Введение

Лекция 1

Курс «Социальная защита населения РФ» в программе обучения представлен двумя блоками. В первом блоке социальная защита населения рассматривалась как система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека.

Во втором блоке изучаются ИР и ИТ, используемые в управлении системой социальной защиты населения.

Замечание. Формы социальной защиты населения представлены государственным социальным страхованием, государственным социальным обеспечением, обязательным медицинским страхованием. Предусмотрены либо финансовые выплаты, либо услуги.

 

Практика убеждает, что огромную роль в правильности и адекватности принимаемых мер по социальной защите населения имеет своевременная и достоверная информация. В настоящее время есть целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих изменения технологии обработки информации по социальной защите.

Приведем наиболее важные факторы:

  1. Вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих слоев постоянно увеличивается объём обрабатываемой информации. При этом также повышаются требования по сокращению сроков обработки.
  2. Объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами её практического применения.
  3. Актуальна необходимость в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения.
  4. Потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать Программы-min и Целевые Программы.

 

Указанные факторы обусловливают необходимость введения новых информационных технологий в процессы социальной защиты населения при выполнении следующих основных функций:

· пенсионное обеспечение;

· социальная защита малоимущих слоев населения;

· социально-бытовое обеспечение инвалидов и ветеранов;

· медицинское освидетельствование инвалидности и врачебно-трудовая экспертиза инвалидов;

· жизнеобеспечение проживания пенсионеров и инвалидов в домах-интернатах;

· бухгалтерский учет и контроль;

· планирование финансирования органов социальной защиты населения.

 

Чтобы представить себе круг вопросов, которые встают в связи с внедрением современных технологий в конкретную область человеческой деятельности, необходимо обратиться к общим понятиям.

Прежде всего, уточним понятие «информационные технологии». Технология – это 1) совокупность методов воздействия на какие-либо объекты или процессы, 2) наука, посвященная изучению или разработке этих методов. Следовательно, под ИТ следует понимать совокупность методов воздействия на информационные объекты (данные, знания и др.) или способы обработки информации (создание, хранение, изменение, передача, поиск и др.). Информация может быть представлена весьма разнообразно, например, в виде текстов, изображений, звуков, запахов, тепловых излучений. Это с одной стороны, с другой стороны, области применения информации также разнообразны. Информационных технологий много, и, чтобы представить картину достижений в этой области, стараются классифицировать ИТ по какому-либо признаку.

Рассмотрим классификацию ИТ в социальной сфере (рис.1), предложенную С.Е. Гасумо-вой[1].

 

Рис.1 Классификация информационных технологий в социальной сфере

 

 

Внедрение ИТ нацелено на облегчение человеческого труда, автоматизацию процессов человеческой деятельности.

Для разработки современной информационной технологии, опирающейся на вычислительную технику, необходимо смоделировать ситуации деятельности, функциональные процессы и всё то, что подлежит компьютерному представлению.