Лермонтов «Азраил» (1831): «Живу один средь мертвецов».

Байрон «Лара» (1814): «Блуждающий дух, изгнанный из другого мира, он казался незнакомцем в этом мире живых».

Поэт теперь оказывается не жрецом, а «скитальцем на земле, бездомным и сирым». Раздвоение теперь претерпевает и сам романтический человек. Он осознает непримиримое противоречие в самом себе, либо сталкивается со своим демоническим двойником («Элексиры дьявола» Гофмана).

Раздвоенность реальности понимается как непримиримая и безысходная борьба добра со злом, Божественного и демонического. Доверчивость, присущая раннему романтизму, сменяется подозрением и ощущением измены. Спасение романтики видят в бегстве в иные формы жизни. Ими могут быть природа, экзотические и «естественные» культуры, воображаемый мир детства, утопии, измененные состояния сознания. Теперь безумие, а не ирония, становятся естественной реакцией на раздвоенность мира. Безумие расширяет умственный кругозор человека.

Бегство из мира может осуществиться в смерти. Этот мотив получает широкое распространение в позднем романтизме. Появляется новая метафора тела и жизни человека как темницы. Появляется новый мотив – любви к смерти: Байрон «Каин»: «быть может, именно смерть ведет к высшему знанию».

Ранний романтизм почти уничтожает дистанцию между Богом и человеком, соединяет их чуть ли не на равных. В позднем романтизме совершается их взаимоотчуждение. Романтики создают образ героического скептика. Человек бесстрашно порывает с Богом и остается посреди пустого и чужого мира. Мюссе «Ролла» (1833): «Я не верю, о Христос, Твоему святому слову, я слишком поздно пришел в слишком старый мир, из века, лишенного надежды, родится век, в котором не будет страха».

Стоическая позиция нередко приводит романтика к апологии страдания и к его фетишизации. Мюссе в «Майской ночи» (1835) говорит: «Ничто не придает нам такого величия, как великое страдание».

С начала 30-х годов 19 века в связи с борьбой с общим литературным противником – поздним классицизмом, складывается новое литературное направление – реализм. Эстетика реализма определила литературный процесс второй половины 19 века и окрасила романтизм в негативные тона. Романтизм у реалистов ассоциируется с риторическим многословием, преобладанием внешних эффектов, мелодраматизмом. Все это действительно характерно для эпигонов романтизма.

Разработанный романтиками круг проблем – тема утраченного рая, отчуждения, вины и искупления, мотивы богоборчества, «нигилистического сознания» - оказался долговечнее романтической поэтики. Эти проблемы сохраняют значение в позднейшей литературе, причем без осознания преемственности с романтической традицией. Современное литературоведение нередко рассматривает романтизм не только как историческое понятие, но и как универсальную эстетическую категорию. Шарль Бодлер считал «романтическим» всякое «современное искусство», в котором есть «субъективность, духовность, краски, устремленность к бесконечному».

Таким образом, романтизм понимается как вневременная духовно-эстетическая ориентация, присущая произведениям разных эпох.

 

«Озёрная школа»

Первый этап английского романтизма 90-х годов 18 века представлен так называемой «озёрной школой». В нее входили Уильям Вордсворт, Самюэл Тейлор Колдридж, Роббер Саути. Жизнь и творчество поэтов было связано с Озерным краем, Северными графствами Англии, где было много озер. Другое название поэтов этой школы – поэты-лейкисты (от анг. Lake – «озеро»).

Название «озёрная школа» изобретено журналистом Ф. Джеффри уже много лет спустя после распада творческого союза в 1802 году. Термин «озёрная школа» в сознании современников вызывал негативные ассоциации. Байрон в посвящении к «Дону Жуану» (1817) иронически отзывался обо всех лейкистах. Этот термин никогда не использовался самими участниками школы.

Расцвет «озёрной школы» относится к 1797-98 годам. Вордсворт и Колдридж выработали новое романтическое представление о поэзии. Программным стал сборник «Лирические баллады» (1798). В нем они отказываются от старых классицистических образцов, провозглашают демократизацию проблематики, расширение тематического диапазона, разрушение старой системы стихосложения. Предисловие к сборнику стало манифестом раннего английского романтизма.

В судьбах Вордсворта, Колдриджа и Саути было много общего. Они сначала приветствовали французскую революцию, но потом испугались якобинского террора и отступились от нее. Вордсворт и Саути стали поэтами-лауреатами. В последние годы жизни лейкисты ослабили свою поэтическую активность, перестали писать стихи. Саути обратился к прозе, Колдридж к философии и религии, Вордсворт к осмыслению творческого сознания поэта.

