Функции СМИ.

1. Функция информирования. СМИ должны получать и распространять сведения о важных для общества событиях. Эта информация, как правило, содержит комментарий и оценку, что позволяет СМИ формировать у граждан мнение о деятельности политических институтов, об экономической, культурной и других сторонах жизни общества.

2. Функция образования. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих верно оценивать и упорядочить сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в противоречивом потоке информации. Однако СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений. Но СМИ, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации.

3. Функция социализации. Эта функция тесно связана с функцией образования. Если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний, расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей, образцов поведения, которые необходимы гражданину для участия в политической жизни, для оказания влияния на политическую ситуацию. В демократичном обществе важная задача, стоящая перед СМИ в рамках этой функции – внедрение в сознание людей уважения к закону, к мнению, как большинства, так и меньшинства, умения мирно разрешать конфликты.

4. Функция критики и контроля. Эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Но необходимо признать, что СМИ не могут применять к нарушителям какие-либо санкции (экономические, административный и т.д.). Однако моральная оценка, даваемая СМИ нарушителям, может зачастую менять их действия в лучшую сторону, а информация, прошедшая в СМИ, может служить основанием для проверки объектов критики со стороны государственных органов, уполномоченных контролировать соблюдение закона.

5. Функция артикуляции интересов. СМИ обеспечивают представителям различных социальных групп возможность публично выражать свое мнение, четко формировать и представлять свои интересы в спектре различных общественных интересов.

6. Функция конституирования политических субъектов. СМИ помогают различным политическим силам заявить о себе на политической арене, выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия, т.е. занять свою политическую нишу, оформиться как реальная политическая сила. Без доступа к СМИ эти попытки обречены на провал.

7. Мобилизационная функция. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям, в их вовлечении в политику, так как СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их поведение.

8. Инновационная функция. Эта функция проявляется в инициировании политических изменений через постановку общественно важных проблем в СМИ, привлечении к ним внимания всего общества, всех социальных слоев и групп, всех уровней власти.

9. Оперативная функция. Обслуживание в информационном плане определенных политических сил (государство, политические партии, общественные организации), а также сил, имеющих свой интерес в политике (крупные компании, банки и т.д.). СМИ также отстаивают точку зрения этих сил перед широкой общественностью, перед другими политическими силами, формируют общественное мнение о них.

Высшим критерием деятельности СМИ, высшим благом, которое они должны защищать независимо от своих политических предпочтений, должны быть интересы всего общества в целом.