Немецкий романтизм

И дух его мужает год от года.

Но твердо знамя держит рядовой.

Не убеждаться в том, что все надежды бред!

Пока исчадья смерти и сомненья.

Не скоро с опытом знакомство он сведет.

Там, где речь идет о причинах социальных бедствий, о быстротечности жизни повествование идет от лица автора, а не героя. В 1 песне Байрон осуждает «рабскую психологию» португальца, во 2 песне призывает греков сбросить вековое рабство. По мысли Байрона, счастье людей зависит не от монархов и тиранов, а от необъяснимых сил рока. Этим объясняется пессимизм некоторых высказываний Байрона о судьбе человека:

Меняться будут веры и воззренья,

И Гарольд, и Байрон проповедуют борьбу за свободу, честь, которые нужно отстаивать даже ценою жизни. Байрон призывает испанский народ отстоять свою свободу:

Народ – невольник встал за вольность в бой,

Бежал король, сдаются капитаны,

Он все отдаст за честь земли родной,

«сражаться хоть ножом» - такой девиз народа.

Романтизм поэмы проявляется не только в выборе нового героя, новой жанровой формы, но и в необыкновенном лиризме произведения. Поэма полна ярких романтических контрастов. Описание красоты португальских роз и равнин сменяется описанием грязных лиссабонских трущоб и их нищих обитателей. В языке поэмы сохраняются классицистические детали – частные описания, абстракции понятий – доблести, добродетели, мужества. Они разбавляются живыми разговорными интонациями, обращениями к читателю, возгласами восторга или возмущения. Мысли и чувства поэмы предельно драматизированы.

Поэма «Паломничество Чайльда-Гарольда» ознаменовала новый этап в развитии не только английской, но и мировой поэзии. Образ Гарольда стал символом времени и вызвал много подражаний. Поэма изменила многое в судьбе самого Байрона. О нем заговорили как о великом поэте, реформаторе языка, создателе новой жанровой формы и нового героя. Сам Байрон очень требовательно относился к себе, он считал, что успех у высшего света недолговечен.

Драматическая поэма «Манфред»

Поэма «Дон-Жуан» (1817-1824)

Развитие немецкой литературы XIX века происходит в соответствии с развитием европейского литературного процесса. Ведущим направлением первой трети XIX века является романтизм. Факторами, повлиявшими на развитие немецкого романтизма стали, французская революция, политическая раздробленность страны, антинаполеоновское освободительное движение. В отличие от французских романтиков, немецкие, не вступали в конфронтацию с просветителями. Ранние немецкие романтики создали в Германии подлинный культ Гёте. Деятельность романтиков приводит к расцвету отечественной немецкой фольклористики. Все это свидетельствует о том, что немецкий романтизм имел глубокие связи с поздним Просвещением.

В немецком романтизме выделяют 2 периода:

1) ранний (иенский) романтизм

2) поздний (гейдельбергский) романтизм.

Ранний иенский романтизм возникает в конце 18 века в городе Иене. В Иенском университете преподаватели основоположники иенского романтизма братья Шлегели Фридрих и Август Вильгельм, Фихте. Они ведут борьбу со старой рутинерской профессурой. В доме Шлегелей образовался своеобразный центр идеологической оппозиции. В 1797 г. начинают издавать журнал «Атеней», это придает школе резко оппозиционный характер по отношению к современной действительности. Причем иенских романтиков интересовали не общественно-политические, а некоторые идеологические аспекты действительности. К иенской школе примыкали писатель Новалис (псевдоним, настоящее имя Фридрих фон Харденберг), физик Риттер, естествоиспытатель Стеффенс, поэт, писатель Людвиг Тик, философ Шеллинг. Таким образом, иенский романтизм дает пример коллективной жизни в искусстве. Иенские романтики выдвигают тезис об универсальности литературы. Она воспринимается ими как инструмент постижения всеобщих закономерностей в мироздании. Это возможно только при полной творческой интуиции. Иенские романтики выдвигают новый принцип мифологической типизации. С их точки зрения миф – это высший вид поэзии.

