Структура и типы СИИ

Основные функции СИИ

Общие понятия систем искусственного интеллекта

В этом разделе мы рассмотрим:
  • Терминология
  • Интеллектуальная деятельность
  • Человеческий интеллект
  • Системы искусственного интеллекта (СИИ)
  • Основные функции СИИ
  • Структура и типы систем искусственного интеллекта
  • Интеллектуальный интерфейс
  • База знаний (БЗ)
Функции систем искусственного интеллекта Обоснование Обоснование - это доказательство или проверка того, что полученное системой решение не противоречит знаниям, которые хранятся в памяти системы. Обоснование является относительным - при изменении содержимого базы знаний или базы данных оно может либо сохранить свою силу, либо стать неверным.. Объяснение Объяснение. Предоставляет пользователю информацию о том, как интеллектуальная система получила выданное пользователю решение. В отличие от обоснования опирается лишь на тот маршрут, который сохранился в памяти системы от процесса поиска решения. Используя этот маршрут, интеллектуальная система формирует пользователю объяснение на профессиональном естественном языке, позволяющее ему представить все принципиальные шаги решения. Оправдание Оправдание. С помощью оправдания некоторое решение системы обосновывается не путем логических рассуждений, или обращения к имеющимся в системе знаниям, а путем обращения к имеющейся в системе ценностной структуре. О. обосновывает положение о том, что данное решение не противоречит этой ценностной структуре. Обучение Обучение – это усвоение знаний, умений и навыков путем получения и восприятия информации от учителя или обработки наблюдаемой информации с последующим построением на основе этих наблюдений новых общих правил и закономерностей. Обе формы обучения используются в СИИ для приобретения новых знаний. Данные Данные – это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства. Знания Знания – это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.
Структура систем искусственного интеллекта Комплексы вычислительных средств систем искусственного интеллекта Структура СИИ должна обязательно включать следующие три комплекса вычислительных средств: исполнительная система – это совокупность средств, обеспечивающих выполнение сформированной программы, спроектированных с позиций эффективного решения задач, имеет в ряде случаев проблемную ориентацию; интеллектуальный интерфейс - система программных и аппаратных средств, обеспечивающих для конечного пользователя использование компьютера для решения задач, которые возникают в среде его профессиональной деятельности либо без посредников либо с незначительной их помощью. Это совокупность средств интеллектуального интерфейса, имеющих гибкую структуру, которая обеспечивает возможность адаптации в широком спектре интересов конечных пользователей. база знаний (БЗ) — информационная база, обеспечивающая использование вычислительными средствами первых двух комплексов целостной и независимой от обрабатывающих программ системы знаний о проблемной среде. База знаний занимает центральное положение по отношению к остальным компонентам вычислительной системы в целом, через БЗ осуществляется интеграция средств ВС, участвующих в решении задач. База знаний, отражает опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, в решении творческих задач в выделенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека. Наличие выше перечисленных комплексов является обязательным, чтобы ИС могла бы называться интеллектуальной ИС. В общем виде схематическое изображение СИИ представлено на рисунке Виды интеллектуальных ИС (информационных систем) Различают следующие виды интеллектуальных ИС:
  • интеллектуальные информационно-поисковые системы (системы типа «вопрос — ответ»), которые в процессе диалога обеспечивают взаимодействие конечных пользователей-непрограммистов с базами данных и знаний профессиональными языками пользователей, близких к естественных;
  • расчетно-логические системы, которые дают возможность конечным пользователям, которые не являются программистами и специалистами в области прикладной математики, решать в режиме диалога с ЭВМ свои задачи с использованием сложных методов и соответствующих прикладных программ;
  • нейронные сети и "размытые" ( fuzzy ) логики;
  • естественно-языковые системы;
  • экспертные системы (ЭИС), которые дают возможность проводить эффективную компьютеризацию сфер, где знания могут быть представлены в экспертной описательной форме, но использования математических моделей осложненное или невозможное.
Далее будут подробно рассмотрены только экспертные системы, как ИС обработки знаний, которые вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания. Так, например, существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок.