Общие понятия об инвестиционной деятельности.

И ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДПРОЕКТНОЙ

Основные этапы инвестиционного проектирования в Российской Федерации

Федеральный закон«Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»от 25.02.99 № 39-ФЗопределяетинвестиции как денежные средства и имущество, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или социальных результатов. Инвестициями, помимо денежных средств, могут быть банковские кредиты, ценные бумаги, оборудование, патенты, лицензии и другое имущество.

Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в законном порядке регламентами (стандартами, нормами, правилами), а также описание практических действий (бизнес-план).

Инвестиционный процесс – это процесс воспроизводства основных фондов, который охватывает период от момента принятия решения о выделении средств на проектирование и строительство объекта до полного освоения созданных мощностей.

Инвестиционный цикл – это совокупность взаимосвязанных этапов, образующих в целом единый процесс осуществления капитальных вложений. Инвестиционный цикл в себя включает:

- предпроектный этап – разработка инвестиционных намерений, анализ их вариантов и выбор приемлемого, определение источников финансирования и заключение договоров;

- проектирование;

- строительно-монтажные работы;

- ввод в эксплуатацию, освоение, включая период эксплуатации, в течение которого обеспечивается окупаемость вложенных средств.

Инвесторами, осуществляющими вложение собственных, заемных, привлеченных средств на создание и воспроизводство основных фондов в форме капитальных вложений, могут быть:

- органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами (государственные органы и органы местного самоуправления);

- организации и предприятия, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

- международные организации, иностранные юридические лица;

- физические лица (граждане РФ и иностранные граждане).

Источниками инвестиций могут быть:

- ассигнования из бюджетных фондов (федерального, регионального, целевого или местного);

- средства, выделяемые холдинговыми и акционерными компаниями;

- собственные финансовые средства и накопления заказчика (инвестора);

- кредиты банков, фонды поддержки предпринимательства и др.

Инвестиционно-строительный процесс включает в себя объекты и субъекты деятельности.

Объектами в инвестиционно-строительной деятельности выступают:

- денежные вклады;

- ценные бумаги;

- имущественные права и права интеллектуальной собственности;

- научно-техническая продукция и другие объекты собственности;

- производство различных видов продукции;

- комплексы строящихся и реконструируемых объектов;

- строящиеся здания и сооружения.

Основными участниками (субъектами) инвестиционной деятельности являются:

1) инициаторстроительства (автор главной идеи, им может быть любой участник, в том числе заказчик);

2) инвестор (вкладчик) – юридическое или физическое лицо, осуществляющее долгосрочное вложение капитала в экономику (проект, предприятие и т.п.) с использованием собственных или иных средств в соответствии с законодательством РФ, как правило, в целях получения прибыли на вложенный капитал;

3) заказчик- юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором, которое осуществляет реализацию инвестиционного проекта (планирует строительство, размещает заказы на его осуществление подрядным организациям, обеспечивает финансирование и контроль в период производства работ, а также приемку законченных зданий и сооружений). От него зависит деловая инициатива. Это может быть лицо или организация, которая в дальнейшем станет пользователем производственного объекта, будет нести за него ответственность и обеспечивать финансирование. Заказчиками могут быть промышленные предприятия, городские муниципалитеты, администрация областей, агропромышленные объединения и др. Инвестор и заказчик могут быть в одном лице;

4) застройщик– юридическое или физическое лицо, официально заявившее о намерении осуществлять строительство определенного объекта недвижимости. На основе архитектурно-планировочного задания он заказывает проектно-сметную документацию, получает разрешение на строительство и организует в период строительства все виды надзора. Застройщик проводит строительство собственными силами или с привлечением подрядчиков, а по окончании принимает объект в эксплуатацию и регистрирует право собственности в местном органе самоуправления. Согласно Градостроительному кодексу, застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Заказчиками (застройщиками) могут быть инвесторы, а также иные физические и юридические лица, уполномоченные инвесторами осуществлять реализацию инвестиционных проектов по строительству;

5) пользователь– юридическое или физическое лицо, использующее объект на правах собственности или получившее право пользования от собственника;

6) эксплуатирующая организация – юридическое лицо, осуществляющее на правах собственника или по поручению собственника (чаще всего инвестора) техническую эксплуатацию объекта;

7) проектировщик – юридическое или физическое лицо, разрабатывающее по заказу и договору с заказчиком проектно-сметную документацию на новое строительство, реконструкцию или техническое перевооружение. К ним также относятся организации, проводящие инженерно-геологические, геодезические и другие изыскания для строительства;

8) подрядчик– юридическое или физическое лицо, выполняющее комплекс работ по строительству объектов различного назначения. Договор с заказчиком заключает генеральный подрядчик – центральная фигура в строительстве. При подрядном способе генподрядчик возглавляет строительство, отвечая перед заказчиком за своевременное и качественное осуществление проекта и сдачу объектов в эксплуатацию.

Для выполнения отдельных видов работ или отдельных объектов генподрядчик привлекает субподрядные организации (по строительным, монтажным, санитарно-техническим, электромонтажным работам, монтажу оборудования, строительству дорог, сетей и др.). Генподрядчик несет ответственность за выполнение не только работ, осуществляемых собственными силами (обычно общестроительных), но и за работу субподрядчиков; координирует производство работ всеми субподрядчиками, не вмешиваясь в их внутреннюю производственно-хозяйственную деятельность.

Согласно Градостроительному Кодексу, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами (часть вторая в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 148-ФЗ)

Лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям (в ред. Федерального закона от 22.07.08 № 148-ФЗ);

9) поставщик – юридическое или физическое лицо, выпускающее необходимую для строительства продукцию (материалы, детали и строительные конструкции);

10) транспортирующая организация – юридическое или физическое лицо, осуществляющее по договорам с подрядчиками внешние и внутрипостроечные перевозки материально-технических ресурсов всеми видами транспорта;

11) научно-исследовательская организация – юридическое или физическое лицо, выполняющее научно-исследовательские работы по заданию Госстроя РФ, министерств и ведомств или по прямым договорам с заказчиками, проектировщиками и подрядчиками.

Субъекты инвестиционной деятельности могут совмещать несколько функций, например, заказчика и застройщика, заказчика-проектировщика – строителя-пользователя и т.д. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать установленные законом нормы и регламенты, требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.

Федеральным законом от 22.07.08 № 148-ФЗ (Градостроительный кодекс)введено понятиесаморегулируемые организации (СРО)в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Это некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций. СРО основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

К отношениям, связанным с приобретением, прекращением статусаСРО, определением их правового положения, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов и применением СРО мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 1.12.07 г. № 315-ФЗ"О саморегулируемых организациях".

Статус СРО может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 55.4 Градостроительного Кодекса.

Для внесения в государственный реестр СРО сведений о некоммерческой организации ею представляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО документы, предусмотренные пунктами 1 - 6 части 8 статьи 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", а также документы, подтверждающие соблюдение установленных частями 1 и 2 статьи 55.4 Градостроительного Кодекса требований к некоммерческой организации. При этом в уставе некоммерческой организации должен быть указан вид СРО в соответствии со статьей 55.3 Градостроительного Кодекса.

Допускается приобретение некоммерческими организациями статуса СРО следующих видов:

1) выполняющих инженерные изыскания;

2) осуществляющих подготовку проектной документации;

3) осуществляющих строительство.

В соответствии с ПостановлениемПравительства РФ от 19.11.08 № 864, ведение реестра СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется Ростехнадзором. Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства также осуществляется Ростехнадзором.

СРО обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасностьобъектов капитального строительства. Свидетельство - документ, устанавливающий условия выдачи СРО свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Для решения вопросов размещения производственных объектов с учетом перспективы их развития выполняются предпроектные разработки. К ним относятся:

- схемы районной планировки;

- генеральные планы городов, поселков и населенных пунктов;

- проекты планировки промышленных зон городов;

- схемы комплексного использования и охраны вод и др.

В этих разработках на основе различных факторов рассматриваются варианты расположения объектов, намечаемых к строительству. На основе сопоставления вариантов по различным показателям определяется и утверждается наиболее рациональный из них.

Схемы районной планировки содержат принципиальные решения, касающиеся комплексного размещения основных производственных объектов, расселения жителей, энергоснабжения, транспортных связей, водоснабжения и водоотведения и т.д. Обычно они охватывают территорию области или края и основываются на тщательном изучении природных ресурсов и данных о потребностях в воде промышленности и населения, в результате чего составляются водные балансы на расчетные сроки. Районные схемы разрабатываются на перспективу 15 – 20 лет. На этот период отсутствуют достоверные исходные данные по благоустройству населенных пунктов для определения водопотребления и водоотведения по СНиП, поэтому пользуются приближенными укрупненными нормами. Потребление воды и сброс сточных вод предприятиями определяются по имеющимся проектам, по предприятиям-аналогам или по «Укрупненным нормам расхода воды и количества сточных вод на единицу продукции или сырья».

По условиям принятия решения о размещении и сооружении производственного объекта на территории РФ все объекты подразделяются на тригруппы.

1) Объектыфедеральногозначения. Они находятся в федеральной собственности, имеющей федеральное или региональное значение, размещаются и сооружаются на территории закрытых административно-федеральных образований. Решения о сооружении таких объектов принимаются совместно Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых предполагается размещение объектов.

2) Объектырегиональногозначения. Решение о сооружении объектов принимается органами государственной власти субъектов РФ.

3) Объектыместногозначения. Решение принимается органами местного самоуправления.

Современная социально-экономическаяситуация в России потребовала нового подхода к проведению государственной политики в области строительной деятельности. Она отражается:

- в непрерывности инвестиционного процесса;

- в многообразии форм собственности;

- в необходимости охраны окружающей среды;

- в сертификации продукции (услуг);

- в лицензировании строительной и проектной деятельности;

- в совершенствовании отечественной технологии разработки проектной продукции;

- в государственной экспертизе проектной документации;

- в государственной регламентации инвестиционно-строительной деятельности;

- в обеспечении федеральными нормативными и методическими документами, регламентирующими процессы разработки, согласования, экспертизы и утверждения проектной документации на строительство.

Строительство объекта осуществляется в непрерывном инвестиционном процессе с момента возникновения идеи (замысла) до сдачи объекта в эксплуатацию и дальнейшая его эксплуатация. Весь циклинвестиционного проекта включает в себя комплекс экономических, организационно-управленческих, технических и технологических задач, выраженных в первоначальной идее, архитектурном и строительном проекте, строительном производстве и эксплуатации объекта.

Циклинвестиционного проекта можно охарактеризовать тремяфазами:

- прединвестиционной;

- инвестиционной;

- эксплуатационной.

Четкойграницы между этими фазами нет. Каждая фаза может начинаться в предыдущей и заканчиваться в последующей, могут выполняться параллельные виды деятельности в разных фазах.

Прединвестиционнаяфаза включает:

- определение цели инвестирования;

- разработку обоснований инвестиций;

- разработку декларации (ходатайства) о намерениях;

- формирование инвестиционного замысла.

Инвестиционнаяфаза включает:

- проведение переговоров и заключение контрактов;

- инженерные изыскания и проектирование;

- строительно-монтажные работы;

- предпроизводственный маркетинг;

- сдачу в эксплуатацию и пуск.

Эксплуатационнаяфаза включает:

- эксплуатацию;

- текущий и капитальный ремонт;

- реконструкцию, техническое перевооружение;

- расширение, инновацию;

- ликвидацию.

Основными этапамиинвестиционного проектирования в РФ являются:

- определение цели инвестирования сооружения объекта (инициирование, замысел) – формирование инвестиционного замысла и подготовка Декларации (ходатайства) о намерениях, данная стадия также называется прединвестиционной;

- обоснование инвестиций в строительство (предпроектная стадия);

- подготовка технико-экономического обоснования или разработка проектной документации, ее согласование и утверждение (проектная стадия). В составе ТЭО (проекта) выделяются этапы технического проекта и рабочих чертежей.

СубъектыРФ вправе уточнять единую общероссийскую схему.

Вопросыэкологии в инвестиционном процессе решаются по тремнаправлениям:

- экологическая проработка проектной документации на стадии ее составления;

- применение в проекте оптимальных в экологическом отношении материально-технических ресурсов;

- рациональное природопользование в процессе строительства предприятий (для защиты окружающей среды от отрицательного воздействия в процессе производства строительно-монтажных работ затрачивают дополнительные средства).

В градостроительныхпроектах предусматриваются следующие мерыпо защите окружающейсреды:

- территория города делится на функциональные зоны;

- создаются санитарно-защитные зоны на предприятиях;

- предприятия выносятся из жилых районов в функциональные промышленные зоны или за пределы города.

В предпроектной и проектной документации должны быть обоснованы следующие экологические требования:

- выбор места (площадки) размещения объекта;

- изъятие природных ресурсов;

- уровень экологической опасности производимой продукции и образующихся отходов;

- возможный экологический риск планируемой деятельности, включая оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) при нормальном режиме эксплуатации и возникновении аварий;

- природоохранные мероприятия.