В литературе XX века (творчество Т. Манна, Джойса, В.Вулф, Д. Лоуренса) отмечается увлечение мифом, его возрождение. Человека XX века особенно привлекает в мифе то, что в нем неявное выступает на равных правах с действительным.

Романтики отвергают путь буржуазного развития общества. Поиски справедливого антибуржуазного идеала приводит их к идеализации далекого прошлого, как правило, Средневековья. Это прошлое они соотносят с современным общественным развитием. При этом утопический акцент ставится романтиками не на общественной, а на эстетической стороне.

Иенские романтики провозглашают незаинтересованное искусство, которое не имеет задач вне себя. Это стало причиной отказа от гражданской воспитательной миссии искусства. «Незаинтересованное искусство» привело романтиков к сознательному отрыву искусства от общественно-политической жизни страны. В своем творчестве иенцы стремились уйти от изображения реальной конкретно-исторической действительности. Но несмотря на это, в теоретических исканиях романтиков содержатся попытки объективного отражения действительности. Именно иенские романтики внесли весомый вклад в разработку теории романа. Они предугадали бурный расцвет романа в XIX веке. Обращение к раскрытию внутреннего богатства человека, субъективный психологизм романтиков подготовило реалистическую разработку характеров.

Вскоре после смерти Новалиса в 1801 году иенская группа прекращает свое существование.

Поздний (гейдельбергский) романтизм.

Поздние романтики продолжают романтическую традицию, заложенную иенскими романтиками. На развитие позднего романтизма большое влияние оказала антинаполеоновская освободительная борьба 1806-1813 гг.

Название период получил от университетского города Гейдельберг. Кружок романтиков в Гейдельберге существовал в 1805-1809 гг., но школа поздних романтиков активно действовала и в 1810-20-е гг. Теоретические искания, философско-эстетические проблемы ранних романтиков уходят на задний план. Поздний романтизм переходит к конкретному художественному мышлению. В этом отразилась общая тенденция романтизма обращения к объективным явлениям действительности. В круг гейдельбергских романтиков входили Клеменс Брентано, Ахим фон Арним, братья Якоб и Вильгельм Гримм, Эйхендорф. Печатным органом гейдельбергских романтиков становится «Газета для отшельника».

Центральным акцентом поздних романтиков становится национальная немецкая традиция. Это было связано с патриотическим подъемом национального самосознания немцев в борьбе с иноземной оккупацией. Именно поздние романтики обогатили немецкую национальную культуру. Гейдельбергские романтики видели свой идеал в прошлом, в народном немецком творчестве, в патриархально-христианских устоях жизни. Так, Арним в противовес роману Шлегеля «Люцинда» (1799) с проповедованием культа свободной чувственности, создает роман «Бедность, богатство, вина и покаяние герцогини Долорес» (1810), в котором подчеркивает религиозный смысл брака.

Основное достижение гейдельбергских романтиков – это собрание фольклорных текстов: собрание немецких песен «Волшебный рог мальчика» 1806-1808 Арнима и Брентано, «Семейные народные книги» Герреса 1807, «Детские и домашние сказки» 1812-1814, «Немецкие предания» 1816-1818 братьев Гримм. Опираясь на народную песенную традицию немецкая лирика переживает обновление и расцвет (творчество Брентано, Мюллера, Эйхендорфа, Гейне, Шамиссо).

Людвиг Тик блестяще развивает в раннем творчестве традиции немецкой новеллистики. Браться Гримм создают мифологическую школу в литературоведении. В целом филологическая деятельность гейдельбергских романтиков закладывает основы немецкой фольклористики и медеевистики, способствует росту национального патриотизма в преддверии освободительных антинаполеоновских войн.

Вместе с тем, национальная ориентация нередко влекла за собой националистические тенденции, идеализацию феодальных пережитков, идею своеобразной феодально-патриархальной народности.

