Международного права

Исторические системы

Как наука и учебный курс

Международное частное право



В заключение заметим, что наука и учебный курс «международное частное право» во все возрастающей степени становятся международными за счет бурного роста массива унифицированных норм. Унифицированная норма – такая, которая подлежит одинаковому применению на территориях различных государств. Такого рода нормы возможно создать только в системе международного права.

 

§ 4

 

Существуют различные систематизации истории международного права. Чаще всего в качестве основания систематизации используется формационный признак.

Так, авторы учебника, созданного силами кафедры международного права Московской государственной юридической академии, полагая, что история международного права — неотъемлемая часть истории об­щества, предлагают периодизацию развития международного права предста­вить в виде четырех периодов. Эти периоды неразрывно связаны с общест­венно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой.

Исходя из этого, в данном учебнике предлагается следующая перио­дизация истории международного права:

1) 4 тыс. до н. э. — 476 г. н. э. — международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-эко­номической формации;

2) 476—1648 гг. — международное право Средних веков. Этот пери­од соответствует феодальной общественно-экономической формации;

3) 1648—1919 гг. — классическое международное право. Этот пери­од соответствует становлению капиталистического способа производст­ва;

4) международное право XX—XXI вв. Этот период включает проме­жуток времени с 1919 г. по начало XXI в[24].

Думается, такое основание систематизации приемлема для изучения исторических особенностей систем внутригосударственного права. Применительно к международному праву более плодотворна систематизация, основанная на учете особенностей той или иной исторической системы по отношению к фундаментальнейшим принципам современного международного права, каковыми являются принцип неприменения силы либо угрозы ею и корреспондирующий ему принцип мирного разрешения международных споров.

Если это так, то международное право представимо в виде трех исторических систем:

1) Доверсальская система (от образования первых государств и создания первых международных соглашений до 1919 года);

2) Версальская система (1919-1945 годы)

3) Система современного международного права (с 1945 года).

Доверсальская система. В наиболее общем плане эта историческая система может быть охарактеризована как право на войну и право во время войны.

Доверсальская система была «правом на войну», поскольку в тот исторический период отсутствовали ограничения в использовании вооруженной силы в качестве средства решения международных споров. Известный французский политик Прудон об этом писал так: «Все народы признают право войны, истекающее из превосходства силы, которое обнаруживается и санкционируется победой, и через эту санкцию делается столь законным в своем применении, столь же достойным уважением в своих результатах, как и всякое другое право, как например, свобода, совесть».[25]

Известный российский юрист-международник П.Казанский, характеризуя эту историческую систему международного права, весьма точно заметил, что «главной формой международного процесса является доселе, действительно, не суд, а самосуд, преимущественно война…»[26].

Эта система была «правом во время войны», поскольку в этот период основательно разрабатывается процедура ведения военных действий. В доктрине международного права есть мнение, что эта процедура была настолько тщательно проработана, что с незначительными изменениями включена в систему современного международного права.

Наиболее симптоматичные правовые институты Доверсальской системы: дебелляция, эффективная оккупация, контрибуции.

Институт дебелляции позволял победителю увеличить свою территорию за счет территории побежденного государства. Воистину это институт «кулачного» права! Но, если представить политическую карту современного мира, то придется признать: территории современных государств в их нынешем виде существуют благодаря институту дебелляции из Доверсальской эпохи развития международного права.

Такого же рода институт эффективной оккупации. Он применялся к случаям т.н. «географических открытий». Фраза «географические открытия» не случайно заключена в кавычки, поскольку чаще всего открывались территории, заселенные племенами или народами, которые находились на более низкой стадии исторического развития, чем государство-открыватель. Институт эффективной оккупации позволял опять-таки государству-открывателю увеличить свою территорию за счет вновь открытых земель. Однако существовали обязательные условия: если такое государство было в состоянии наладить управление этими территориями и, в случае необходимости, отстоять свое право с оружием в руках.

Этот правовой институт опять-таки проясняет некоторые обстоятельства общего характера из эпохи действия системы современного международного права. Например, также как в случае с институтом дебелляции, почему территории современных государств существуют в их нынешнем виде (конечно же, благодаря институту эффективной оккупации).

