Выбор Дерева

Мы в самых общих чертах обрисовали контуры двух экономических подходов, каждый из которых имеет множество вариантов, ньюансов, разновидностей, типов и т.д. Нам хотелось подчеркнуть две вещи:

1) Во-первых, экономические доктрины являются отражением философских теорий, приложением некоторых общих интеллектуальных и духовных принципов к экономическому уровню общества, а не являются самостоятельными и автономными дисциплинами, наделенными автономной логикой. Поэтому за выбором той или иной экономической модели неявно скрыт более глубокий, чисто метафизический выбор — выбор между “метафорой часов” и “метафорой дерева”, между “живым” и “неживым” космосом, между пониманием “человека” как цели всех вещей и пониманием человека как средства для чего-то более великого, более духовного и более возвышенного чем он сам. 



2) Во-вторых, альтернативная “неортодоксальная” экономика не является анархическим и нигилистическим, отвлеченно романтическим утопизмом, чья критика либерализма безответственна и чьи теории заведомо маргинальны. Нет, традиция альтернативной экономики является интеллектуально полноценной, она имеет множество исторических школ и среди ее представителей есть гениальные и в высшей степени серьезные ученые, социологи, экономисты, философы и т.д., чей авторитет не смеют оспаривать даже их либеральные и “ортодоксальные” противники. 


Сегодня мы все чаще слышим высказывание: “к экономике надо подходить только с экономическими мерками”. Это казалось бы очевидное, даже тавтологическое высказывание, на самом деле является абсолютной ложью.

Экономика — это продолжение политики, идеологии, даже в том случае, если это на словах отрицается. И более того, те, кто выбирают “метафору часов” очень не любят признавать это и во всеуслышание заявлять о своем выборе. Это особенно характерно для тех обществ, где индивидуализм является довольно случайным и исключительным явлением (а именно так обстоит дело с русским обществом), и поэтому откровенность либералов вполне вероятно может окончиться их полным неприятием и отторжением. Но все же это не дает им никакого права на ложь.

 

К экономике надо подходить только с политическими и идеологическими мерками.

Экономика — это сфера глобального противостояния, равно как и все другие уровни общественной и политической жизни. Здесь, как и везде, выбор конечной цели определяется с чисто духовных или анти-духовных позиций. 
В заключение хочется сказать всем тем, кто интуитивно или сознательно выбирает “метафору дерева”, — всем “нашим”: у нас есть стройная и продуманная экономическая доктрина свободная как от марксистской, так и либерально-капиталистической догматики. Альтернативная, “неортодоксальная” экономика — это прекарсно работающая модель, как показали те исключительные периоды европейской истории — и особенно истории Германии, Италии, Испании, Португалии и т.д. — когда элементы альтернативной экономики удавалось хотя бы частично реализовывать на практике. Пора ясно сказать нашим противаникам — мы не мечтатели, наши доктрины реалистичны и продуманны, а если они все ориентированы, в первую очередь, на дух, на жизнь, на великие идеалы церкви, народа, нации, государства и справедливости, то это отнюдь не означает, что это химеры или несбыточные фантазии. Каждый, кто выбирает Дерево, символически выбирает Древо Жизни, Ось Мира, Сакральный Полюс Бытия.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