История как наука.

 

История (И.) как прошлое, как наука и как учебная дисциплина.

История (по Б.Г. Могильницкому, д.и.н., проф. ТГУ) – это наука, исследующая конкретные, ограниченные определёнными пространственно-временными рамками, закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности.

Функции И. в обществе:

Научно-познавательная;

Прогнозирующая;

Функция социальной памяти;

Воспитательная.

 

1.3. Принципы изучения истории (как прошлого и учебной дисциплины).На лекции не давалось, изучить самостоятельно.

 

При изучении и изложении дисциплины ОИ должны применяться следующие основополагающие принципы (подходы, правила):

1. Системность, комплексность, анализ главных институтов и структур в их взаимодействии и взаимовлиянии.

2. Историзм: явления и события изучаются в их конкретно-исторической обусловленности и развитии, с учётом мироощущения (ментальности) людей изучаемого времени.

3. Объективность: изучается вся совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов в связи с другими событиями и условиями, их породившими. Истолкование должно соответствовать объективному значению, содержащемуся в исторических фактах.

4. Междисциплинарность: используются понятия, достижения разных научных дисциплин. Таких как история, география, этнология, философия, политология, социология, культурология.

5. Обоснование всех существенных выводов по возможности массовыми статистическими данными.

6. Чёткое определение ключевых понятий.

 

1.4. Источники и литература по истории. (На лекции не давалось, изучить самостоятельно.)

 

При изучении ОИ используются источники и литература.

Исторические источники – это всё, созданное в процессе человеческой деятельности и несущее сведения о ней; всё, непосредственно отражающее человеческую деятельность. (И попавшее в руки исследователей. То, что не попало, например, покоящиеся в земле предметы прошлого, - это не источники, а артефакты.) В настоящее время наиболее принятой является следующая классификация типов источников:

1. Вещественные (предметы быта, оружие, техника, награды, архитектурные памятники и т.п.). Они широко представлены, например, в краеведческих музеях;

2. Письменные (законы, делопроизводственные материалы и т.п.);

3. Изобразительные (картины, рисунки изучаемого периода, фото, -кинодокументы), представленные, в частности, в художественных музеях;

4. Фонетические(звукозаписи).

 

Более всего используются письменные источники. Применительно к близкому к нам периоду XX – начала XXI вв. они делятся на следующие основные виды:

1) законодательные акты (законы Российской империи; конституции, законы СССР; конституция, законы РФ; законы Томской области и т.п.);

2) делопроизводственная документация (уставы, отчёты, должностные инструкции, деловая переписка государственных организаций, органов местного самоуправления и др. Например, Устав ТУСУР);

3) статистика (данные переписей населения России, областные статистические сборники);

4) периодическая печать (статьи, заметки и другие материалы в периодической печати изучаемого периода);

5) документы личного происхождения (мемуары или воспоминания, дневники, частная переписка). В качестве примера можно привести блестящие по форме воспоминания Г.С. Зубарева - первого ректора Томского института радиоэлектроники и электронной техники (ТИРиЭТ – ныне ТУСУР) - об открытии института и его первом, выдающемся десятилетии 1962-1972 годов[5];

6) литературные памятники. Томский историк-источниковед П.Ф. Никулин определяет их как «произведения литературы, которые отображали современную им действительность в художественной, словесно-образной форме. […] Литературный памятник представляет определённую социокультурную систему. Реальность отображается в нём через призму её ценностей и идеалов. Поэтому памятники отечественной словесности – прекрасный источник по истории духовной культуры страны»[6].

Примером литературных памятников являются такие прекрасные произведения В.Г. Распутина, как повести «Прощание с Матёрой», «Дочь Ивана, мать Ивана», рассказ «В ту же землю», отразившие историю и духовные поиски сибирского общества конца XX – начала XXI вв.;

7) публицистика и политические сочинения. По П.Ф. Никулину, «это сочинения по актуальным вопросам общественной и государственной жизни, содержавшие и пропагандировавшие различные политические идеи, оценки, прогнозы и предложения». Они выражали политические интересы различных социальных слоёв.

«Публицистика отличается большей злободневностью, поверхностностью суждений. Она апеллирует к чувствам и рассчитана на широкий круг читателей.