Кроме того, этот правовой институт проясняет некоторые исторические события частного характера. Например, почему Россия продала Аляску Америке?[27].

Институт контрибуций позволял победителю взыскать с побежденного сумму своих военных издержек.

Версальская система.Данная система возникла под влиянием ужасающих итогов первой всемирной катастрофы в истории человечества (Первой мировой войны). В войну было вовлечено 38 из существовавших в то время 59 независимых государств. Около 73,5 млн. человек были мобилизованы; в результате войны прекратили существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская. Страны-участницы потеряли около 12 млн. человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн. были ранены, 3,5 млн. остались калеками.

Это результат, который не мог не повлиять на правосознание политических лидеров того времени.

Политические и правовые итоги Первой мировой были подведены основным мирным договором. Таким договором стал Мирный договор с Германией. Договор подписан в Версале, пригороде Парижа[28]. И, как это часто случалось (и случается) в истории международных отношений, данный договор впоследствии на юридическом слэнге стал называться Версальским договором, а та система международно-правовых отношений, которая сложилась в соответствии с названным договором, получила название «Версальская система» ( иногда - «Версальско-Вашингтонская» система).

Основные особенности Версальской системы.

● Впервые в истории международных отношений сделана попытка учредить универсальную организацию сотрудничества государств. Результатом такой попытки стало учреждение международной межправительственной организации, Лиги Наций. Ее учредительный акт («Статут») составил первую часть Версальского договора. К сожалению, Лиге Наций было не суждено стать универсальной организацией сотрудничества государств. Тем не менее факт ее учреждения имел всемирно-историческое значение, поскольку без опыта функционирования Лиги Наций не было бы Организации Объединенных Наций, а значит и системы современного международного права.

● С фактом учреждения Лиги Наций связано важнейшее в истории международного права событие – становление принципа неприменения силы либо угрозы ею и принципа мирного решения международных споров. Эти принципы имеют основополагающее значение сейчас, в системе современного международного права. Статутом организации применение вооруженной силы в качестве средства разрешения международных споров впервые в истории международных отношений было существенно ограничено.

В соответствии со ст.12 Статута государства-члены Лиги Наций, если между ними возникнет спор, могущий, повлечь за собой разрыв, то они обязаны подвергнуть его либо третейскому разбирательству, либо рассмотрению Совета Лиги. Они согласились, кроме того, с тем, что они ни в каком случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета.

Таким образом, началу военных действии должна была предшествовать обязательная процедура мирного решения международных споров. Более того, согласно ст.ст.13 и 15 Статута Члены Лиги обязались выполнять добросовестно вынесенные арбитражные решения либо решения Совета Лиги и не прибегать к войне против того члена Лиги, который будет с данными решениями сообразоваться.

Другие особенности Версальской системы.

● В период ее действия сформировались основы института международной уголовной ответственности.

Заключением Версальского договора Союзные и Объединившиеся державы предъявили Вильгельму II, бывшему Германскому Императору, публичное обвинение в высшем оскорблении международной морали и священной силы договоров (ст.227). Было предусмотрено на договорном уровне необходимость образования специального суда, чтобы судить обвиняемого, обеспечив ему существенные гарантии права защиты. Суд, согласно Договору, состоял бы из пяти судей, назначенных каждой из пяти держав: Соединенными Штатами Америки, Великобританией, Францией, Италией и Японией. Суд должен был судить по мотивам, «внушенным высшими принципами международной политики и в заботе об обеспечении уважения к торжественным обязанностям и международным обязательствам, а также к международной морали». Ему надлежало определить наказание, которое по его суждению должно быть применено.

Статьей 228 на Германское правительство была возложена обязанность признания за Союзными и Объединившимися державами права привлечения к их военным судам лиц, обвиняемых в совершении действий, противных законам и обычаям войны.

В сложившихся тогда исторических условиях суд над Вильгельмом не состоялся (главным образом, вследствие отказа Нидерландов выдать обвиняемого в руки международного правосудия). Тем не менее указанные положения Версальского договора послужили основой формирования норм международного обычая, которые впоследствии получили договорное закрепление в уставах Нюрнбергского и Токийского для Дальнего Востока международных военных трибуналов.

