ТЕМА: Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса.

Структура урока труда в младших классах

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Она может быть простой и сложной. Степень сложности зависит от содержания учебного материала, от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащихся и специфики коллектива класса.

Трудовое обучение младших школьников в основном осуществляется в форме урока или экскурсии.

Как правило, в I —III классах организуются уроки трудового обучения комбинированного типа, на которых решается сразу несколько дидактических задач: сообщаются некоторые технические сведения, формируются трудовые умения и навыки, закрепляются изученные ранее трудовые приемы, решаются воспитательные и коррекционные задачи.

Продумывая работу на уроке, учитель должен четко представлять, сколько времени займет каждый его этап. Причем большую часть занятия нужно посвятить практической работе учащихся.

Возможный вариант структуры урока:

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

3. Ориентировка в задании.

4. Планирование работы.

5. Практическая работа.

6. Отчет о проделанной работе,

7. Оценка качества выполненной работы.

8. Подведение итогов урока.

1. Организационный момент. Это наиболее короткий по времени этап урока. На данном этапе учитель проверяет готовности учащихся и следит за правильностью расположения материалов и инструментов на партах. Учитель напоминает учащимся, что инструменты располагаются справа, так как их берут в правую руку во время работы, а материалы и приспособления кладут слева, потому что их удобнее брать левой рукой. Доска, на которой производятся рабочие операции, находится перед учеником, клей, кисточка, коробочка для мусора - посередине верхней части стола. Порядок на рабочем месте учитель проверяет с помощью бригадиров. В ходе урока необходимо напоминать учащимся, что инструменты и материалы надо всегда класть на отведенное место.

2. Вводная беседа. Основная цель вводной беседы состоит в том, чтобы мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их пред­стоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отноше­ние к изготовлению изделия.

Формирование положительного отношения к предстоящей ра­боте имеет большое значение, так как заинтересованные учащие­ся работают более самостоятельно, более аккуратно, они прояв­ляют больше активности и инициативы в работе. Кроме того, ин­терес к занятиям снижает утомляемость, оказывает существенное влияние на формирование практических навыков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на после­дующих этапах.

Заинтересованность учащихся в начале урока достигается раз­ными средствами. Прежде всего учитель сообщает тему урока, рас­сказывает о содержании предстоящей работы, знакомит детей с объектом работы. Педагогу необходимо показать эстетическую красоту предлагаемого для изготовления изделия, его практиче­скую ценность, полезность для детей. В соответствии с темой уро­ка демонстрируются игрушки, картины, иллюстрации из книг, журналов и другой наглядный материал, читаются отрывки из сказок, стихотворения, загадываются загадки. В младших классах учитель вызывает интерес к работе, используя элементы игры и занимательности.

В процессе вводной беседы осуществляется и повторение по­знавательных сведений. Если учитель предполагает познакомить Учащихся с новыми техническими сведениями, то момент сооб­щения познавательных сведений может быть выделен как отдель­ный этап урока. Учебной программой определен объем познава­тельного материала, который должен быть усвоен учащимися за период трех лет трудового обучения. Это информация о свойствах, применении и назначении бумаги, картона, текстильного мате­риала, пластилина, природного материала, а также сведения об инструментах и правилах безопасной работы с ними. Познавательные сведения можно сообщить в виде короткого рассказа с обязательной демонстрацией наглядного материала (коллекции ниток, тканей, бумаги, образцы изделий т.п.). Можно провести небольшие лабораторные работы, в ходе которых ученики узнают о свойствах материалов, или организовать дидактическую игру.

3. Ориентировка в задании. Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся, так как большинство умственно отсталых детей без помощи учителя не могут самостоятельно, всесторонне изучить образец изделия. Умение детей ориентироваться в задании в значительной мере способствует успешному самостоятельному изготовлению поделки. Ориентировка в задании предполагает анализ образца, натурального предмета, игрушки, рисунка. В результате у учащихся должен сложиться четкий образ изготовляемого предмета.

При проведении коррекционной работы с учащимися младших классов специальной школы на уроках труда учителю приходится уделять большое внимание на развитие у них умения выполнять работу по образцу. Несмотря на то, что образец находится перед ними, учащиеся не соотносят с ним отдельные oперации и работу в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. Для успешного осуществления трудовой деятельности ребенок должен понять задание и представить себе результат труда. Ориентировка в задании включает в себя анализ объекта и условий, необходимых для его изготовления.

При анализе образца следует придерживаться последовательности:

1) определить объект и его назначение;

2) перечислить основные детали объекта и определить их количество;

3) рассмотреть пространственное расположение деталей;

4) определить величины, формы, цвет, материал и способ соединения деталей.

Анализ образца может осуществляться при повторении действий за учителем; по его наводящим вопросам; с частичной помощью учителя, самостоятельно. Изготовление каждого последующего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении сходства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объектами по форме, материалу, размерам.

4. Планирование работы. Чтобы дети могли самостоятельно выполнять задания, необходимо научить их планировать свою работу. Это предполагает усвоение школьниками последовательности изготовления изделий, способа выполнения той или иной операции, определение инструментов и приспособлений, необходимых при ее выполнении.

Работа по плану — это признак осмысленного и самостоятель­ного выполнения задания.

Обучение детей планированию следует проводить в такой последовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана работы. Целесообразно в начале обучения пользоваться методикой, при которой учитель объясняет выполнение каждой операции, чередуя показ приемов со словесной инструкцией. В дальнейшем сле­дует требовать от учащихся по вопросам учителя определения бли­жайшей операции с опорой на предметно-операционную карту. Первую операцию учитель показывает сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанного этапа им предлагается назвать следующую сту­пень работы («Что будете делать дальше?»). Небольшой временной промежуток между словом и действием будет способствовать за­креплению сказанного в памяти детей, созданию связи между ре­чевым и практическим компонентами трудовой деятельности.

