История развития культурно-досуговой активности в России

MyClass.D

MyClass.cpp

#include "MyClass.h"

#include <float.h>

#include <stdio.h>

#include <math.h>

void TCalcS::CalcS()

{

long double ch,zn,anw;

ch=(-2*c+d*82);

zn= tan(a/4-1);

cout<<"Числитель равен "<<ch<<" Знаменатель равен "<<zn<<endl;

anw=ch/zn;

if(fabsl(anw)>DBL_MAX) throw Error_Size;

res=anw;

}

TCalcS::TCalcS(double av, int cv, float dv, int bv)

{

a=av;

c=cv;

d=dv;

}

TCalcS::~TCalcS(){}

int TCalcS::show()

{

try

{

CalcS();

cout<<"Результат="<<res<<CONTINUE<<endl;

}

catch(char* v)

{

cout << " !!!!! Обработка исключительной ситуации." << endl;

cout << "Ошибка: ";

cout << v << CONTINUE << endl;

}

catch (...)

{

cout << " !!!!! Обработка исключительной ситуации." << endl;

throw;

}

return(_getch());

};

#include "MyClass.h"

#include <float.h>

void TCalcD::CalcD()

{

long double ch,zn,anw;

ch=-2*c+d*82;

zn=tan(a/4 -1);

cout<<"Числитель равен "<<ch<<" Знаменатель равен "<<zn<<endl;

anw=ch/zn;

if(fabsl(anw)>DBL_MAX) throw Error_Size;

*res=anw;

}

TCalcD::TCalcD(double av, int cv, float dv)

{

a=new double (av);

c=new int (cv);

d=new float (dv);

res=new double;

}

TCalcD::~TCalcD()

{

delete a;

delete c;

delete d;

delete res;

}

int TCalcD::show()

{

try

{

CalcD();

cout<<"Результат="<<*res<<" С адресом "<<res<<CONTINUE<<endl;

}

catch(char* m)

{

cout << " !!!!! Обработка исключительной ситуации." << endl;

cout << "Ошибка: ";

cout << m << CONTINUE << endl;

}

catch (...)

{

cout << " !!!!! Обработка исключительной ситуации." << endl;

throw;

}

return(_getch());

};

3.1. Досуг и развлечения русских людей в древности и в средневековый период.В дохристианский период у восточных славян существовали традиционные формы отдыха и богатый мифологический пласт культуры, свойственные многим языческим народам. В деревнях проходили игрища молодежи, девичьи хороводы на праздниках. Зимними вечерами женщины собирались за прядением или рукоделием. В Киевской Руси при княжеском дворе устраивались пиршества за общим столом.

После принятия христианства славянами и жившими рядом с ними угро-финскими народами стали распространяться христианские праздники, а также регламентироваться свободное время в соответствии с религиозными догматами. В Киевской и Московской Руси развивалось также такое явление, как русская святость, вырастающая из жизни отшельников, монахов, благочестивых людей, оказавшее заметное влияние как на повседневную жизнь населения России, так и на досуг простых людей.

Именно благодаря религиозному мировоззрению в обществе закреплялось отношение к труду не как к источнику богатства, а как к душеспасительному занятию. Церковь формировала подозрительное отношение не только к безделью, но и к развлечениям, утехам, пиршествам. От верующих и особенно от клира требовалось не увлекаться внешним, а сосредоточиваться на совершенствовании внутреннего мира. Так же как и в средневековом западно-европейской обществе, человек должен был каждодневно присутствовать на церковных службах, соблюдать обряды. В свободное время рекомендовались душеспасительные занятия — освоение духовных знаний, чтение Библии и Нового Завета, размышления, молитвы. Весьма почитались те, кто предпринимал многодневные паломничества в отечественные монастыри, пустыни, а также на Святую землю. Поэтому общественные формы досуга долгий период развивались на церковно-религиозной основе.

Но в народной культуре продолжали воспроизводиться фольклорные формы, которые широко использовались всеми слоями населения в свободное время буден и праздников. Кроме того, существовали старые рекреационные обычаи и формы отдыха. Так, представители народных слоев русского общества предпочитали коллективные игры на открытом воздухе, а также борьбу, кулачные бои, которые в городах проходили на улице, в деревнях — на открытом воздухе. Более состоятельные граждане Московии могли организовать медвежью «потеху» — травлю медведей и волков собаками. Для царя устраивали медвежью «потеху» в Кремле или в его подмосковных усадьбах. Представители всех сословий любили соколиную охоту, охоту с борзыми, хотя и та и другая были доступны далеко не всем. Позже охота с кречетами и борзыми превратилась в забаву господствующих слоев.

