Национальные организации, разрабатывающие стандарты

Для националь­ных органов по стандартизации характерно то, что помимо основных функций — разработки и утверждения нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей – они выполняют не­мало других функций.

 

1.3.1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Для националь­ных органов по стандартизации характерно то, что помимо основных функций — разработки и утверждения нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей – они выполняют не­мало других функций.

Национальным органом по стандартизации в России являет­ся Государственный комитет Российской Федерации по стандар­тизации и метрологии (Госстандарт России). Это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Государственный комитет Российской Федерации по стандар­тизации и метрологии — специально уполномоченный федераль­ный орган исполнительной власти в области сертификации. Председатель Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии является главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государствен­ными стандартами и обеспечением единства измерений.

В ведении Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии находятся службы по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства из­мерений, а также центры стандартизации, метрологии и серти­фикации, предприятия, учреждения, учебные заведения и иные организации.

Госстандарт России выполняет следующие функции:

• координирует деятельность государственных органов управле­ния, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

• взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, серти­фикации, метрологии;

• направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стан­дартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

• подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

• устанавливает порядок и правила проведения работ по стан­дартизации, метрологии, сертификации;

• принимает большую часть государственных стандартов, обще­российских классификаторов технико-экономической инфор­мации;

• осуществляет государственную регистрацию нормативных до­кументов, а также стандартных образцов веществ и материа­лов;

• руководит деятельностью по аккредитации испытательных ла­бораторий и органов по сертификации;

• осуществляет государственный надзор за соблюдением обяза­тельных требований стандартов, правил метрологии и обяза­тельной сертификации;

• представляет Россию в международных организациях, занима­ющихся вопросами стандартизации, сертификации, метроло­гии, и в межгосударственном совете СНГ;

• сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

• руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандар­та в регионах;

• осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

• участвует в работах по международной, региональной и меж­государственной (в рамках СНГ) стандартизации;

• устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и ре­комендаций;

• при разработке государственных стандартов определяет орга­низационно-технические правила, формы и методы взаимодей­ствия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые бу­дут включены в нормативный документ;

• организует подготовку и повышение квалификации специалис­тов в области стандартизации.

В организационной структуре Госстандарта предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, издательство, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 тер­риториальных центров стандартизации, метрологии и сертифи­кации (ЦСМ). На базе территориальных органов Госстандарта создаются органы по сертификации и испытательные лаборато­рии. По данным на 1996 г., было аккредитовано более 500 орга­нов по сертификации различных видов услуг и около 2000 испы­тательных лабораторий.

Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта РФ, ко­торый является основным заказчиком по государственным осно­вополагающим стандартам,

 

1.3.2. Технические комитеты по стандартизации

 

Постоянными ра­бочими органами по стандартизации являются технические ко­митеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных до­кументов предприятиями, общественными объединениями, дру­гими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК про­водится также работа и по международной (региональной) стан­дартизации.

По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с междуна­родными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях, участву­ют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, способствуя принятию государственных стан­дартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в России заседаний международных организаций по стандартизации и др.

Научно-технической базой для создания ТК обычно служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации технического комитета. В их число включаются и научно-исследовательские институты Госстандар­та РФ.

Правовой основой для создания ТК служит решение этих государственных органов. Заинтересованные предприятия, орга­низации могут проявлять инициативу по участию их специалис­тов в работе технического комитета. Госстандарт РФ привлекает к работе в ТК ведущих ученых и специалистов, представителей организаций — разработчиков продукции, производственных предприятий (фирм), предприятий — основных потребителей продукции (услуг), научных и инженерных обществ и обществ по защите прав потребителей.

Последнему придается особое значе­ние, поскольку через представителей этих обществ осуществляет­ся обратная связь с потребителем, что дает возможность полу­чать актуальную информацию, необходимую для выполнения одной из основных целей стандартизации: обеспечить соответ­ствие продукта ожиданиям и предпочтениям потребителя. Об­щества потребителей имеют право участвовать в работе техни­ческих комитетов по определению требований к качеству объек­та стандартизации и выбору методов его оценки, в разработке новых и обновлении действующих стандартов.

Участие в деятельности технических комитетов всех заинте­ресованных сторон добровольное

1.3.3. Правила разработки федеральных норм стандартизации в РФ

Правила определяют порядок разработки, принятия, регистрации в Госстандарте России и опубликования норм по стандартизации Госстандарта России (далее - федеральные нормы по стандартизации (ФНС)).

Разработка и введение в действие ФНС включает в себя следующие этапы:

1) принятие решения о разработке ФНС и организация их разработки;

2) разработка первой редакции проекта ФНС;

3) рассмотрение первой редакции проекта ФНС заинтересованными организациями;

4) разработка окончательной редакции проекта ФНС и его согласование;

5) принятие и регистрация ФНС в Госстандарте России;

6) опубликование ФНС.

На этапе Принятие решения о разработке ФНС и организация их разработки утверждается план работы и (или) издается распорядительный документ Госстандарта России. Госстандарт определяет сроки разработки и введения в действие, ответственного исполнителя по разработке ФНС (далее - ответственного исполнителя), соисполнителей работ.

На этапе Разработка первой редакции проекта ФНС проводится научно - техническая работа над проектом ФНС. Проект ФНС должен соответствовать требованиям международных договоров, заключенных РФ, нормативным правовым актам РФ. В проекте ФНС должны быть учтены требования действующих нормативных документов по стандартизации, в том числе международных, практика их применения, а также результаты соответствующих научно - исследовательских и проектно - конструкторских работ.

На этапе Рассмотрение первой редакции проекта ФНС заинтересованными организациями, когда закончилась рассылка проекта ФНС, но не наступил срок, отведенный для представления замечаний и предложений по нему, осуществляется рассмотрение проекта ФНС. Проект ФНС рассматривается в течение 30 дней со дня его поступления. Поступившие после указанного в сопроводительном письме срока замечания и предложения на проект ФНС рассматриваются и учитываются ответственным исполнителем по его усмотрению.

На этапе Разработка окончательной редакции проекта ФНС и его согласование с заинтересованными организациями, когда истек срок, отведенный для представления замечаний и предложений, но документ еще не принят, ответственным исполнителем в установленные сроки подготавливается окончательная редакция проекта ФНС с учетом результатов его рассмотрения заинтересованными организациями.

На этапе Принятие и регистрация ФНС в Госстандарте России данный документ рассматривается и принимается Госстандартом России.

На этапе Опубликование ФНС нормы подлежат обязательному опубликованию и вступают в силу по истечении 10 дней после дня их опубликования.

1.3.4. Американский национальный институт стандартов и технологий

Национальным органом по стандартизации в США является Американский национальный институт стандартов и технологии (NIST). NIST – неправительственная некоммерческая организация, координирующая работы по добровольной сертификации в ча­стном секторе экономики, руководящая деятельностью организа­ций — разработчиков стандартов, принимающая решения о при­дании стандарту статуса национального (если в нем заинтересова­ны различные фирмы и стандарт приобретает межотраслевой характер). NIST не разрабатывает стандарты, но является единственной, орг-цией в США, принимающей (утверждающей) национальные стандарты. Это отвечает основной задаче NIST -содействию решения проблем, имеющих общегосударственное зна­чение (экономия энергоресурсов, защита окружающей среды, обеспечение безопасности жизни людей и условий производства).

Институт разрабатывает целевые программы. Программно-целевое планирование охватывает производство и транспортиров­ку топлива, снабжение электроэнергией, применение ядерной, сол­нечной и др. видов энергии. Значительно меньше внимания уделяется разработке стандартов на готовую продукцию, поскольку в этой области действуют фирменные нормативные документы.

Национальные (федеральные) стандарты содержат обязательные к выполнению требования, касающиеся в основном аспектов безопасности. Наряду с обязательными федеральными стандартами в США действуют технические регламенты, утверждаемые органами государственного управления — Министерством торговли, Министерством обороны, Управлением служб общего на­значения, Федеральным агентством по охране окружающей среды, Федеральным агентством по охране труда и здоровья на производстве, Федеральным управлением по безопасности пищевых продуктов и медикаментов, Комиссией по безопасности потребительских товаров.

Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации, аккредитованные Американским национальным институтом стандартов. Наиболее известны из них: Американское общество по контролю качества (ASQC), Американское общество инженеров-механиков (ASME).

На сегодняшний день членами NIST состоят более 1200 фирм, свыше 250 производственных и торговых компаний, научно-технических и инженерных обществ.