В наше время уже нет необходимости доказывать, как важно для многофилиальных корпораций наличие согласованной управленческой информации, необходимой для четкого понимания того, как функционирует бизнес. К сожалению, сегодня очень немногим компаниям удалось достичь высокого уровня информационного обеспечения.
Во многих организациях сложилась практика реализации многочисленных ХД. Хотя, по определению, существует только одно ХД, а все остальные объекты являются его подмножеством или постепенно развиваемыми витринами данных, не все организации придерживаются этого правила. Таким образом, во многих компаниях существует два, три, десяток и даже более систем ХД.
Обычной подход к улучшению информированности о бизнес-операциях - проведение стандартизации "сверху вниз" как структуры отчетности, так и модели данных. Однако с практической точки зрения стандартизация бизнес-структур оказывается для большинства организаций исключительно нецелесообразной - требуется слишком много средств, времени. Кроме того, данный подход может быть просто нереализуем, поскольку в любом бизнесе присутствует чрезвычайно мало простых и однообразных областей, которые не потребовали бы учета местной специфики. Если, например, можно стандартизировать коды валют по всей корпорации, введение полностью стандартизированной линейки продуктов редко оправданно, а в некоторых случаях - даже нежелательно.
Поэтому даже если стандартизацию и удалось бы полностью реализовать на практике, необходимость обеспечения согласованности лишала бы филиалы компании возможности приспосабливаться к условиям местного бизнеса и происходящим на нем изменениям. Такая ситуация чревата возникновениями противоречий между центральным офисом и местными отделениями - центральная система неспособна отвечать потребностям пользователей, а сотрудники филиалов не стремятся тщательно проверять качество данных, и поэтому возникает опасность, что данные, отправляемые в головной офис, могут оказаться ошибочными.
Выше описанные проблемы могут быть решены на основе подхода, в основе которого лежит создание Федеративного ХД. В соответствии с данным подходом, с помощью иерархии связанных ХД можно обмениваться данными, бизнес моделями и структурами отчетности, благодаря чему можно, с одной стороны, осуществлять общий контроль и предусмотреть определенную степень стандартизации, а, с другой - позволить региональным отделениям сохранить автономность и учесть местную специфику.
Система объединенных ХД характеризуется совместным использованием общих информационных точек, устраняя, таким образом, избыточность и гарантируя достоверность информации по всей организации (см. рисунок).
Федеративное ХД состоит из ряда экземпляров ХД, которые функционируют на полуавтономной основе и, как правило, организационно или географически разнесены, однако могут рассматриваться и управляться как одно большое ХД. Поскольку построение федеративного ХД можно осуществлять постепенно - "шаг за шагом", при его создании разумно воспользоваться методом "начинай с малого, планируй в глобальном аспекте". Такой подход существенно снижает риск неудачи при глобальном развертывании системы, поскольку каждое локальное ХД меньше по масштабу, незамедлительно отвечает местным требованиям и может управляться сотрудниками регионального бизнес-подразделения.
Каждый из экземпляров ФХД хранит копию базовой бизнес-модели и общие основные данные ( common master data ), причем каждое ХД более высокого уровня содержит итоговые транзакционные данные более низкого уровня. Общие основные данные - например, схема организационной структуры компании - отправляется «вниз», т.е. из корпоративного (глобального) ХД, а суммарные данные о транзакциях отправляются "верх", т.е. из локального ХД. Таким образом "федерация" ХД может предоставить местным отделениям необходимую гибкость, а также обеспечить общий контроль и согласованность; при этом каждое ХД функционирует независимо от всех других остальных.
Данный подход выгоден не только с точки зрения ежедневных операций, но и при процессе внедрения - при построении "федерации" ХД, которые позволяют вносить изменения, предприятия могут начать с одного единственного проекта, а затем построить корпоративную систему, добавляя новые ХД в соответствии с приоритетами бизнеса. Таким образом, возможность настройки используемых ХД с учетом изменений, снимает необходимость заранее устанавливать окончательную архитектуру, другими словами рискованный монолитный проект может быть разбит на многочисленные, менее крупные и рискованные, но более доходные проекты.
Достоинства системы объединенных ХД
- общая семантика и бизнес-правила.
- один набор процессов извлечения и бизнес-правил.
- децентрализованные ресурсы и управление.
- параллельная разработка.
Недостатки такого архитектурного решения
- необходимость в координировании работ.
- сложности в преодолении "политических" моментов и решении вопросов авторских прав.
- требуется согласованность среди различных отделов по вопросам архитектуры, бизнес правил и семантики.
- сложнейшая техническая среда.
- очень часто наличие многочисленных репозиториев метаданных.
|