Новалис (настоящее имя Фридрих фон Харденберг, 1772-1801)

Самый одаренный в иенском кружке художник, оригинальный и глубокий мыслитель. Новалис стал наиболее характерным и ярким выразителем эстетико-философской системы иенских романтиков. Его личность овеяна ореолом таинственности, он человек-миф. Умер очень рано от туберкулеза. Через всю жизнь пронес любовь к девушке Софии, она умерла в возрасте 15 лет. Именно в Софии он нашел так называемую «поэзию утреннего часа», столь ценную для романтиков детскость. Для романтиков характерен культ ребенка, детства. Детство это особая пора жизни человека. Дети умны сами по себе, они прекрасны и загадочны, они жители неведомых миров, решают то, что недоступно взрослым.

Он выбирает себе псевдоним «Новалис», что означает «возделыватель целины». По образованию он был горным инженером, ему было присуще необыкновенное, изощренное восприятие цвета. Его творчество представляет синтез духовности и практики. На основе теории Фихте создает теорию магического идеализма. Она основана на вере в безграничные творческие способности личности. Творческая личность способна активно преобразовывать мир, романтизировать его. Он провозглашает культ художника, творческой личности. Новалис выдвигает понятие «романтизация мира» - совмещения реального с идеальным, возвышение обыденного до божественного.

Смысл поэзии Новалис видит в пророчестве, он абсолютизирует искусство, выводит его за рамки рациональности и действительности. Он допускает возможность поэзии, лишенной содержания. Стихотворения могут состоять только из «благозвучных, исполненных красоты слов, но без всякого смысла и связи». Истинная поэзия может быть только большой аллегорией. Весь реальный мир идентифицируется им со сказкой: «Роман не должен иметь никакой цели, он абсолютен в своей самоценности». Поэт – центральная фигура мироздания. Это избранная личность, только ему присуща всепроникающая мудрость, ему доступны все тайны мира. «Поэт понимает природу лучше, чем ученый. Только художник может постигнуть смысл жизни».

В историю немецкой лирики вошел как автор поэтического цикла «Гимны к ночи» (1800). В нем он разрабатывает концепцию жизни и смерти. Автор тяготится земным существованием, стремится к возлюбленной, которая умерла. Оптимизм цикла заключается не в отрицании земного бытия, а в утверждении существования человека и после смерти.

Основные эстетические идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген» (1800). Роман незакончен, из двух частей вторая только начата. Этот роман часто сравнивают со «Странствиями Штенбальда» Людвига Тика и «Молодыми годами» Гете. Как и у Тика в центре романа личность художника Для главного героя характерно исступленное томление по идеалу. Оба героя путешествуют по дороге жизни. Мотив дороги – это своеобразная метафора жизни. Композиция романа строится как система встреч с разными людьми. В обоих романах присутствует мир истории. Как и у Гете, для героя Новалиса характерен поиск своего места в жизни. Авторов интересует духовный рост человека, рост изнутри.

Роман Новалиса аллегоричен. Один из главных образов романа – голубой цветок – символ блаженной страны, который наполняет героя томлением. Это заставляет героя выйти в мир и найти свое призвание художника-поэта-миннеезингера. Когда герой находится в пути он вне времени, в вечности. По дороге жизни герой путешествует не только в будущее, но и в прошлое. Каждый персонаж, встречающийся на пути, рассказывает герою свою историю. Каждому герою дана своя песня, они философствуют о различных высших субстанциях. Генрих, таким образом, обретает жизненный опыт и благодаря общению с людьми становится поэтом. Но поэтическое видение ему было присуще изначально. Поэт, по Навалису, занимается самым высоким видом деятельности, он подобен Богу. В романе очень много христианской символики. Но Новалис не является христианским писателем, он пишет не о мире Бога, а о мире человека, который наделен функциями Бога.

Новалис рисует мир гармонии, реальности, который возникает из хаоса. Пространство романа сверхроводимо, все встречи мгновенны, происходит расщепление предметов и явлений. Мир очень легко трансформируется из одного состояния в другое. Это объединяет мир человека с миром природы.

Роман Новалиса – это классическое произведение романтической литературы. В нем звучит идея стремления к туманному и неопределенному романтическому идеалу. Этот идеал символизируется в образе «голубого цветка», этот символ сливается с идеальной возлюбленной Матильдой. Но идеал это не только любовь. Идеал – это тот путь познания, через который должен пройти герой Новалиса.

Роман незавершен в силу концепции Новалиса – нет конечности творчеству. Это форма, которая растет как цветок.

Фрагменты «Цветочная пыль»

Поэтический цикл «Гимны к ночи»

Роман «Ученики в Саисе»

Эрнст Теодор Амадей Гофман поздний немецкий романтик

«Крошка Цахес»

«Золотой горшок»

Роман «Элексир дьявола», «Житейские воззрения Кота Мура вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819-1821). Третья часть романа не завершена, Гофман заболел и умер.

 

Генрих фон Клейст (1777-1811)

Выдающийся немецкий поэт, прозаик, драматург. Его творчеством увлекался Пастернак, очень много переводил. Пастернака привлекала «угрюмая нешуточность» гения, который не знает ни покоя, ни удовлетворения. Он родился в небогатой дворянской семье потомственного прусского офицера. С детства его готовили к военной службе. Он прослужил в армии всего 2 года (1797-1799 гг.), у него была необыкновенная тяга к литературе и музыке. Он поступает в университет, изучает философию, литературу, древние языки. Затем бросает университет, решает заниматься сельским хозяйством в Швейцарии.

В 1802 г. в Веймаре знакомится с Гете и Шиллером, после чего начинает писать. Он неоднократно посылает свои драмы Гете, для него была очень важна его оценка. Но тот никогда не признавал талант Клейста и всегда давал отрицательную оценку. У Клейста складывались сложные отношения, как с романтиками, так и с писателями старшего поколения. Его стоит особняком в немецком романтизме. У него складывается трагическое мироощущение, он приходит к мысли, что все в мире непостижимо и занятия искусством тщетны.

Он тяжело переживал свою жизненную неустроенность, он с трудом зарабатывал на жизнь. Он тяжело переживал поражение Германии в войне с Наполеоном. Постоянное недовольство собой, провалы его драматических произведений привели к тому, что в 1811 г. он добровольно ушел из жизни.

Его произведения после смерти издал Людвиг Тик. Признание к Клейсту пришло уже после смерти. В начале 20 века особенно высоко была оценена драматургия. Первым драматически произведением Клейста была трагедия «Семейство Штроффенштейн» (1803). Трагедия представляет собой своеобразную обработку шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Основная тема – романтическое неприятие меркантильного мира и борьба за наследство. В центре трагедии борьба между двумя ветвями семейства Штроффенштейн, действиями героев руководит подозрительность. Трагедия написана в чисто романтической традиции: много ужасов, кошмаров, романтически очерчены характеры героев. Любовная история представителей враждующих лагерей заканчивается гибелью обоих персонажей. Сущность конфликта заключается в том, что безумие и духовная слепота противостоит человечности и доброте. Миром правит безумие и духовная слепота. В этой ранней трагедии очень много трупов, в этом выразилась специфика трагического мировосприятия мира автором.

