Внедрение автоматизированных ИР в сферу социальной зашиты населения РФ

Автоматизация информационных ресурсов

Лекция 3

Мы переходим к рассмотрению информационных ресурсов, используемых в системе социальной защиты населения. Прежде всего, определим ряд понятий.

Согласно ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20.02.1995 № 24-ФЗ)[8], информационные ресурсы (ИР) – это отдельные документы и массивы документов, а также документы и массивы документов в ИС. Таким образом, понятие ИР включает в себя и библиотеки, и архивы, и фонды, и базы данных, и банки данных.

Базы данных (БД) – это массивы данных, сохраняемые в ИС вместе с метаданными, определяющими логику связи данных. БД обычно предназначены для решения каких-то локальных задач. Основные недостатки использования БД – это децентрализованное хранение и дублирование данных, сложность обновления, недостаточный контроль достоверности информации. Со временем трудоемкость создания информационной базы (особенно при интегрированной обработке больших массивов со сложными взаимосвязями) значительно возросла, поэтому появилась новая форма организации информации – «банк данных».

Термин БнД появился в конце 1960 г. и означал совокупность взаимосвязанных массивов, находящихся под общим управлением. В настоящее время понимается следующее:

«Банк данных (БнД)– это совокупность программных, организационных, технических средств, предназначенных для централизованного сбора, хранения и коллективного использования информации с определенной целью».

Данные хранятся в БнД в виде файлов и БД, связанных логически или не связанных. БнД является важнейшей частью АИС. Основными элементами БнД являются 1) БД или совокупность БД; 2) СУБД; 3) языки БД; 4) администрация БнД.

БД могут быть представлены разными моделями – иерархической, сетевой, реляционной, объектно-ориентированной.

СУБД (система управления базами данных) обеспечивает описание данных, манипулирование данными, физическое размещение, защиту от сбоев и восстановление целостности, защиту и безопасность данных, сбор и анализ статистики включений пользователей.

Языки БД можно разделить на ЯОД и ЯМД. Посредством языка описания данных разработчик задает структуру БД, с помощью языка манипулирования данными реализуются запросы пользователей к БД.

Администрация БнД – лица, обслуживающие работу БнД.

Основные функции БнД – накопление и поддержание в рабочем состоянии информационной базы, выдача информации по запросам пользователей, обеспечение доступа к информационной базе. Структура БнД в определенной мере отображает предметную область. В качестве примера можно привести структуру БнД регионального уровня автоматизированной системы «Государственный регистр населения РФ» (рис.1).

Создание и накопление информации может быть реализовано за счет БнД на сервере и локальных БД на персональных компьютерах.

Территориальные БнД используют принцип «клиент-сервер» и опираются на распределенные базы данных (см. Приложение 1).

В соответствии с этим через коммуникационную сеть выполняются два вида взаимодействий. Первый связан с распределенной обработкой данных – выбор сервера, второй осуществляет выполнение транзакций между клиентом и предоставленной БД (рис.2).

 

Рис.2