По улицам городов и деревенских поселений, по ярмаркам ходили группы скоморохов, которые были одновременно актерами, музыкантами, циркачами, танцорами. В конце XVII в. протест церкви против скоморошества прерывает эту традицию развлечения. Хотя в измененных формах остатки скоморошества еще долго продолжали существовать в русской провинции.

Во времена скоморохов на городских улицах, в отдаленных селах, а также во многих семьях можно было встретить сказителя, гусельника, которые были хранителями народного поэтического и музыкального творчества и, по существу, выполняли развивающие, интеграционные, развлекательные функции. В домашнем обиходе русские увлекались игрой в зернь (фишки, покрашенные в белый и черный цвета), шашки, карты. Среди представителей высших слоев была распространена игра в шахматы. Деревенские девушки и женщины водили хороводы, собирались зимними вечерами в одном из домов, занимаясь рукоделием, беседой. Девушки нередко проводили такие посиделки совместно с парнями. Для женщин из простых семей во дворах устраивались качели.

Все эти особенности свободного времяпрепровождения жителей села и горожан в XVI-XVII вв. свидетельствуют, что развлечения не выходили за рамки собственной культуры и развивались на базе традиций, на самодеятельной основе. Они не проводились в специально оборудованных общественных помещениях; не было также организаторов, которые целенаправленно занимались бы массовым отдыхом горожан. И только в XVIII-XIX вв. в городах страны предприимчивые люди начинают организовывать развлечения простых людей.

В селах же и провинции вплоть до XX в. эту роль во многом выполняли торговые агенты-одиночки или представители торгово-ремеслен-ных артелей — офени, коробейники. Они несли в глубинку не только городские товары повседневного спроса (мелкие предметы для домашнего хозяйства, дешевые женские украшения и др.), но и книги, способные привлечь внимание крестьян и их детей, а также «образы на листах», т.е. лубки, гравюры, народные картинки с краткими и выразительными стихами-пояснениями, выражающими суть изображенного сюжета нередко поучительного характера.

В послереформенное время, когда из русской деревни молодежь стала уходить в город, традиционные формы деревенского досуга переживали кризис, хотя и смягченный деятельностью офеней с их культурным товаром. Офени доносили до жителей глубинки влияние фабричной, «трактирной культуры» с ее новшествами и уродствами, с ее грамотностью и тягой к развлечению, юмору.

Безграмотный крестьянин, затерянный в дебрях сибирской тайги или муромских лесов, узнавал о многих событиях только тогда, когда ему говорила об этом картинка. Пришел в деревню коробейник и рассказал, что война на Кавказе окончилась. В подтверждение своих слов показал картинку «Сдача Шамиля с Мюредами». Пришел еще коробейник и сообщил, что в России провели «чугунку» или железную дорогу, которая «сама собою, без лошадей ходит». И опять в подтверждение своих слов показал картинку с изображением поезда, да еще «стихами ударил».

3.2. Досуг представителей дворянского сословия. ВКиевской и Московской Руси досуг аристократии и состоятельных городских слоев малочем отличался от проведения свободного времени простым народом. Но социальные различия все же были, постепенно углубляясь и умножаясь. Их дифференциация стала нарастать во времена Петра I, который вводил новые развлечения в дворянскую, чиновничью и военную среду.

Досуг дворянского сословия послепетровского времени повлиял на развитие всей отечественной культурно-досуговой деятельности. Новоевропейская ментальность, формы активности и бытовые нормы дворянства, с одной стороны, безусловно, расширяли и обогащали горизонты отечественной культуры, задавая эффективные образцы социального поведения и отдыха. Но, с другой стороны, дворяне во многом игнорировали отечественные традиции (например, отказывались от русской речи в своей среде); между народом и высшими слоями постепенно углублялись культурные различия, что привело к XX в. к вырождению дворянства, к снижению его роли в культурном развитии страны.

