Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шёл процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм.

Начался XIX век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии.

Эпоху сентиментализма в России в конце 18 в. открыли публикация

Н. М. Карамзина «Письма русского путешественника» и повесть «Бедная Лиза».

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой демократ; богатый духовный мир простолюдина одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина.

Наиболее существенными были следующие отличия:

1) Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума.

2) Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, популярных в стихах его предшественников.

3) Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка.

Карамзин

· отказался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка;

· ввёл в русский язык множество новых слов – как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»);

· одним из первых начал использовать букву Ё.

Противники европеизации русской культуры полагали, что разрыв личности и народа произошёл как раз из-за влияния вредных идей развращённой, погрязшей в жестокости Европы, чему доказательством служила Французская революция. Решением проблемы при таких взглядах мог быть только категорический отказ от любых иностранных влияний и развитие самобытного национального языка. Однако итературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Романтизм – идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века – первой половины XIX века.

Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Ранняя поэзия А.С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий, и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности (в лирике Пушкина получила отражение героика современной истории 1820-х гг.), но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти.

В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы. Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова.

Во взглядах прогрессивной части российского общества 30-х гг. XIX в. проявились черты романтического миросозерцания, вызванные неудовлетворенностью современной действительностью.Это мировоззрение отличало глубокое разочарование, неприятие действительности, неверие в возможность прогресса. С другой стороны, романтикам было присуще стремление к возвышенным идеалам, желание полного разрешения противоречий бытия и понимание невозможности этого (разрыв между идеалом и действительностью).

· Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся в николаевскую эпоху. В его поэзии основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в.

· Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека «нашего времени» – глубокий и противоречивый.

· Ключевая тема в творчестве Лермонтоватема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире. Раскрытию этой темы и подчинено все богатство поэтических образов, мотивов, художественных средств, все многообразие мыслей, переживаний, чувств лирического героя.

· Важен в произведениях Лермонтова такой мотив, как, с одной стороны, ощущение «необъятных сил» человеческой души, а с другой ненужность, напрасность активной деятельности, самоотдачи.

Начав с одических произведений, он постепенно нашел свой собственный стиль. Это было чем-то вроде сплава русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Кроме того он никогда не хотел видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрегал результатами собственного творчества.