Уже в середине 19 века исследователи и мемуаристы отрицают реальность существования «озёрной школы». В качестве аргумента выдвигают идею Вордсворта об отрицании поэтического языка. Но участие сподвижников школы – Колдриджа было кратковременным, Саути – непрямым и несистематическим. Эти сомнения разделяют многие современные российские исследователи: Н.Я. Дьяконова, А.Н. Горбунов, Н.А. Соловьева. По их мнению, если «озёрная школа» и существовала, то ее представителем был только один поэт – Вордсворт. Вместе с тем, роль представителей «озёрной школы» в истории литературы была велика. Они впервые открыто осудили классицистические принципы творчества. Лейкисты требовали изображения не великих исторических событий и выдающихся личностей, а повседневного быта простых людей сельских тружеников. Таким образом, лейкисты являются продолжателями традиций сентиментализма. Они возрождают интерес англичан к Шекспиру, к поэтам английского ренессанса, взывают к национальному самосознанию. Они подчеркивают отказ от универсальных классицистических канонов в пользу самобытной, оригинальной английской истории и культуре. Одним из главных принципов новой школы было широкое использование фольклора.

Основными жанрами «озёрной школы» были баллады и поэмы. У Вордсворта в центре внимания было переживание природы, близкой к пониманию бессмертия, коллизии из жизни бедноты. У Колдриджа – тема роковой разобщенности людей, неизбывного одиночества личности, для многих она оборачивается «жизнью-в-смерти». У Саути преобладают средневековые и восточно-романтические мотивы.

Вордсворт и его единомышленники сумели показать трагизм английского крестьянства в период промышленного переворота. Они акцентировали внимание читателя на психологических последствиях социальных изменений.

Лейкисты решительно выступили против изжившей себя классицистической поэтики, обогатили поэтический язык за счет введения разговорной лексики, приблизили поэтический стиль к разговорной речи. Вслед за английскими сентименталистами Томсоном и Греем они использовали размытое, смешанное видение. Оно было рождено не разумом, а чувством.

Лейкисты ратовали за смену силлабической системы стихосложения более соответствующей нормам английского языка тонической системой. Они отказывались от традиционных поэтических образов, смело вводили новые лексические формы, разговорные интонации, развернутые метафоры и сравнения, сложную романтическую символику.

И Вордсворта и Колдриджа в период создания баллад (1798) объединяло стремление следовать правде природы, стремление вызвать сострадание и сочувствие у читателя. Задачей поэзии, по их мнению, было обращение к жизни простых людей, изображение обыденного. Вордсворт и Колдридж рассматривали Вселенную как проявление абсолютного духа. Задача поэзии – уловить абсолютное в простейших явлениях современной жизни. Поэт должен поддерживать связи между человеком и Творцом. Но уже с «Лирических баллад» наметились различия между двумя поэтами. Колдриджа интересовали сверхъестественные события, которым он стремился придать черты обыденного и реального. Вордсворта привлекало именно обыденное, прозаическое, которое возводилось им в ранг невероятного, интересного и необычного. Вордсворт берет характеры и события прямо из жизни. Его поэзия носит легкий отпечаток натурализма. Поэт ставит своей задачей отождествить язык поэзии и прозы, передать размерами стиха подлинный язык людей.

Реформа поэтического языка лейкистами была высоко оценена А.С. Пушкиным: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному. Так некогда во Франции светские люди восхищались музой Ваде, так ныне Вордсворт и Колдридж увлекли за собой мнение многих. Но Ваде не умел ни воображения, ни поэтического чувства, его остроумные произведения дышат одной веселостью, выраженным площадным языком торговок и носильщиков. Произведения английских поэтов, напротив, исполнены глубоких чувств и поэтических мыслей, выраженных языком честного простолюдина».

 

Первый поэт «озёрной школы» Уильям Вордсворт (1770-1850)

 

Родился в Кэмберленде, очень красивом озерном местечке, в семье провинциального юриста. Учился в Кембридже, много путешествовал по Франции, Швейцарии, Германии. Начал писать стихи очень рано в 14 лет. Вордсворт был во Франции во время революции. Она произвела на него большое впечатление, но позже он был очень разочарован в ее результатах.

