Образование Древнерусского государства. Принятие христианства

2. 1. Норманнская теория и её критика.

«Призвание варягов».

Исторический источник - «Повесть временных лет» – 2-е десятилетие XII в.

 

2.2. Принятие христианства.

Предпосылки принятия монотеистической религии.

Восточные славяне (русичи) накануне принятия христианства.

Основные занятия. Национальный характер (по И.А. Сикорскому).

Верования. Языческие верования были разными для разных племён. Язычество не объединяло. Язычники не уважались соседями, исповедовавшими монотеистические религии.

Владимир I (980-1015). Замысел единения Руси. Тупик язычества.

 

2.2. Выбор веры.

Не привлекли ислам, христианство латинского обряда («папизм»). Оказалось по душе Православие – христианство восточного обряда в Византии. – Красота Богослужения и вероучения. К тому же наиболее тесные торговые, политические, культурные связи были именно с Византией (путь из «варяг в греки»). Традиция – христианкой была уже Ольга.

Договор с императорами Византии. Помощь им. Крещение Руси в 988 г.: крещение Владимира и дружины в Корсуне. Крещение народа в Киеве.

 

2.3. Значение принятия христианства для Руси (в X в. и для дальнейшей истории). – Вопрос 2.3 дан на самостоятельное изучение к практическому занятию.

Значение (по Л.Н. Гумилёву, А.С. Орлову, С.Ф. Платонову):

1) Русичи избавились от страха смерти и загробного наказания. (Язычники боялись смерти, посмертных мучений от злых богов.) Получили христианское понятие о смысле земного существования.

(См.: Гумилёв, Панченко. Чтобы свеча не погасла. Л., 1990.)

2) Укрепилась государственная власть и территориальное единство Руси.

3) Укрепился международный авторитет Руси. Международные связи расширились. [«Владимир открыл дверь в Европу».] Стали заключаться династические браки с королевскими домами Европы. Например, Анна Ярославна, внучка Владимира, стала королевой Франции.

4) Христианство сыграло большую роль в развитии русской культуры (Орлов А.С. и др. ИсторияРоссии. М., 2005.) В частности, с принятием христианства Русь получила письменностькириллицу, которой мы пользуемся до сих пор.

5) Получила распространение христианская мораль. Христианство давало обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства (Платонов С.Ф. Лекции по русской истории). Появилось понятие о грехе и добродетели.

6) Христианство несёт свет и нынешним поколениям.

Многое из сказанного сохраняло своё значение и в последующий период.

(Например, для молодёжи большую ценность представляет современная работа священника Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь» (2005, Интернет) - о выборе спутника жизни, о браке.)

7) Значение христианства, традиционных религий в настоящее время. – Твёрдо проповедует евангельские ценности любви к Богу и ближнему; противостоит «расчеловечиванию» людей, поклонению Культу денег («Мамоне»), подчинению Глобальному Злу («Антихристу»).

 

Основная литература и источники

1. Орлов А.С. и др. ИсторияРоссии: Учебник для вузов.- 2-е., изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. Глава 2, 3. - С. 14-34.

2. Орлов А.С.и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Учеб. пособие. – М.: Проспект, 1999. С. 17-18, 27, 32-39.

(В т. ч. «Повесть временных лет». – Она есть в Интернет. http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt)

 

Дополнительная литература

 

3. Гумилёв Л.Н.От Руси до России. М., 2000. Ч. 1. Гл. 2-3.

4. Царевский А.А. Значение Православия в жизни и исторической судьбе России. Казань, 1898. http://azbyka.ru/hristianstvo/sut_2/tsarevskiy_znachenie_pravoslaviya_06-all.shtml

 


[1] Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. М., 2002. Кн. 2. С. 135.

[2] Панарин А.С. Христианский фундаментализм против «рыночного терроризма» // Нашсовременник. 2003. №1. С. 169.

[3] Зиновьев А.А. Русская трагедия (гибель утопии) // http://croquis.ru/3650.html, дата обращения 24.08.12.

[4] См.: Панарин А.С. Указ. соч. С. 174-178.

[5] Зубарев Г.С. Первые десять лет // Из прошлого – в будущее : воспоминания и размышления выпускников университета. Томск: Томский гос. ун-т сист. управления и радиоэлектроники, 2002. С. 9-32.

[6] Никулин П.Ф. Теория и методика источниковедения отечественной истории X – начала XX вв. / П.Ф. Никулин; Томский гос. ун-т. Томск, 2000. С. 30. (Выделено нами. – А.А.)

[7] Там же. С. 30-31. (Выделено нами. – А.А.)

[8] Головко В.В. Не будь на то Господней воли: научная публицистика в жанре фельетона, порой памфлета // Управление общественными и экономическими системами. Орел, 2012. №1. http://umc.gu-unpk.ru/umc/zj2012_1.php.

 

[9] История Сибири: с древнейших времён до наших дней: в 5-ти т. Л.: Наука; Ленинградское отд., 1968-1969. Т. 1-5.

[10] Прогулка по старому Томску / сост. Э.К. Майданюк. Томск: Томск. кн. изд-во, 1992. 104 с.

[11] Энциклопедия Томской области / науч. ред. Н.М. Дмитриенко. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008-2009. Т. 1-2.

[12] Историческая энциклопедия Сибири / гл. ред. В.А. Ламин. Новосибирск: Издат. дом «Историческое наследие Сибири», 2009. Т. I-III.

[13] Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. ИсторияРоссии: Учебник для вузов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012.

[14] Моруа А. Библиотека // Химия и жизнь. 1977. № 12 // http://vivovoco.astronet.ru/VV/MISC/1/MAUROIS.HTM (Выделено нами. – А.А.)