● В тот же период созданы основы института международной защиты прав человека.

Версальским договором специально предусмотрены такие обязательства правозащитного характера, как обеспечение и сохранение справедливых и гуманных условий труда для мужчины, женщины и ребенка на своих собственных территориях, а также и во всех странах, на которые распространяются торговые и промышленные отношения государств-членов Лиги Наций; учреждение и содержание с этой целью необходимых международных организаций; обеспечение справедливого режима для туземного населения на территориях, подчиненных их управлению; передать правомочие Лиге по общему контролю над соглашениями по поводу торга женщинами и детьми, торговли опиумом и другими вредными веществами; приложить усилия к тому, чтобы принять меры международного порядка для предупреждения болезней и борьбы с ними.

Государства-члены Лиги Наций создали внушительный массив международных договоров, направленных на защиту прав беженцев.

Система современного международного правасложилась под влиянием еще более ужасающих результатов второй всемирной катастрофы в истории человечества – Второй Мировой войны. По некоторым данным во Второй Мировой погибло свыше 30 млн. человек, не считая миллионы раненых и искалеченных.[29]

Основные особенности системы современного международного права.

● В рамках данной системы создана универсальная организация сотрудничества государств – Организация Объединенных Наций.

ООН универсальна как по членскому составу, так и по сфере деятельности. В настоящее время все существующие государства являются членами этой организации. Ее Генеральная Ассамблея, будучи по-сути всемирным парламентом, управомочена обсуждать любой вопрос, имеющий международное значение, предлагать способы решения существующих в современном мире проблем. Совет Безопасности ООН, будучи главным органом, ответствующим за поддержание международного мира и безопасности, наделен исключительными полномочиями.

● Современное международное право ввело полный запрет на применение силы в качестве средства решения международных споров.

На гипотетический вопрос: а что делать, если спор не удается решить никакими мирными средствами, данная историческая система отвечает – продолжать спорить, но ни в коем случае не воевать. Но, попутно обратим внимание: запрет применения силы в качестве средства решения международных споров не означает, что сила (в том числе вооруженная) не может применяться в межгосударственных отношениях. Существуют случаи, когда сила, не только может, но даже должна применяться. Такие случаи определены Уставом ООН:

а) сила может применяться в качестве средства индивидуальной или коллективной обороны;

б) сила должна применяться, если так решит Совет Безопасности ООН.

Другие особенности.

● В системе современного международного права сформирован и продолжает бурно развиваться институт международной уголовной ответственности.

● Основы института защиты прав человека, созданные в Версальской системе, преобразованы в одну из основных правовых отраслей – международное право прав человека.

● В современном международном праве сформирован массив норм, имеющих конституционное значение для системы межгосударственного правопорядка

 

В целом современное международное право может быть охарактеризовано как право международной безопасности, право прав человека.

 

 


[1] Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Официальные отчеты второй сессии 16 сентября-29 ноября 1947 года. Нью-Йорк. 1947. С.62

[2] В рамках Десятилетия международного права в марте 1995 г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялся Всемирный конгресс по международ­ному праву «Международное право — язык международного общения».

[3] ООН. Генеральная Ассамблея. Док.ООН A/RES/44/23

 

[5] http://www.un.org./law/counsel/info.htm

[6] Гинзбургс Д. Соотношение международного и внутригосударственного права в СССР и в России // Государство и право. — 1994. — № 3. — С. 108.

 

[7] Комментарий см. в параграфе 3 настоящей главы

[8] Текст Постановления см: Российская газета.- 1995.-28дек.

