Вербальная шкала.
Шкалы измерения интеллекта Д. Векслера
Разработанные американским психодиагностом Д. Векслером Шкалы измерения интеллекта(Wechsler Intelligence Scales) находят широкое применение на Западе, в основном в англоязычных странах.
Во-первых, они охватывают большой возрастной диапазон — от 3 до 74 лет, при этом на всех возрастных уровнях используются в основном одни и те же типы заданий, что позволяет проследить изменение одних и тех же интеллектуальных характеристик на протяжении почти всей жизни человека.
Во-вторых, шкалы Векслера используются не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средство психиатрического диагноза. Векслер и другие психологи-клиницисты считают, что анализ выполнения индивидом отдельных субтестов, а также паттернов и профилей из показателей помогают раскрыть конкретные расстройства психики (болезнь Альцгеймера, эмоциональные нарушения и пр.).
В-третьих, в шкалах Векслера присутствуют как вербальные, так и невербальные субтесты, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития — понятийное и наглядное мышление, а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную координацию, внимание, память.
Будучи индивидуальными тестами, шкалы Векслера отличаются от других индивидуальных тестов интеллекта тем, что задания в них не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты ирасположены в порядке возрастающей трудности.
Шкалы Векслера были стандартизированы и проверены на надежность на репрезентативных выборках, подобранных на основе последних (по отношению к году разработки методик) переписей населения США с учетом места жительства, принадлежности к городским или сельским жителям, расы, профессии (для детских шкал учитывалась профессия главы семьи). К настоящему времени каждая из шкал Векслера была подвергнута нескольким переработкам.
Векслеровские методики были разработаны для трех возрастных диапазонов: для взрослых, начиная с 16 лет, детей 6-16 лет и дошкольников (последний вариант от 3 до 7 лет 3 месяцев).
По всем векслеровским шкалам имеется полная информация о надежности, касающейся как отдельных субтестов и раздельно вербальной И невербальной частей, так и полной шкалы.
Рассмотрим, что представляют собой субтесты векслеровских шкал на примере последней редакции WISC-III(Wechsler Intelligence Scale for Children - III).
Осведомленность: 30 вопросов, ответы на которые требуют разнообразных знаний, приобретаемых индивидом по мере приобщения к культуре.
Пример: Что нужно сделать, чтобы вскипятить воду?
Сходство: 19 заданий, в которых испытуемый должен объяснить, в чем сходство двух объектов.
Пример: Чем похожи локоть и колено?
Арифметика: 24 задачи, решаемые устно, аналогичные тем, что встречались в курсе арифметики для начальной школы.
Пример: Сколько будет, если к 2 карандашам прибавить 3?
Словарный запас: 30 заданий, в которых испытуемый должен объяснять значения слов.
Пример: Что такое ВЕЛОСИПЕД?
Понимание: 18 заданий, в которых испытуемого просят объяснить, как надо поступить в некоторых обстоятельствах, почему следуют каким-то правилам, обычаям. Требуется проявить здравый смысл, понимание общественных норм, способность к практическим суждениям.
Пример: Почему фамилии в телефонной книге расположены в алфавитном порядке?
Повторение цифр диагностирует оперативную память; состоит из двух частей: запоминания и воспроизведения цифровых рядов, содержащих от 3 до 9 цифр, в порядке, в каком они произносились психологом, а потом запоминания и воспроизведения рядов, содержащих от 2 до 8 цифр, в обратном порядке.