Чаще всего героями своих произведений он делает простых людей – крестьян, разорившихся помещиков, нищих. Самое известное трагическое произведение о крестьянстве «Вина и скорбь», отражает последствия промышленного и аграрного переворота. Самое страшное последствие – это духовное обнищание человека, озлобленного нищетой и бесправием. В балладе «Слабоумный мальчик» (1798) Вордсворт восхищается людьми из низших слоев, которые способны сохранить любовь к слабоумным детям. Баллада имеет совершенно нелепый сюжет. Мать отправляет мальчика ночью за врачом, потому что заболела соседка. Критики упрекали поэта в любовании «идиотизмом сельской жизни». Вордсворт делает объектом поэзии совершенно недопустимый объект – внутренний мир больного ребенка. Но главным героем баллады является мать маленького Джонни. Она, желая помочь больной одинокой соседке, отважилась послать своего слабоумного сына в город за доктором. Она надеется, что он сможет передать поручение. Когда ребенка долго нет, она разрывается между опасениями за тяжело больную соседку и переживаниями за своего ребенка. Другой центральный персонаж – старуха Сьюзен, отпускает соседку искать сына. Тревожась о мальчике, забывает о своей болезни и сама отправляется на их поиски. Обе женщины забывают о своих несчастьях, заботясь о другом. В финале они так рады, что ребенок нашелся, что у читателя создается впечатление, что смертельная болезнь Сьюзен отступила.

Большое место в его поэзии занимает деревенская тематика, он пишет о бедности и разорении крестьянства («Алиса Фелл, или Бедность», «Мать моряка», «Последний из стада», «Старый Кемберлендский нищий», «Мечты бедной Сюзанны», «Разоренная хижина»). Пасторальная поэма «Майк» (1800) рассказывает о трагедии крестьянской семьи, живущей в живописной местности. Майкл счастлив со своей женой и единственным сыном Люком, трудолюбивым и послушным юношей. Они отправляют сына в город на заработки, но он не возвращается. Очевидно, он запутался в долгах и увлекся праздной жизнью. Родители Люка умирают с горя, овчарня остается недостроенной и постепенно разрушается.

В его поэзии часто возникает образ нищего, который идет по бескрайним дорогам. Этот образ подсказан суровой реальностью. В результате реформ исчезает класс сводного крестьянства, сельские труженики покидают родные места в поисках работы. Образ нищего Вордсворт сильно романтизирует, наполняет глубоким философским смыслом. Поэт восхищается житейской мудростью своих героев, их достоинством и жизненной стойкостью. Поэт восхищается детским сознанием, неиспорченным жизненным опытом («Слабоумный мальчик», «Нас семеро»). В балладе «Нас семеро» поэт встречает девочку, она рассказывает ему, что у нее умерли брат и сестра. На вопрос, сколько детей осталось в семье, она отвечает семеро, считая их живыми. Девочка часто играет на могиле умерших, и считает, что они где-то рядом. Детскому сознанию недоступно понимание смерти. Вордсворт создает галерею поэтических женских образов, наиболее яркий – образ Люси Грей. Он проходит через многие стихотворения поэта («Люси Грей», «Она обитала среди исхоженных путей», «Странные вспышки страсти, когда-либо мне известные»).

Облик Люси ассоциируется у поэта с домом, родиной, домашним очагом. В ее характере подчеркивается красота, одухотворенность, поэтичность. Эти черты были свойственны любимой сестре поэта – Дороти.

Другая яркая страница поэзии Вордсворта – пейзажная лирика: «Строки, написанные близ Тинтернского аббатства», «Кукушка», «Как тучи одинокой тень», «Сердце мое ликует», «Тисовое дерево». В них поэт прославляет прекрасные виды Озёрного края. Тисовое дерево – символ истории родных мест. Из его ветвей воины в Средние века изготавливали луки для борьбы с готами и галлами.

Другая грань творчества Вордсворта философская лирика: «Утраченная любовь», «Венеция, Англия и Швейцария», «Далекому другу», «Лондон, 1802», «Ода, об откровении бессмертия». Для нее свойственно элегическое настроение, образы безвозвратно ушедшего прошлого, вера в будущее, безоблачное счастье.

«Аббатство в Тинберге» (1798), эта баллада послужила толчком для стихотворения А.С. Пушкина «И вновь я посетил…»

Автобиографическая поэма «Прелюдия», с подзаголовком «Эволюция поэтического сознания». При жизни поэта существовала в рукописи и с 1805-1850 претерпела множество изменений. Опубликована полностью после его смерти женой. Поэма – это лирический дневник самого Вордсворта. Канву произведения составляют сведения о детстве, юности, зрелости. Главная роль отводится творческому сознанию. В поэме 14 книг, этапы жизненного пути представляют собой внутренние ориентиры.

