Лекция №18.

Правила проведения работ по сертификации

На основе специально разработанных методик («Методика оценки соответствия систем менеджмента качества строительных организаций требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001» (СТО-44416204-007-2005) разработана ФГУ «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве».СТО ФЦС) производится оценка возможностей организаций стабильно в соответствии с требованиями строительных норм и правил обеспечивать качество конкретных видов проектных, изыскательских, строительно-монтажных работ и безопасность строящихся объектов; систем обеспечения качества на соответствие требованиям стандарта СТО ФЦС 06-2004, который является аналогом стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, но модифицирован применительно к реальным условиям строительства в Российской Федерации с учетом СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»; систем менеджмента качества предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии, проектных и строительно-монтажных организаций на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000.

В рамках Системы во всех промышленно развитых субъектах Российской Федерации профессионально работают более 60 органов по сертификации и 38 испытательных лабораторий из числа ранее аккредитованных Госстроем России специализированных исключительно в области строительства. В этом состоит важное отличие Системы «Росстройсертификация» и ее органов по сертификации от других систем и органов, совмещающих в своей работе сертификацию в различных сферах деятельности и отраслях промышленности с сертификацией в области строительства.

В системе «Росстройсертификация» органами, уполномоченными на осуществление сертификации, являются организации на основе АНО (автономные некоммерческие организации). В Приморском крае предоставлены полномочия на выполнение функций органа по сертификации работ и услуг в строительстве, проектировании и инженерных изысканиях АНО «Приморский центр сертификации в строительстве» (свидетельство от 14 мая 2007г. Рег. № РОСС RU.ВО81.01.РП55).

АНО «Приморстройсертификация» проводит консультации и сопровождение заявителей по сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в Системе сертификации «Росстройсертификация».

По мнению Росстроя, добровольная сертификация является одним из важнейших и эффективных средств в работе по обеспечению надежности и качества возводимых зданий и сооружений, повышению конкурентоспособности предприятий и организаций на рынке строительных услуг, а также, важной составляющей деятельности по реализации государственной научно-технической политики в области обеспечения качества строительства.

В западных регионах муниципальные и региональные органы власти стараются размещать «строительные» заказы только в компаниях, имеющих сертификат Системы «Росстройсертификация». Во-первых, это соответствует и указаниям «сверху» (см. Постановление Правительства РФ от 02.02.98г. № 113, Рострой № СК-5435/02 от 27.12.2006г. и др.), так и «снизу» ( Общероссийское объединение «Российский союз строителей» № РСС-ВЗ/49 от 05.04.06г., № РСС-ГВ/180 от 28.12.06г. и др.), а во-вторых, чиновники тем самым «снимают» ответственность с себя за передачу заказов компаниям, которые не в состоянии обеспечить требуемое качество работ.

Наличие сертификата соответствия Системы «Росстройсертификация» является надежным свидетельством высокого профессионального уровня проектной, изыскательской или строительной организации. Это значит, что накануне эксперты органа по сертификации провели тщательную проверку компании, и обязательно в ходе выполнения ими проектно-изыскательских или строительно-монтажных работ на конкретных объектах и лично убедились, что она своим управленческим, инженерно-техническим персоналом и рабочими с использованием своей и привлекаемой техникой, оборудованием и материалами на основе отработанной технологии действительно выполняет эти работы качественно. Экспертам доказали, что обеспечивается соблюдение всех требований строительных норм и правил по организации и технологии производства к данному виду деятельности, а также требований потребителей (заказчиков, застройщиков, пользователей объектов) к качеству проектирования или строительства, отражаемым в договорах.

В нашей стране уже создана и работает система законов, которая позволяет организациям, имеющим сертификат соответствия системы менеджмента качества уверенно чувствовать себя в рыночных условиях, успешно работать и развивать свою деятельность.

Сертификация систем менеджмента качества, строительных работ и услуг осуществляется согласно Федеральному Закону от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и является добровольной. Вместе с тем, согласно Федеральному Закону от 21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» наличие сертификата соответствия является одним из основных требований заказчика. А при выборе конкурсными комиссиями организации-подрядчика наличие сертификата системы менеджмента качества является порой решающим критерием. Таким образом, добровольная сертификация становится рыночным инструментом повышения конкурентоспособности в строительстве, ключом к успешной деятельности.

 

В других странах, участницах ВТО (ФРГ, Франции, Великобритании) также существует добровольная сертификация, она широко распространена и развита, является первопричиной высокого качества строительных работ. Для предприятий, не имеющих соответствующего сертификата, становится затруднительным получение заказов, а их конкурентоспособность становится крайне низкой.

 

Лекция №19.

Этапы и стадии проектирования, содержание проектной документации

В соответствии с СП 11-101-95 ”Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений” проектная подготовка строительства, как правило, состоит из трех основных этапов.

На первом этапе определяются цель инвестирования, назначение и мощность объекта строительства, номенклатура продукции или оказание услуг, местоположение объекта, проводится оценка возможностей финансирования и достижения намеченных технико-экономических показателей.

После разработки первого этапа заказчик представляет в местные органы исполнительной власти ходатайство (декларацию) о намерениях. В нем для производственных объектов приводятся технические и технологические данные о предприятиях, примерная численность рабочих и служащих и ориентировочная потребность предприятия в сырье и материалах, в энергоресурсах, в воде, земельных ресурсах, соображения о возможном влиянии предприятия на окружающую среду, обеспечение работников и их семей жильем и объектами социально-бытового назначения. Ходатайство о намерениях должно содержать информацию об источниках финансирования и использования готовой продукции.

Получив положительное заключение на ходатайство о намерениях, заказчик приступает ко второму этапу, который начинается с разработки ”Обоснований инвестиций в строительство”, который проводится с целью принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической и социальной целесообразности инвестиций.

Третий этап – согласование, экспертиза и утверждение разработанных ”Обоснований”.

При проектировании различают предпроектную стадию и стадию непосредственного проектирования объекта.

Предпроектная стадия объединяет первый и второй этапы проектной подготовки строительства в инвестиционном процессе.

В задании на разработку ”Обоснований” должны быть приведены требования к архитектурно-строительным, объемно-планировочным и конструкторским решениям, требования к охране окружающей среды, особые условия строительства и основные технико-экономические показатели проекта.

Утверждение ”Обоснований” осуществляется на основе заключения государственной экспертизы и решения местного органа исполнительной власти о согласовании места сооружения объекта.

На основании ”Обоснований” разрабатывается проектная документация, в которой детализируются принятые решения и уточняются основные технико-экономические показатели.

В зависимости от сложности объекта проектная документация на строительство предприятий, зданий и сооружений может разрабатываться в одну или две стадии.

По техническим несложным объектам, строительство которых осуществляется преимущественно по проектам массового и повторного применения, а также объектам технического перевооружения, разработка проектно-сметной документации осуществляется в одну стадию – рабочий проект.

Проектирование технически сложных объектов (множество индивидуальных и конструктивно сложных зданий, большое число участников строительного производства) выполняется в две стадии: проект и рабочая документация.

В состав проектной документации объектов капитального строительства включаются следующие разделы:

· Пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

· Схема планировочной организации земельного участка, выполнения в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

· Архитектурные решения;

· Конструктивные и объемно-планировочные решения;

· Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

· Проект организации строительства объектов капитального строительства;

· Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

· Перечень мероприятий по охране окружающей среды;

· Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

· Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

· Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

· Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

Лекция №20

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации

Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

Лицами, выполняющими инженерные изыскания, являются застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или уполномоченным им лицом (далее - заказчик) физическое или юридическое лицо.

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:

1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.

Необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.

Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.