Вершиной творчества Клейста считается трагедия «Пентесилея» (1808). Главные герои – царица амазонок Пентесилея и богоравный Ахилл. В этой трагедии Клейст обращается к античному сюжету. История Ахилла передается по менее известному варианту. В основе сюжета лежит страсть, которую Пентесилея питает к Ахиллу. Характер Пентесилеи дикий, неистовый, в котором любовь соседствует с ненавистью. Ахилл изображается нетрадиционно, он действительно богоравный, но он влюблен в Пентесилею. Он отправляется на поединок с ней без оружия, чтобы стать ее добровольным пленником. Но она спускает на него собак. Происходит столкновение характеров: доверчивому и простодушному Ахиллу противостоит страстная, импульсивная Пентесилея, не знающая границ в мщении. Ахилл свободен от догм, он может находить упоение в бою и способен полностью отдаться любви, не боясь насмешек Одиссея. Пентесилея создана для любви и счастья, но она не может отказаться от традиции. Пентесилея должна по закону амазонок победить своего будущего супруга. Победа оказывается на стороне Ахилла. Ахилл видит, как она страдает, вызывает ее на бой. Чтобы она не нарушала закон амазонок, он хочет сдаться ей без боя и идет без оружия. Ахилл думает, что Пентесилея поняла его замысел. Но она восприняла вызов Ахилла как отказ от любви и спускает на него собак. Сцена гибели Ахилла передается со всеми ужасными подробностями:

… Пентесилея бросается к нему и рвет с него,

Как сука, шлем гривастый,

Распихивая набежавших псов,

Они впились в него – кто в грудь, кто в шею…

Он падает – так, что земля дрожит,

Катается с царицей в алой луже

И, нежных щек ее касаясь, стонет:

Пентесилея, неужели это – тот праздник роз, что

Ты сулила мне?

Она ж… запускает зубы в грудь ему,

С неистовыми псам состязаясь.

Сцена убийства Ахилла является проявлением связи с античным натурализмом. Принцип передачи событий в трагедии Клейста такой же, как и в античном театре, они описываются персонажами не участвующими, а наблюдающими. Для романтизма характерно обращение к яркому, необычному, интригующему. Это связано с романтической живописностью и экзотичностью. Это является и отражением мировосприятия Клейста. Он во всем видел торжество жестокости, бесчеловечности, обмана и недоверия.

В трагедии Клейста в финале происходит парадоксальное переосмысление событий. Смерть Пентесилеи и Ахилла является торжеством любви, которая не подчиняется догмам и заблуждениям.

Особняком в творчестве Клейста стоят 2 комедии «Разбитый кувшин» (1805), «Амфитрион» (1807). Первая комедия вошла в число шедевров немецкой драматургии и до сих пор ставится в немецких театрах. Место действия, система образов, конфликт, проблематика резко отличаются от написанных ранее трагедий. Персонажи четко поделены на 2 группы по социальному признаку: судейские и крестьяне. Группа крестьян обрисована с несомненной авторской симпатией. Судья Адам придумывает, где поранил ногу, где потерял парик. Он постоянно сбивается и сочиняет маловероятные версии. В деревню с ревизией приезжает член суда Вальтер, он строго соблюдает законы. В деревне должно слушаться дело о разбитом кувшине. Именно судья Адам разбивает кувшин крестьянки Марты, когда ночью пытался пробраться к ее дочери. Марта хочет, чтобы ей заплатили за разбитый кувшин и восстановили честь ее дочери. Внешнее действие скрывает внутренний конфликт. Корыстолюбие и ханжество противостоят человеческому достоинству и чести. Конфликт комедии разрешается благополучно, девушка освобождается от подозрений, восстанавливается ее помолвка с женихом Рупрехтом, нечестный судья наказан. Но Марта не удовлетворена решением, т.к. ей не заплатили за кувшин. Он хочет ехать в город и там требовать возмещения материальных убытков. Для нее человеческая честь не является важнее, чем материальная стоимость вещей.

В комедии Клейст изображает современность. Проблема чести и доверия к человеку, заявленная в первых драмах, вновь возникает в комедии. Клейст сознательно раздваивает ситуацию – разрешает вопрос о чести и оставляет неразрешенным вопрос об имуществе. В духе гейдельбергского романтизма писатель подробно описывает предметы быта. Особенное внимание уделяется истории кувшина. Марта подробно перечисляет всех, кто раньше владел кувшином и описывает, что было на нем изображено. Предметы занимают внимание автора потому, что для современников вещи более ценны, чем люди. Клейст пишет о падении нравов, об ущербности человеческих отношений в современности. По мнению Клейста человечество идет по пути от великого к никчемности и варварству.

