Географическое распределение льдов
Классификация морских льдов
Морские льды классифицируются:
- по происхождению,
- по формам и размерам,
- по состоянию поверхности льда (ровный, торосистый),
- по возрасту (стадии развития и разрушения),
- по навигационному признаку (проходимость льдов судами),
- по динамическому признаку (неподвижные и плавучие льды).
По происхождению льды делятся на морские, речные и глетчерные.
Морские льды образуются из морской воды, имеет зеленоватый или белесоватый ( при наличии пузырьков воздуха или снега) оттенок.
Пресноводные льды выносятся весной и летом из рек, имеет сероватый или коричневатый оттенок из- за вкраплений взвесей.
Глетчерные льды (материкового происхождения) образуются в результате откалывания ледников, спускающихся в море – айсберги, дрейфующие ледяные острова.
По виду и форме льды делятся на:
- ледяные иглы, образующиеся на поверхности или в толще воды,
- ледяное сало – скопление смерзшихся ледяных игл в виде пятен или тонкого слоя серовато свинцового цвета,
- снежура – вязкая кашеобразная масса, образующаяся при обильном снегопаде на охлажденную воду,
- шуга – скопление комков льда, снежуры и донного льда,
- нилас – тонкая эластичная ледяная корка толщиной до 10 см,
- склянка – тонкий прозрачный лед толщиной до 5 см, образующийся при спокойном море из ледяных кристаллов или сала,
- блинчатый лед – лед, обычно круглой формы диаметром от 30см до 3 м и толщиной до 10 см.
По возрасту лед бывает:
- молодой лед толщиной 15-30 см, имеет серый или серо-белый оттенок,
- однолетний лед – лед, просуществовавший не более одной зимы, толщиной от 30 см до 2 м,.
- двухлетний –лед, достигший к концу второй зимы толщины более 2 м,
- многолетний паковый лед – лед, просуществовавший более 2 лет, толщиной более 3 м, голубого цвета.
По навигационному признаку проходимость льда оценивается по 10 бальной шкале сплоченностильда. Сплоченность (густота) льда – это соотношение площади льдин и промежутков воды между ними в данном районе. Практика ледового плавания показала, что самостоятельное плавание морского судна обычного возможно при сплоченности дрейфующего льда 5-6 баллов.
По динамическому признакульды делят на неподвижные и плавучие.
Неподвижные льды существуют в виде припая у берегов. Толщина многолетнего припая у берегов Гренландии более 3м, а у берегов Антарктиды десятки и даже сотни метров. Толщина однолетнего припая в Северно-Ледовитом океане около 2–3м, ширина до 500км (море Лаптевых).
Припай часто используется в практике выгрузки судов, если он способен по своему состоянию выдерживать тяжесть грузов. В таблице 1 приведена допустимая нагрузка на морской лед, которую полезно использовать при принятии решения на выгрузку судна.
Таблица 1 Допустимая нагрузка при толщине льда
Наименьшая расчетная толщина льда, см | Общая масса груза (предельная), т | Наименьшая расчетная толщина льда, см | Общая масса груза (предельная), т |
0,1 | 10,0 | ||
0,5 | 15,0 | ||
0,8 | 18,0 | ||
3,5 | 22,0 | ||
6,0 | 25,0 |
Плавучие льды образуются или путём намерзания плавающего льда или в результате откалывания от припая.
Для обозначения любого вида плавучего морского льда применяется термин дрейфующий лед.
Размеры дрейфующих льдов различны: при размерах более 500м в поперечнике их называют ледяными полями, при размерах 100…500м - обломками ледяных полей , при размерах 200…100м - крупногабаритным льдом, при размерах меньше 20м - , мелкобитым льдом.
Движение льда происходит под влиянием ветра или течений, под воздействием которых они меняют свою сплоченность. При ветре, дующем на берег сплоченность дрейфующего льда увеличивается, при ветре, дующем с берега, льды разрежаются. С увеличением скорости течений льды разрежаются, с уменьшением скорости льды скапливаются. Скопление (сжатие) льдов приходится на время смены приливо-отливных течений, и продолжаются 1-2 ч, после чего наблюдается разрежение льдов. При подъеме уровня воды льды разрежаются, а при спаде сплачиваются.
Глетчерные льды – айсберги(ледяные горы) образуются в районах Северно-Ледовитого океана и у берегов Антарктиды. Течениями они выносятся в умеренные широты обеих полушариев. Айсберги достигают иногда огромных размеров. В 1854 г. в районе 44°Ю.Ш. 28°З.Д. встречен айсберг длиною 120км и высотой 90м. Только десятая часть айсберга высится над водою.
В холодный период года льдами покрывается более 15% поверхности Мирового океана. К концу зимы границы распространения плавучих льдов смещаются в более низкие широты, а к концу лета – в более широкие.
Для Атлантического океана характерными являются морские и глетчерные плавучие льды (айсберги). В северной части океана они ежегодно встречаются в районе Гренландии и к югу от Ньюфаундленской банки. По мере дрейфа на юг до 40°С.Ш. айсберги разрушаются. Морские льды тают, не доходя до этой параллели.
В Тихом океане плавучие и глетчерные льды менее распространены, чем в Атлантическом. Айсберги здесь встречаются лишь в Аляскинском заливе и на юге океана, отколовшиеся от ледников Антарктиды. Припай наблюдается в период с декабря по апрель в заливах и бухтах восточных берегов Камчатки. В открытых частях морей лёд дрейфует к югу.
Северный-Ледовитый океан в зимнее время полностью покрыт льдами, толщиной 2,5–3,0м. Айсберги здесь редки.
В летнее время происходит интенсивное таяние льда, но оно не обеспечивает разрушение всех льдов, образовавшихся за зиму. Огромные массы льдов выносятся Восточно-Гренландским течением в Атлантический океан. В море Баффина одновременно может находиться до 40 000 айсбергов различного размера.
Вероятность встречи с айсбергами длиной свыше 100 м составляет в прибрежной зоне 20%, свыше 300 м - 5%. В открытом океане севернее 65о ю.ш. айсберги длиной более 1500 м встречаются редко.
Черное море замерзает только у северных берегов. Полностью замерзает Днепро-Бугский лиман и лиман Днестра. В Крыму лёд образуется лишь в закрытых бухтах.
Азовское море замерзает вдоль всех берегов в виде широкого припая, центральная часть свободна ото льда или заполняется дрейфующим льдом.