (домохозяйство), т.е. совместно проживающие и совместно ведущие домашнее хозяйство граждане. Одинокий или одиноко проживающий гражданин также представляет семью из одного человека.

Карточка учета семьи содержит следующие сведения:

• учетные данные каждого члена семьи (Ф.И.О., дата рождения, трудовой стаж, паспортные данные, место жительства, образование, профессия, место работы или учёбы, номер школьного или дошкольного учреждения);

• признаки совместного проживания и совместного ведения хозяйства;

• признаки учета граждан и семьи в целом, индивидуальные, в том числе льготные категории;

• виды и размер доходов;

• виды заболеваний и данные справок органов медико-социальной экспертизы, рекомендуемые реабилитационные мероприятия;

• виды удостоверений, их номер и дату выдачи;

• . потребности (виды заявок) в видах льгот, услуг и социальной помощи граждан или семьи в целом, в том числе вид заявки, дату подачи заявки, срок действия заявки, дату удовлетворения заявки, величину, основание (признак учета и нормативный документ), причину отказа и дату отказа;

• виды полученной социальной помощи и услуг каждым членом семьи, в том числе вид помощи, дату оказания, срок действия, дату получения, величину помощи, сумму в рублях, кем получена, источник финансирования, как будет получена помощь (по списку, через отделения связи, через Сбербанк России);

• предоставленные гражданину или семье льготы, в том числе вид льготы, дату оказания помощи, срок действия, дату получения, сумму в рублях, кем получена, источник финансирования, основание (признак учета и нормативный документ) и проч.;

• характеристику семьи, в том числе социально-демографическую (основную) категорию учета семьи, количественный состав семьи, общий и среднедушевой доход семьи, жилищные условия (вид жилья, метраж общей и полезной площади, этаж, наличие лифта), дополнительные виды дохода семьи, справку с места жительства;

• причину и дату снятия с учета члена семьи или всей семьи

Карточка обращений (заявлений) граждан содержит: Ф.И.О. обратившегося, место жительства, дату обращения, вид обращения, направление обращения (проблема), краткое содержание обращения, фамилию специалиста, принятое решение по обращению, дату контроля выполнения этого обращения, дату выполнения обращения.

В системе хранятся данные о гражданах, имеющих право в соответствии с законодательством на государственную социальную помощь, о гражданах, которым оказываются социальные услуги, в том числе и на дому, о гражданах, имеющих право на льготы, и другие категории граждан. Это малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, нетрудоспособные граждане и инвалиды, многодетные, неполные, опекунские семьи, семьи с детьми-инвалидами, граждане, попавшие в экстремальную ситуацию и пр.

Эффективность адресности в системе достигается за счет гибкого использования целого спектра индивидуальных характеристик граждан, их доходов, характеристик материально-бытовых условий проживания семьи, прав граждан на льготы и других факторов.

Система позволяет учесть социально-демографическую и социально-экономическую ситуацию района, национальные традиции, нуждаемость населения в конкретных видах льгот, социальной помощи и услуг и другие факторы. Настройка системы на местные нормативные акты осуществляется за счет формирования и ведения общесистемных справочников.

Особое место в АИС "Адресная социальная помощь" занимает поиск информации по запросам, который осуществляется по всем показателям базы данных. Имеется возможность объединять между собой результаты запросов по различным условиям. Имеется механизм сохранения параметров и условий поиска по запросам. С помощью этого механизма и генератора отчетов пользователь может сам без специалистов по разработке программного обеспечения получать необходимые выходные документы.

В региональном органе социальной защиты перед внедрением системы отрабатываются единые методические решения о правилах постановки на учет граждан или семей, о видах предоставляемых им льгот, оказываемой им социальной помощи и услуг. В соответствии с этими решениями уточняются (дополняются) общесистемные справочники для учета региональных особенностей.

 


 

 

Рис. 2 Функциональная схема АИС

 


 

Рис. 3 Укрупненная схема БД

 

Лекция 6