1 этап – детство – пора ощущений. Человек на интуитивном уровне впитывает уроки природы.

2 этап – юность – пора чувств. В это время формируются нравственные представления о жизни.

3 этап – зрелость – пора ощущений. Человек возвращается к природе, но уже на более высоком уровне.

Между ними располагаются большие повествовательные отрывки, которые рисуют жизнь сознания, восприятия мира, истории, человека.

Поэт проповедует радость жизненного труда. Он пытается осмыслить опыт французской революции, делает весьма печальные выводы. Его, как и многих романтиков, привлекает личность Наполеона. Он делает попытку уйти от социальной борьбы. Главной идеей становится утверждение культа божественной природы и любви.

Поэзия Вордсворта – это целая эпоха в развитии не только английской, но и мировой поэзии. Он первый поэт-романтик, который показал трагедию класса, уничтоженного промышленным переворотом. Вордсворт провозглашает конец господству хорошего вкуса. Он вводит в свое творчество самые непоэтические сюжеты из деревенской жизни. Он использует просторечия, обороты из живого разговора крестьянина. Поэзия становится естественным и безыскусным выражением мир чувств простых людей. Вордсворт трансформировал многие поэтические жанры: послания, элегии, сонет. Он придает им простоту и легкость благодаря введению бытовых живописных деталей.

Второй представитель «Озёрной школы» Самюэл Тейлор Колдридж (1772-1834)

В. Скотт называл его «создателем гармонии». Родился в Девоншире в семье провинциального священника. В школе увлекался философией, читал Вольтера, Дарвина, Платона. Учился в Кембридже, но ему не удалось окончить университет. В 1793 году знакомится с Саути, они мечтают уехать в Америку и создать там общину свободных людей, не подчиняющихся никакой власти. Поездка не осуществляется из-за нехватки денег. В 1796 году знакомится с Вордсвортом, поэтическое сотрудничество выливается в создание совместного сборника «Лирические баллады» (1798).

Колдридж находится под огромным влиянием философии Шеллинга. Он создает свою теорию воображения, разграничивает его на 2 вида.

1) Первичное воображение бессознательно впитывает мир. Это не есть творческий акт как таковой, это способность, присущая любому человеку воспроизвести увиденное.

2) Вторичное воображение имеет художественные цели и умеет подчинять их творческому замыслу. Это способность особая, присущая не всем.

Художник – посредник между идеальным и реальным миром природы и человека. Истинное подражание природе возможно с помощью символов. На начальном этапе творчества излюбленным жанром Колдриджа был сонет. В 1794-95 гг. он создает целый цикл «Сонеты, посвященные видным деятелям» (Пристли, Шеридану, Годвину, Костюшко).

Чувство причастности к несчастьям людей поэта-романтика оттеняются у Колдриджа желанием сосредоточиться на самом себе, преодолеть суету мирской жизни. Но реальная жизнь бесцеремонно вторгается в светлый, радужный мир поэта-фантазера. Карательные действия английских войск в Ирландии вызвали возмущение всех мыслящих людей эпохи. Колдридж отозвался на эти события военной эклогой «Огонь, Голод и Резня» (1798). Античные эклоги воссоздают мирные пастушеские беседы. У Колдриджа 3 сестры ведьмы – Огонь, Голод, Резня расправляются с простыми ирландцами и наслаждаются при виде их мучений. Натуралистические детали и подробности в рассказах ведьм полностью разрушают традиции античных идиллий.

1797-1802 гг. – время, наиболее плодотворное в творчестве Колдриджа. Он создает самые известные и значительные поэмы: «Баллада о старом мореходе», «Кристабель», «Кубла Хан», «Франция», «Уныние», «Любовь и старость». При общем нарастании элегических настроений и углублении социального скептицизма, четко определяется философская направленность поэзии Колдриджа. Основными мотивами поэзии Колдриджа весной является меланхолия надежды, осенью – меланхолия смирения, покорности. Природа имеет для поэта особый смысл и значение. Ее вечная мудрость и слабость спасают человека от минутной слабости и отчаяния, направляют его на путь истины и добра. Но и они, по мнению поэта, изменчивы и непостоянны, вечна и нетленна только одна мысль поэта, его идеал. Колдридж пересматривает и переоценивает свои прежние политические идеалы. Наполеона он называет «бездушным мечтателем бездушного мира». Он, как и многие современники, увидел в Наполеоне властителя, развязавшего захватнические войны. Понятие свободы у Колдриджа ассоциируется теперь только со стихиями природы, человеческие деяния уничтожили содержание этого понятия. Колдридж впервые в литературе английского романтизма показывает безысходность индивидуалистического бунтарства – ода «Франция».