Политические сочиненияхарактеризует более глубокая, научная аргументация. Они рассчитаны на руководителей государства, специалистов управления и представителей правящей элиты»[7]. К такого рода сочинениям относится, например, работа томского философа В.В. Головко «Не будь на то Господней воли»[8].

8) документы политических партий и общественных организаций. Это программы, уставы, отчёты, листовки, обращения российских и сибирских партийных и общественных организаций, содержащие сведения о положении дел в стране.

 

Историческая литература– это то, что написано об истории, но не относится к источникам.Её виды:

1) научная. Это произведения, где авторы стремились отразить истину, т.е. получить и передать читателям объективное, системное, обоснованное конкретное знание исторического процесса развития конкретного общества. – Такие работы опираются на исторические источники и рассчитаны прежде всего на специалистов. Примером может служить пятитомная «История Сибири»[9], отразившая достижения советской исторической науки конца 1960-х гг.;

2) научно-популярная. Это произведения, рассчитанные на широкий круг читателей, на неспециалистов. Исторические знания передаются в упрощённой, доступной форме. Авторы живым языком описывают конкретные события прошлого, без ссылок на источники, не ставя своей задачей выявить закономерности исторического процесса. В качестве примера можно привести написанную хорошим языком, иллюстрированную фотографиями краеведческую книгу «Прогулка по старому Томску»[10];

3) справочная.Это энциклопедические (по всем отраслям знания) и отраслевые (по одной отрасли знания) издания, где в алфавитном порядке содержатся написанные специалистами-учёными и практиками краткие статьи, посвящённые различным явлениям, историческим событиям, лицам. В последние годы вышли энциклопедические издания по различным регионам России, например, фундаментальная двухтомная «Энциклопедия Томской области»[11] и посвящённая Сибири и Дальнему Востоку прекрасная по содержанию и оформлению трёхтомная «Историческая энциклопедия Сибири»[12];

4) учебная (дидактическая).Это литература, рассчитанная на обучение студентов и учащихся средних школ. В отличие от научной, изложение в ней разворачивается от простого к сложному, ссылки на источники, как правило, не приводятся, изложение дано в краткой, доступной форме. В качестве примера добротного учебного пособия для студентов вузов можно назвать учебник А.С. Орлова и других «История России»[13];

5) художественная историческая.Это произведения художественной литературы на тему об историческом прошлом, написанные не современниками, а писателями последующих исторических эпох.(В этом их отличие от литературных памятников, созданных современниками. См. выше источники, № 6). Например, романы и повести о Ермаке, написанные с конца XVIII по конец XX вв. Их достоинство – хороший язык, занимательность изложения, они пробуждают интерес к прошлому. Вместе с тем писатели (литераторы) при изложении исторических событий нередко допускают неточности. Они, в отличие от историков, имеют право на вымысел и широко им пользуются. По выражению одного известного литературоведа, «писатели чаще всего создают увлекательную легенду о прошлом». (То же относится и к художественным историческим фильмам.) Ввиду этого читателям художественной литературы, заинтересовавшимся прошлым, следует идти дальше и для получения более точной и полной картины обращаться к научной, справочной литературе, историческим источникам.

Нужно находить время для чтения хороших книг. Французский писатель Андре Моруа (1885—1967) писал: «Итог знаний и воспоминаний, накопленных поколениями, - вот что такое наша цивилизация. Стать её гражданином можно лишь при одном условии - познакомившись с мыслями поколений, живших до нас. И есть только одно средство стать культурным человеком - чтение. Ничто не может его заменить. Лекции, картинки не могут соперничать с чтением[14]».

 

Литература

 

1. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. М., 2002. Кн.2. Ч. 1. Глава 5. Советская и западная школа: что ломают в России в начале XXI в.? С. 124-147. // file:///C:/Users/%D0%94%D0%9D%D0%A1/Documents/%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%A7_%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF/%D0%BB1_%D0%B2%D0%B2%D0%BE%D0%B4_%D0%BE%D0%B8/sc_b24.htm.

2. Моруа А. Библиотека // Химия и жизнь. 1977. № 12 // http://vivovoco.astronet.ru/VV/MISC/1/MAUROIS.HTM, дата обращения 27.08.12.

3. Панарин А.С. Христианский фундаментализм против «рыночного терроризма» // Нашсовременник. 2003. №1. 2; http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2003&n=1&id=7; http://www.nash-sovremennik.ru/p.php?y=2003&n=2&id=3, дата обращения 27.08.12.