Историческая драма «Михаэль Кольхаас» (1810)

Клейст показывает события в Германии времен Реставрации. Сюжет заимствован из старой хроники 14 века. Народ просыпается от проповедей Лютера, у него проявляется стремление к личной свободе. Михаэль Кольхаас – историческая личность, автор сохраняет его подлинную судьбу. Клейст хочет показать как меняется личность под влиянием оскорбленного чувства чести. Михаэль был удачным торговцем и порядочным семьянином. Происходит неприятная история, когда юнкер Венцель фон Тронка заморив двух его лошадей, унижает его. Не найдя справедливости, Михаэль поднимает народное восстание. Справедливость, которой он добивается, становится новым издевательством. Власть возвращает ему лошадей, но его приговаривают к смертной казни. Тогда Михаэль становится главарем шайки, они грабят и убивают. Михаэль провозглашает себя наместником архангела Михаила. Он якобы сходит с небес, чтобы огнем и мечом покарать мир, погрязший в грехе и коварстве.

Возникает традиционная для Клейста проблема непознаваемости человеческой натуры. Честный, добрый Кольхаас становится жестоким убийцей. Он не щадит ни стариков, ни детей из рода Тронков. В этом проявляется авторская концепция мира, в котором жестокость – основной закон существования.

Клейст был выразителем трагического мировосприятия своего времени. Его трагедии показывают несовместимость высоких нравственных идеалов и мира, в котором царит недоверие к человеку и грубый произвол. В его произведениях звучит постоянное сомнение в человеке, который способен на неожиданные и необъяснимые действия.

Клеменс Брентано (1778-1842)

Блестящий поэт-лирик. Наполовину итальянец, был очень артистичен, темпераментен в творчестве. Вместе с тем, ему удалось проникнуть в сущность немецкой души. С детства был окружен очень талантливыми женщинами (мать бабушка). Жена Софии была знакома с великими писателями того времени, в частности, с Шиллером. Сестра Брентано стала автором талантливых произведений.

Жизнь Брентано складывалась достаточно трагично. Его жена была намного старше его, их брак продлился 3 года, семейные неудачи усугублялись творчкескими. Брентано называл Ахима фон Арнима братом своего сердца, позднее тот женится на сестре Брентано – Беттине. Поэты вместе много путешествуют, собирают немецкий фольклор. После кризиса в 1818 г. Брентано порывает с окружающим миром, бросает дом и уходит в монастырь до самой смерти. Поводом к этому послужил случайный разговор со знакомым, тот записал видения ясновидящей монахини. Брентано создает 2 произведения на религиозную тему: «Страдания Господа нашего Иисуса Христа», «Жизнь девы Марии». Еще одним поводом к уходу от жизни была влюбленность в Луизу Гензель. Она ответила ему отказом и посоветовала уйти в монастырь. С 1818 г. Брентано как поэт умирает.

Заслугой Брентано является то, что он обогатил немецкую поэзию элементами фольклора. Романтическая реформа немецкого стиха Брентано лишила немецкую поэзию широты общественного содержания, философской насыщенности. Но вместе с тем, она стала проще, демократичнее, доступной широкому кругу читателей, в ней усиливается национальная ориентация.

Брентано – типично романтический поэт. Он исключительно субъективен, его стихи носят глубоко личностный характер. Вся его ранняя лирика любовная. Так же как и общественные отношения, любовь лишена гармонии. Она носит в себе радость и страдание, возлюбленная изменчива и непостоянна. В дальнейшем Брентано отходит от иенского романтизма, начинает больше исповедовать приемы национального немецкого фольклора. Так в духе народной традиции написана баллада «Лорелей». Она не имеет прямого источника в народной поэзии. Но она породила самостоятельную романтическую легенду, которая органически вписалась в национальную немецкую культуру. На основе сюжета этой баллады был написан поэтический шедевр европейского романтизма «Лорелея» Гейне.