Дворянская среда легко осваивала моду на все заграничное. Для знати по особым проектам стали строиться каменные особняки и сельские усадьбы. Комнаты состоятельных людей «наряжались» по-европейски: вместо лавок — стулья и кресла, на стенах большие зеркала и портреты владельцев. Для обслуживания знати в стране появляются зарубежные специалисты по личным услугам: доктора с университетским образованием, парикмахеры, модистки, шляпницы и т.п. Самые дорогие образцы одежды, обуви, парфюмерии выписывали из-за границы. Семейный досуг проводили лишь в узкосословном кругу. Вместе с тем появляются дворянские клубы, рождаются любительские творческие занятия (живописью, организацией театра, исполнением светской музыки и др.), коллекционирование, благотворительная деятельность. Состоятельные дворяне получают возможность проводить немало времени в заграничных путешествиях, лечиться на зарубежных курортах. Дворянская молодежь выезжает для получения образования в университетах Западной Европы.

3.3. Свободное время и досуг у среднеобеспеченных и бедных слоев населения.Широкие слои населения Российской империи свободное время посвящали традиционным занятиям, нацеленным не на отдых, а на воспроизводство быта, поддержание здоровья и гигиены, на воспитание детей.

Жизненные потребности русских крестьян, городского мещанства со средним и низким достатком, бедных ремесленников и торговцев удовлетворялись во многом самообслуживанием на основе традиций и народных занятий. Если человеку нездоровилось, он обращался к знахарю. Гигиена поддерживалась систематическим посещением бани, личной или общественной. Однако общественная баня в нашем обществе не стала местом социального общения, как, например, в Древнем Риме или на Ближнем Востоке. Посещение бани рассматривалось как гигиеническая и оздоровительная мера.

Крестьяне, бедные горожане во многих случаях сами шили для себя одежду или прибегали к услугам знакомых швей. Самостоятельно строили жилье, изготовляли хозяйственный инвентарь, делали нехитрые украшения. К XIX в. на основе этих хозяйственных занятий в некоторых районах страны появились народные ремесла и промыслы.

Развивающие досуговые формы формировались преимущественно в процессе досуга представителей российской интеллигенции, которая в первой трети XIX — начале XX в. динамизировала интеллектуальный и художественный потенциал всего российского общества. Запросы демократических, культурно развитых кругов русского общества порождали новые формы общественных занятий и предпринимательских начинаний. Только в России получили распространение, например, такие издания, как «Литературная газета» (основана А. С. Пушкиным), а также множество общественно-художественных («толстых») журналов, помещающих на своих страницах литературно-поэтические произведения, критические статьи и публицистику.

Посещение общественных музеев, библиотек, театров, чтение художественной литературы — наиболее распространенные виды досуговых занятий, представителей интеллигенции и членов их семей. На рубеже XIX и XX вв. представители высокооплачиваемой части интеллигенции стали выезжать в западноевропейские страны на отдых или для посещения музеев.

Постепенно ситуация менялась и в других слоях. Поскольку общество становилось на путь индустриального развития, то требовалось увеличение грамотных работников. Начиная с середины XIX в. в России параллельно с государственными учебными заведениями создавались частные, корпоративные, земские и муниципальные. Общественная инициатива на уровне муниципальных образований стимулировала начальную и среднепрофессиональную подготовку детей и юношей низших сословий, обучение немассовым профессиям, образование девочек. Важную роль в организации частного и общественного образования играли местные круги профессионалов, заинтересованные многодетные семьи, а также энтузиасты, бравшие на себя роль организаторов и попечителей. В крупных городах появились учебные центры и высшие учебные заведения, которые на определенных условиях (сравнительно доступная плата, благотворительные стипендии и др.) принимали всех желающих получить образование. Таким был Институт Шанявского в Санкт-Петербурге.

3.5. Массовые праздничные гулянья, ярмарки и рождение современных массово-демократических форм проведения досуга.Развитие общественного досуга, связанного с массовыми праздничными гуляньями и ярмарками, берет начало в далеком прошлом. Но на рубеже XIX-XX вв. массовые формы досуга интегрируют в себе много новых форм. В это время общенародные гулянья, ярмарки, праздники, которых в иное время насчитывалось более 30 в год, приобретали в России красочный, живой характер, сохраняя связь с народными зрелищами и развлечениями. Обычными видами развлечений для широких слоев населения были карусели, зверинцы, балаганы, цирки, народный театр. Публика смотрела выступления артистов в небольших помещениях временного типа. Уже на улице всех желающих приглашали посетить представление специальные мастера устной рекламы — зазывалы, речь которых была насыщена фольклорными образами и оценками. Зимой организовывались катания с ледяных гор.