Понятие СМИ.

Политическая коммуникация.

Политическая коммуникация является одним из важнейших политических процессов, так как именно в процессе коммуникации происходит взаимодействие личностей, социальных групп, политических партий, государств, в ходе которого осуществляется передача информации, оценок, чувств и т.д. Коммуникация – это процесс, который связывает отдельные элементы общества, политической системы друг с другом.

Различают несколько видов коммуникации:

1. Межличностная, то есть непосредственный контакт между людьми;

2. Групповая, то есть общение в малых группах;

3. Массовая, то есть процесс распространения информации посредством специальных средств. В результате информация поступает к большим группам людей, то есть обеспечивается массовость аудитории.

СМИ – система учреждений, созданных для открытой передачи информации на неопределённые аудитории с помощью специальных технических средств (телевидение, радио, пресса, кино, видео- и звукозапись, справочники).

Их отличительными чертами являются:

а) публичность (неограниченный круг потребителей информации);

б) наличие специальных технических средств;

в) однонаправленность воздействия;

г) непостоянный характер аудитории.

СМИ как раз и относятся к третьему виду коммуникаций. Но не только они. В сфере массовой коммуникации действуют следующие социальные институты (или политические агенты):

1. официальные институты государства;

2. корпоративные структуры (политические партии, профсоюзы и т.д.);

3. государственные и национальные СМИ;

4. независимые (от государства) СМИ;

5. зарубежные СМИ.

СМИ в системе массовых коммуникаций занимают ключевые позиции, так как без них любые заявления представителей государства и общественных организаций не стали бы известны широкой аудитории. От СМИ зависит, какие слова они донесут, а какие укроют от потребителей информации. Даже исторически так сложилось, что СМИ проникали на политический рынок не как нейтральные элементы политической системы, а как органы партийной печати. Поэтому СМИ мы можем отнести к одному из важнейших инструментов реализации власти. Бальзак еще в 1840 г. назвал прессу “четвертой властью”.

В настоящее время: процессы медиатизации политики и политизации медиа.

Классификация СМИ.

СМИ по отношению к субъекту власти:

1. Правительственные. Это СМИ, желающие сохранить господствующее положение властвующей политической силы. Они не обязательно являются государственными, могут быть партийными органами общественных организаций и расходиться между собой во взглядах на отдельные методы действий правящей группировки.

2. Оппозиционные. Это СМИ, желающие перераспределения власти в обществе. В еще меньшей степени являются единым лагерем. Могут представлять интересы различных политических сил, которые борются за власть и с власть имущими, и между собой.

3. Независимые. Нейтральные по отношению к борющимся за власть политическим силам, что дает возможность им более объективно оценивать ситуацию. Но, в целом, небезразличны к тому, кто придет к власти, какую политику будет проводить правительство (и по отношению к ним в том числе). Эти СМИ, являясь элементом политической системы, а также их сотрудники, являясь членами общества, не могут оставаться абсолютно нейтральными и безучастными.

СМИ по форме собственности на них:

1. Государственные СМИ, которые могут быть собственно государственными и национальными.

2. Негосударственные СМИ. Это СМИ, принадлежащие частным лицам, общественным объединениям, компаниям, трудовым коллективам.

Форма собственности может быть также акционерной, где акции в разных долях распределяются между несколькими собственниками, в том числе акционером может быть и государство.

СМИ по способу передачи информации:

1. Печатные СМИ (пресса, или периодическая печать). Это газеты, журналы, справочники и т.д.

2. Электронные СМИ. Это радио, телевидение, Интернет, электронные носители информации и т.д.