Колдридж-романтик критикует цивилизацию и урбанизацию жизни. Природа часто мстит человеку за преступления, которые он совершает. Этой проблеме посвящена поэма-фантазия «Сказание о старом мореходе» (1797). Сюжет подсказан ему Вордсвортом. Фабулу событий Колдридж вносит в отдельный столбик, а основная часть – это лирическая исповедь моряка. Все приключения моряка носят отчетливо символический характер. Одним из ярких романтических обобщений, символизирующие гибель, упадок и разложение – это гниющее море с мертвым кораблем. Трупы на корабле кажутся старику ожившими. Старый моряк совершает убийство альбатроса, эта птица является символом невинности. Постепенно в нем происходит мучительное осознание вины перед природой. Муки и страдания моряка приобретают вселенский характер. Убитый альбатрос висит у него на шее вместо креста. Когда мореход благословляет водяных змей, мертвый альбатрос падает в море. Это освобождает моряка от страшных угрызений совести. Окончательное искупление происходит, когда корабль уходит под воду. Корабль является символом преступления, вины и наказания. В финале поэмы звучит тема прощения всех, кто может осознать свою вину перед природой.

Следующее произведение, в котором поэт обращается к образам прошлого поэма «Кристабель» (1798). Это своеобразная стилизация под средневековую легенду. Очень трудно определить, где происходит действие, Колдридж передает только психологическую атмосферу страха и ужаса. Кристабель уходит в лес помолиться за любимого, который ушел на войну. Там она встречает незнакомку – очень красивую девушку Джеральдину. В глазах Джеральдины светится змеиный огонек, но Кристабель она кажется совершенной невинностью. Колдридж искусно сплетает реальное и фантастическое и убеждает читателя в существовании оборотней. Кристабель приводит ее в свой дом. Джеральдина мстит ее отцу, за то, что он много лет назад поссорился с ее отцом. Джеральдина оказывается колдуньей, она соблазняет отца Кристабель и хочет совратить ее с пути благочестия. На этом поэма заканчивается, эта незавершенность рождает различные толкования концовки. Доверчивая доброта оказывается бессильной перед властью зла. По замыслу поэта, поэма должна была выразить торжество христианской морали. Темное, злое есть в душе каждого человека. Важно сделать усилие и не дать силам зла одержать победу над собой.

Колдридж поэт и философ отличался широтой кругозора, глубокими познаниями в области поэзии и культуры. Созданная им теория воображения стала основой литературной критики эпохи раннего романтизма. Для Колдриджа характерно обостренное национальное самосознание, интерес к средневековой английской поэзии. В последние годы жизни поэт становится яростным защитником церкви, считает религию основой человеческого существования.

Поэзия Колдриджа необычайно синкретична, объединяет музыкальные, словесные и живописные возможности передачи чувств и настроений человека. Колдридж стал реформатором поэтического языка и стихосложения. Разнообразие метрики поэта поражает, он использует четверостишия, 5-ти, 6-ти строчные строфы, белый стих, гекзаметр, размеры классической древности, метрику песенной баллады, раешник, перебои метра и ритма. Поэтическое мастерство Колдриджа было высоко оценено современниками. В. Скотт называл его великим поэтом: «Его стихи о любви, одни из самых прекрасных, написанных на английском языке».

Третий представитель «Озёрной школы» Роберт Саути (1774-1843)

Саути разделял многие эстетические искания Вордсворта и Колдриджа. Первое произведение поэта поэма «Падение Робеспьера» (1794) было издано под именем Колдриджа, хотя 2 акта из 3 были написаны Саути. Творчество Саути можно разделить на 2 периода:

1) 1794-1813 гг. В этом периоде преобладают поэзия и драматические произведения.

2) 1813-1843 гг. Создает в основном драматические произведения.

В отличие от Вордсворта и Колдриджа Саути не проявлял интереса к теории романтизма. В 1813 г. он получает звание поэта-лауреата, от которого отказался В. Скотт. С этого момента его радикальные политические взгляды меняются на реакционные. Это вызывает резкую критику и насмешки литературных врагов и вчерашних единомышленников.

Дж. Г. Байрон отмечает совершенный стиль Саути, но осуждает ренегатство поэта: