Инженерные изыскания при проектировании мостовх переходов

Для любой стадии проектирования при изысканиях выполняют следующие обязательные виды основных работ:

- инженерно-геодезические работы,

- гидрометрические работы,

- гидрологические обследования,

- инженерно-геологические работы,

Инженерно-геодезические работы в полевой период заключаются в производстве топографических съемок с целью получения ситуационных и топографических планов, а также цифровых (ЦММ) в объеме, достаточном для обоснования выбора наиболее оптимального створа перехода и проектирования всех основных сооружений (мост, подходы, регуляционные сооружения).

В состав топографических работ входят съемки двух планов: ситуационного и детального.

Ситуационный план охватывает зону всех возможных вариантов положения трассы мостовых переходов. Снимают его на всю ширину разлива реки с запасом по 200 м в сторону при расчетном уровне высоких вод. Длина участка съемок по речной долине принимается не менее 1,5 ширины разлива вверх и вниз по течению от трассы перехода.

Детальный план (крупномасштабный) снимают для выбранного варианта мостового перехода (М 1:500 ÷ 1:2000). Съемку производят не менее чем на ширину разлива паводковых вод плюс 100 ÷ 300 м, а вверх и вниз по течению - от оси перехода на расстояние, равное 1 - 1,5 величины отверстия моста, но не менее 100 м.

Гидрометрические работы позволяют установить характеристики потока, его особенности и степень изменчивости.

Последующие гидрологические расчеты позволяют на их основе установить расчетные расходы и уровни воды, характеристики зимнего режима и другие элементы потока для проектируемого сооружения, которые определяют с одной величиной вероятности превышения.

Инженерно-гидрологические изыскания начинают со сбора и анализа имеющихся материалов о режиме реки, особенно в районе будущего строительства. Основной источник – официальные справочники, систематически публикуемые Гидрометеослужбой РФ (ГМС) и Государственным гидротехническим институтом (ГГИ). Дополнительные сведения собирают в организациях и ведомствах, причастных к эксплуатации данной реки или строительству отдельных объектов на ней. Чем полнее и достовернее полученные материалы, тем меньше будет объем трудоемких полевых работ.

Геологические изыскания проводят с целью:

· определения типа и необходимой глубины заложения мостовых опор;

· получения характеристики устойчивости насыпей подходов и регуляционных сооружений;

· установления возможности размыва русла при стеснении потока;

· определения пригодности пойменных грунтов в качестве строительного материала для сооружения подходов к мосту;

· выявления ближайших карьеров естественных строительных материалов (песка, гравия, камня).

Общую геологическую характеристику вариантов мостового перехода частично получают путем анализа инженерно-геологических карт, справочных данных, материалов изысканий прошлых лет и т.д. или данных инженерно - геологической съемки.

Съемка захватывает полосу 300 м вверх и 200 м вниз по течению от оси перехода.

При выполнении разведочных работ проводят буровые работы для получения разреза по оси мостового перехода. При этом применяют полевые методы определения физико-механических показателей грунтов.

На каждом среднем переходе проходят не менее трех скважин (по берегам и в русле). На большом переходе – не менее пяти скважин. Глубина скважин во всех случаях должна быть не менее 15 м.

Образцы отбирают из всех слоев грунта для определения гранулометрического состава, пластичности и естественной влажности. Из слоев, которые могут быть несущими, отбирают монолиты в количестве не менее шести из слоя и определяют угол внутреннего трения и сцепление, плотность, и модули деформации грунтов.

По каждому варианту перехода представляют:

· инженерно-геологический паспорт, включающий инженерно-геологическую карту;

· геолого-литологический разрез по оси перехода;

· данные анализов и испытаний грунтов;

· пояснительную записку.