Основной темой баллады Брентано делает тему загадки женской красоты, которая воспринимается как колдовство. Несчастье этой красоты в том, что она имеет телесное воплощение. Ведущей темой становится тема физического желания, никого не волнует душевное состояние героини Лорелей. Несчастная любовь превращает Лорелей в колдунью. Брентано прекрасно показывает психологическое состояние героини.

Поэма «Роман о розах» (1803-1812)

Мотив поэмы Брентано берет из итальянской хроники 16 века. Сюжет – генеалогическая история семьи, в центре поэмы судьбы 3 девушек: 1) Роза Роза, 2) Роза Дора, 3) Роза Бианка . Все они дочери грешного художника, который совратил монахиню. Ее портрет он писал в монастыре. У художника есть 3 законных сына: старший Якопоне – юрист, средний Мимор – художник, младший Пьетро – садовник. Они влюблены в этих девушек. На первый план в поэме выходит тема инцеста. По мнению Брентано, в мире, в котором господствует первородный грех, все, что связано с телом греховно. Восстановить гармонию могут только божественные силы. Единственный выход для человека – порвать с миром.

Брентано был также блестящим прозаиком, одна из лучших новелл «Повесть о славном Касперле и пригожей Аннерль». Повествование ведется от первого лица 80-летней женщины. Рассказывается история об улане и о пригожей Аннерль, которая считалась его невестой. Брентано пытаясь найти идеал, обращается к крестьянской тематике, изображению ярких национальных характеров. Главными для них являются понятие чести. Касперль поканчивает с жизнью, когда узнает, что его отец и дядя разбойники и воры. Аннерль работает в богатом доме, ее соблазняет хозяин дворянин. Она убивает незаконнорожденного младенца. На суде из гордости она отказывается называть имя соблазнителя. Касперль и Аннерль умирают в один день, и им ставят один памятник. Для новеллы характерен прекрасный язык рассказчицы, он отлично передает особенности крестьянской речи.

Брентано вошел в немецкую романтическую лирику не только как поэт-романтик, но и как собиратель немецких народных песен. Вместе со своим другом Арнимом, Брентано отдал много сил собиранию немецкого фольклора. Они являются авторами сборника народных стихов, песен и баллад «Волшебный рог мальчика» (1806-1808). В него вошли материалы 16-18 веков, кроме фольклорных произведений в сборник вошли стихотворения известных немецких поэтов той поры, целый ряд оригинальных стихотворений самого Брентано.

«Волшебный рог мальчика» не был сборником строгой научной фольклористики. Его основной целью было дать читателю представление о достоинстве сознания немецкого народа. Сборник вышел в то время, когда вопрос о национальном единстве Германии был самым важным и актуальным. В подборе песен «Волшебного рога мальчика» вполне ощутима определенная предвзятость. В сборнике совершенно приглушен дух антифеодального протеста, только немногие произведения содержат подобные интонации. Наоборот, составители утверждают феодальную мораль и законность. Всех, кто отваживается выразить протест против вышестоящих и власть имущих, ожидает жестокая кара.

В сборнике бросается в глаза обилие духовных песен. Примерно такое же количество солдатских песен и песен с военной тематикой. Это отражает историческое положение Германии того времени и современную военно-политическую ситуацию. Во многих военных песнях звучат патриотические интонации («Песня битвы»), в некоторых военных песнях идеализируется откровенный военный разбой («Старый ландскнехт»).

 

 

Семинарское занятие

Тема: Дж.Г. Байрон «Каин».

План:

 

1. Библейский мотив и его разработка.

2. Романтическое бунтарство.

3. Схематизм характеров, философская условность.

4. Хронотоп, роль кольцевого сюжета.

5. Специфика жанра философской романтической драмы.