Ii. Предмет и пределы надзора

I. Понятие, значение и специфика

Прокурорский надзор за исполнением законов и законностью правовых актов

Прокурорский надзор за исполнением законов и законных правовых актов представляет собой самостоятельную отрасль прокурорского надзора, которая заключается в наблюдении специально уполномоченных прокуроров за исполнением законов в административно-распорядительной (управленческой) деятельности поднадзорных субъектов. Иногда используют термин общий надзор.

Специфика:

1) Общий надзор носит базовый характер по отношению ко всем иным отраслям прокурорского надзора. Правовые возможности прокурора в иных отраслях продиктованы его полномочиями в общем надзоре

2) Для общего надзора характерен наиболее широкий охват поднадзорных органов и учреждений (некоторые выделяют от 60 до 100 направлений надзора)

3) Профилактическая направленность общего надзора (основная задача – предотвращение нарушения закона)

Задачи, стоящие перед данной отраслью:

1) Выявление нарушений закона

2) Устранение выявленных нарушений

3) Устранение причин порождающих и условий способствующих нарушению закона

Правовые основы общего надзора:

1) Приказ генерального прокурора № 144 от 17.09.07 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с представительными органами государственной власти субъекта федерации и органами местного самоуправления»

2) Приказ генерального прокурора № 155 от 2.10.07 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта федерации и органов местного самоуправления»

Предмет и пределы прокурорского надзора в рамках данной отрасли определяется статьей 21 закона «О прокуратуре». Предмет включает в себя 3 основных элемента:

1) Соблюдение К РФ

Следование предписаниям, закрепленным в К РФ или ином ФЗ.

2) Исполнение законов, действующих на территории РФ

Совершение юридически значимых действий

3) Соответствие законам издаваемых поднадзорными органами и учреждениями актов

Непротиворечие форме и содержанию законов

Пределы надзора:

1) Общие пределы

Закреплены в статье 21 закона «О прокуратуре».

a. В ходе своей надзорной деятельности прокурорские органы не вправе подменять иные административные и контролирующие органы

b. При реализации надзорных полномочий прокурору запрещается вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность (ОХД)

ОХД – это специализированная деятельность, не поддающаяся правовой оценке. Если прокурор не может дать правовую оценку деятельности (законно или нет) – это ОХД.

2) Специальные пределы

Существует 3 вида пределов:

a. По кругу правоотношений

i. Охранительные правоотношения в сфере государственного и муниципального управления (это запреты)

ii. Регулятивные правоотношения в сфере государственного и муниципального управления (это предписания)

Диспозитивные правоотношения не входят в правоотношения данные.

b. По кругу субъектов

Совокупность субъектов, в отношении которых прокурор осуществляет надзорную власть. Круг субъектов носит исчерпывающий характер и определяется статьей 21 закона «О прокуратуре». Включает в себя:

i. Федеральные отраслевые органы исполнительной власти (Министерства, комитеты, ведомства, агентства, комиссии)

ii. Органы государственной власти субъекта РФ (как представительные, так и исполнительные)

iii. Органы местного самоуправления

iv. Органы военного управления

v. Должностные лица в системе вышеназванных органов

vi. Контролирующие органы в системе вышеназванных органов

vii. Органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций

В предмет не входят:

viii. Президент РФ и администрация Президента РФ

ix. Правительство РФ

Прокурор ограничено осуществляется полномочия в отношении правительства. В случае, если Генеральный прокурор обнаружит издание правительством РФ акта, который противоречит К РФ или иному закону, он обязан об этом проинформировать Президента.

x. Федеральная палата: депутаты, члены Совета Федерации + все должностные лица, которые там работают (помощники)

xi. Вся судебная система, включая помощников судей

xii. Судебный департамент со всеми своими территориальными органами

xiii. Нотариусы и нотариальные образования

xiv. Адвокаты и адвокатские образования

xv. Отдельные граждане (каждый из нас по отдельности)

xvi. Лица, осуществляющие индивидуальную трудовую деятельность (предприниматели, арбитражные управляющие, оценщики – все те, которые находятся на особом налоговом режиме)

Все они не входят на основании статьи 21 закона «О прокуратуре». А КоАП предусматривает отдельные случаи, когда можно инициировать в отношении них отдельную деятельность.

Прокурор в рамках данной отрасли осуществляет надзор в сфере государственного и муниципального управления.

Коммерческие и некоммерческие организации. С одной стороны – сами коммерческие организации не входят в надзор. Но руководители входят. А, как правило, деятельность руководителя и есть деятельность организации. Это проблема. Там, где есть зависимость организации и руководителя – прокурор вправе; если нет зависимости – то прокурор безвластен.

b. По кругу НПА

Закон однозначно оговаривает круг:

xvii. Конституция РФ

xviii. Законы, действующие на территории РФ

xix. Подзаконные нормативные акты включаются, при обязательном соблюденииусловий:

1. Эти акты должны носить нормативный характер

2. Эти акты должны происходить от высших органов государственной власти (указы Президента и постановления Правительства)

3. Эти акты должны быть приняты по специальному полномочию, закрепленному в законах

4. Эти акты должны устанавливать механизм реализации общего правила, которые закрепляются в законах

Это общепризнанные нормы международного права; Конституция РФ; ратифицированные международные договоры; ФЗ; Конституции и Уставы Субъектов РФ; законы субъектов РФ; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; законы СССР и РСФСР в части, не противоречащей действующему законодательству.