На следующих ступенях школьники учатся по вопросам учите­ля составлять план работы целиком. Необходимо подчеркнуть, что наводящие вопросы должны быть направлены на уточнение опе­раций и основных моментов деятельности. В отдельных случаях некоторые пункты плана разбираются более подробно. Например, разметка прямоугольной детали по линейке вызывает у детей за­труднения. Чтобы при изготовлении очередного объекта учащиеся соблюдали последовательность выполнения этого приема, учи­тель просит рассказать, в каком порядке следует проводить раз­метку, с помощью каких инструментов. Составленный план по­вторяется учащимися или записывается на доске.

Постепенно ученики подводятся к самостоятельному опреде­лению порядка работы над изделиями.

Большую помощь в обучении детей планированию окажет учи­телю применение предметных и графических карт, которые со­ставляются на изделие из любого материала. В данном пособии приводятся примеры предметных карт, выполненных из бумаги. Карты можно использовать уже в первом классе.

На уроках ручного труда в основном применяется предметная карта, отражающая основные операции. В определенной последо­вательности на ней прикреплены образцы одного изделия в раз­ной степени готовности.

Умственно отсталые учащиеся не смогут пользоваться нагляд­ными пособиями, если их этому не обучать. Поэтому учитель в нужный момент урока должен привлекать внимание детей к кар­те, добиваясь точного и полного ответа на вопрос. Например, тре­буя у школьника назвать ближайшую операцию, педагог просит найти на карте нужный образец, а затем ответить.

В качестве наглядного пособия при составлении плана по воп­росам учителя можно использовать также карточки с записями отдельных пунктов плана. Ученик вместо ответа вывешивает на доске нужную карточку плана. Такую методику можно применять при самостоятельном составлении плана работы над изделием.

5. Практическая работа. Большая часть времени урока труда отводится на выполнение поделки. В основном за урок учащиеся успевают изготовить одно программное изделие.

Продуманная организация и проведение предыдущих этапов занятия в значительной мере способствуют успешному выполнению задания.

Учащиеся I класса выполняют изделие по инструкции учителя, с показом приемов работы. Во II —III классах учитель посте­пенно сокращает помощь и подводит школьников к более самостоятельной работе. Он следит за тем, чтобы при выполнении задания ученики придерживались составленного плана и правильно выполняли соответствующие приемы работы, соблюдали санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности, пользуясь колющими и режущими инструментами.

Предметные карты, рекомендуемые для уроков ручного труда полезны на каждом этапе урока. Ученику проще придерживаться составленного плана, если на доске вывешена карта, отражающая последовательность работы.

После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к выполнению изделий. Однако процессом трудовой деятельности школьников руководит учитель: он постоянно привлекает внимание детей к образцу, к предметной карте, и предлагает сравнить свое изделие с образцом, поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.

Иногда в процессе трудового обучения рекомендуется пользоваться инструкциями с неполными данными, так как подробные инструкции при систематическом их применении приводят к ущемлению творческой активности учащихся.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности изготовления изделия.

6. Отчет о проделанной работе. Словесный отчет помогает ученикам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы аналогичного изделия, способствует развитию речи детей. Порядок изготовления некоторых поделок: может меняться в процессе практической деятельности.

В дальнейшем словесный отчет поможет ученику осознать выбранный им путь выполнения задания.

Обучение словесному отчету о практической работе следует начинать с первого класса. На первых этапах обучения в конце работы учитель задает детям вопросы о том, что они делали на уроке и из какого материала. Постепенно педагог подводит уча­щихся к составлению более подробного отчета, требующего упоминания каждой операции. Вопросы могут быть следующими: «Что вы делали на уроке? Из каких материалов? С чего вы начали работу? Какую операцию выполняли потом?» и т.д. В дальнейшем учащиеся отчитываются частично с помощью учителя и самостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы отчет соответствовал порядку произведенных действии. В рассказах детей должны быть правильно названы действия, материалы и порядок работы.

7. Оценка качества выполненной работы. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрица­тельную реакцию. В связи с этим встает весьма важная задача – воспитать правильное отношение к качеству выполненного изде­лия. Эту коррекцию следует начинать с первого урока. Учитель просит ответить, нравится или не нравится ученику его работа, как она сделана, не требуя объяснения, оценки. В дальнейшем следует просить детей оценить качество поделки, указать ее дос­тоинства и недостатки, попытаться объяснить причины недостат­ков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Учащиеся срав­нивают свое изделие с образцом, учитель помогает им объектив­но рассматривать свои поделки.

Ребят нужно привлекать к обсуждению качества не только соб­ственных изделий, но и работ своих товарищей. Отметку за работу выставляет учитель, учитывая правильность изготовления подел­ки, аккуратность выполнения, степень приложенных стараний. Необходимо помнить, что к оценке работ следует подходить ин­дивидуально, учитывая интеллектуальные и трудовые возможно­сти каждого конкретного ученика.

8. Подведение итогов урока. Как правило, это заключительная часть урока, когда учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает лучшие изделия на выставку, определяет перспективы дальней­шей деятельности.

В качестве домашнего задания следует рекомендовать изгото­вить поделку на заданную тему.

Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая структура урока не является единственно возможной. Вариантность уроков зави­сит от их задач, периода обучения. Отдельные этапы урока могут заменяться, переставляться в соответствии с дидактическими це­лями и содержанием занятия. Систему вопросов, упражнений, подбор наглядных пособий следует подчинить задачам данного урока.