ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Восстановление деталей автомо­билей гальваническими покрытиями имеет ряд характерных особенно­стей, заключающихся в отсутствии температурного воздействия на де­таль, значительных по трудоемкости подготовительных операций, необхо­димости строгого выдерживания ре­жимов электролиза и др. Рассмотрим особенности технологии на примере восстановления нижней головки ша­туна.

В зависимости от сочетаний де­фектов и применяемых способов их устранения шатуны можно восста­навливать по нескольким маршру­там, показанным на рис. 10.22.

Восстановление нижней головки шатуна железнением осуществляют в такой последовательности: предва­рительная механическая обработка, электрохимическая обработка, нане­сение покрытия требуемой толщины, механическая обработка до номи­нального размера.

Вид предварительной механиче­ской обработки зависит от износа от­верстия нижней головки шатуна. При износе более 0,1 мм выполняется шлифование "как чисто" на внутри-шлифовальном станке ЗА228. Режим шлифования: частота вращении дета­ли —70 мин"1; подача —0,02 мм/дв.х; число проходов — 15; глубина обра­ботки — 0,13 — 0,15 мм.

Если износ не превышает 0,1 мм, нижние головки шатунов перед же­лезнением хонингуют на вертикально-хонинговальном станке ЗГ-833 специальными головками с алмазны­ми брусками АСМ 40/28. Режим хонингования: частота вращения шпин­деля станка — 160 мин -1, подача — 0,02 мм, число двойных ходов — 10; глубина обработки — 0,02 мм.

После предварительной механиче­ской обработки шатуны монтируют на подвесочное приспособление и обезжиривают в течение 3 — 5 мин в растворе следующего состава, г/л: углекислый натрий — 25 — 30; едкий натр — 30 — 50; тринатрийфос­фат — 10 — 15; жидкое стекло — 5 — 10. Температура раствора — 50 — 70 °С; плотность тока 5 — 10 А/дм2. После обезжиривания детали промывают в горячей (70 — 75 °С), а затем в холодной воде.

Электрохимическая обработка за­ключается в анодном травлении в те­чение 0,5 — 1 мин при температуре 18 — 25 "С и плотности тока 70 — 80 А/дм2 в растворе, содержащем сле­дующие компоненты, г/л: серную кислоту — 360 — 400 и сернокислое железо — 20 — 30.

Для железнения нижних головок шатунов используют следующий электролит, г/л: двухлористое желе­зо — 200 — 250; хлористый марга­нец — 30 — 50; соляную кислоту — 1,0— 1,5. Температура электроли­та — 65 — 80 °С; плотность тока — 15 — 20 А/дм2. Продолжительность процесса зависит от износа. Шатуны загружают в ванну и прогревают без тока в течение 0,5— 1,0 мин. Затем включают электрический ток и в тече­ние 5 — 10 мин наносят покрытие при плотности тока 2 — 3 А/дм , после че­го в продолжение 15 — 20 мин повы­шают плотность тока до требуемого значении и наносят покрытие необхо­димой толщины.

После железнения шатуны промы­вают в горячей воде и пассивируют в течение I — 2 мин в следующем рас­творе, г/л: азотнокислый натрий — 50 и технический уротропин — 30. Температура раствора — 60— 70 "С. Затем шатуны опять промывают в го­рячей воде.

Для удаления дендритов на верти­кально-сверлильном станке 2А135 шлифовальным кругом проводят за­чистку торцов, а фрезой — зачистку фасок шатуна. Шлифование и хонингование отверстия нижней головки шатуна после нанесения покрытия выполняют на том же оборудовании при тех же режимах, что и предвари­тельную обработку.