 

[9] По состоянию на 2010 год существует 192 признанных государства

[10] Ассоциация международного права России, объединяющая отечественных юристов-международников, на правах коллективного члена входит в состав Международной ассоциации международного права

[11] См., например: Roben V. A Report on Effective Protection of Minorities//German Yearbook of International Law, 1988 Vol. 31. В , 1989. P. 633

[12] См., например: Thornberry P. Self-Determination, Minorities, Human Rights: A Review of International Instruments//International and Comparative law Quarterly. 1989. Vol. 38. N 4. P. 878

[13] Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 827 "О восстановлении официальных отношений с Мальтийским орденом"\\Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.- 1992.-N 7.- ст. 384

 

 

 

 

[14] Международное право. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: «Юриспруденция», «Международные отношения».-М.: Международные отношения.-2003.-С.86

[15] Существуют внутригосударственные уголовные суды, деятельность которых имеет международный характер: Специальный суд по Сьерра-Леоне, Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи, Специальный трибунал по Ливану.

[16] Россия подписала, но не ратифицировала Римский статут. О проблемах ратификации и деятельности подробно см. главу, посвященную международному уголовному праву.

[17] Это определение не касается только физических лиц, которые на данном этапе развития международного права договорной правосуъектностью не обладают.

[18] В дальнейшем в этот правовой акт был внесен ряд поправок

[19] Более подробно об этом см. главу, посвященную праву международной ответственности

[20] Это верно, но с поправкой на то, что в любой внутригосударственной правовой системе существует институт гражданской самозащиты

[21] См.: Алексеев С.С. Структура советского права. -М. 1975. -С.207

 

[22] Международное частное право. Сборник нормативных актов / Сост. Г. К. Дмитриева, М. В. Филимонова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 584 с.

 

[23] Международное публичное право : учеб. / Л. П. Ануфриева, М43 Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. идоп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.-С.14

[24] См.: Международное публичное право : учеб. / Л. П. Ануфриева, М43 Д. К. Бекяшев, К. А. Бекяшев, В. В. Устинов [и др.]; отв. ред. К. А. Бекяшев. — 4-е изд., перераб. идоп.-С.32

[25] Прудон. Война и мир: исследование о принципе и содержании международного права, т.1.-М.,1864,с.84.

 

[26] Казанский П. Введение в курс международного права.-Одесса,1909.-С.192

[27] C 9 июля 1799 по 18 октября 1867 года Аляска с прилегающими к ней островами находилась под управлением Русско-американской компании. Однако после того, как в России было отменено крепостное право, чтобы выплатить компенсацию помещикам, Александр II был вынужден в 1862 году занять у Ротшильдов 15 миллионов фунтов стерлингов под 5% годовых. Долг Ротшильдам надо было возвращать и Великий Князь Константин Николаевич, младший брат Государя, предложил продать Аляску.

Кроме того, боевые действия на Дальнем Востоке в период Крымской войны показали абсолютную незащищённость восточных земель Империи и в особенности Аляски. Дабы не потерять даром территорию, которую невозможно было защитить и освоить в обозримом будущем, было принято решение о её продаже.

16 декабря 1866 года в Санкт-Петербурге состоялось специальное совещание, на котором присутствовали Александр II, великий князь Константин Николаевич, министры финансов и морского министерства, а также российский посланник в Вашингтоне барон Эдуард Андреевич Стекль. Все участники одобрили идею продажи. По предложению министерства финансов был определен порог суммы — не менее 5 миллионов долларов золотом. 22 декабря 1866 г. Александр II утвердил границу территории. В марте 1867 года Стекль прибыл в Вашингтон и официально обратился к госсекретарю Уильяму Сьюарду. Подписание договора состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Территория площадью 1 миллион 519 тысяч кв. км была продана за 7,2 миллиона долларов золотом, то есть по 0,0474 доллара за гектар

 

[28] Версальский мирный договор - договор, официально завершивший первую мировую войну подписан 28 июня 1919 в Версале (Франция) Соединёнными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией, а также Бельгией, Боливией, Бразилией, Кубой, Экуадором, Грецией, Гватемалой, Гаити, Хиджазом, Гондурасом,Либерией, Никарагуа,Панамой,Перу, Польшей, Португалией, Румынией, Сербо-Хорвато-Словенским государством, Сиамом, Чехословакией и Уругваем, с одной стороны, и капитулировавшей Германией — с другой. Договор вступил в силу 10 января 1920, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией.

 

[29] См.: Урланис Б.С. История военных потерь.-СПб., 1994.-С.403