IV.Музыкальный слух имеет три основных проявления: восприятие, воспроизведение и внутренние представления.

Музыкальная одаренность. Музыкальные способности. Музыкальный слух , его виды, составляющие компоненты. О некоторых психофизиологических особенностях музыкального слуха. Внутренние слуховые представления. Музыкальное мышление и воображение. Методика определения музыкальных способностей.

I.Для успешного занятия музыкальной деятельностью необходимы музыкальная одаренность и музыкальные способности.
Основными видами музыкальной деятельности являются следующие:
1) слушание музыки
2) исполнение музыки
3) сочинение музыки

Музыкальная одаренность – это совокупность различных способностей, куда входят развитый интеллект, музыкальный слух, сила, богатство и инициативность воображения, особая концентрация душевных сил, внимание; волевые особенности; организованность; целеустремленность; артистичность и любовь к музыке; физические особенности исполнительского аппарата.

Музыкальность– это особый комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью. Основной признак музыкальности – переживание музыки, как выражение некоторого содержания, способность эмоциональной отзывчивости на музыку, одаренность человека к музыке.
Но при этом музыкальность – это не только совокупность врожденных задатков личности, но и результат развития, воспитания, обучения. По словам Римского-Корсакова: «Любовь и увлечение искусством – являются спутником высших музыкальных способностей».

Музыкальные способности — индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности. Б. М. Теплов к основным музыкальным способностям, необходимым для всех видов музыкальной деятельности, относил: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство.

1.Ладовое чувство — способность переживать отношения между звуками как выразительные и содержательные. Это эмоциональный или перцептивный компонент музыкального слуха (перцепция – восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств). Ладовое чувство неразрывно связано с ощущением музыкальной высоты; проявляется в восприятии мелодии, в ее узнавании, в чувствительности к точности интонации. Ладовое чувство наряду с чувством ритма является основой для эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерным проявлением является любовь и интерес к слушанию музыки.
2. Музыкально-слуховые представления — способность прослушивать «в уме» ранее воспринятую музыку, составляет основу для музыкального воображения, формирования музыкального образа и развития музыкального мышления, музыкальной памяти. Это слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха. Проявляется в воспроизведении по слуху мелодии; лежит в основе гармонического слуха вместе с ладовым чувством.
3.Музыкально-ритмическое чувство – способность воспринимать, переживать, точно воспроизводить и создавать новые ритмические сочетания. Лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Эти три способности составляют ядро музыкальности.
К общим музыкальным способностям относятся музыкальная память и психомоторные способности.

II.Музыкальный слух – это способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления. Организованный и развитый музыкальный слух – это единая сложная способность, направленная на целостное восприятие и интонирование музыкального произведения (его фактуры и формы) как выражение идейно-образного содержания.
Музыкальный слух нужен для любой музыкальной деятельности. Сохранилось много высказываний больших музыкантов о значении музыкального слуха и о важности его развития:
1.Р. Шуман в своей книге «Жизненные правила для музыкантов» писал: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами».
2.М. Глинка и А. Варламов всячески акцентировали значение музыкального слуха в воспитании и обучении певцов. Глинка отмечал, что следует «обращать больше внимания на верность, а потом на непринужденность голоса», то есть прежде всего слышать, а затем уже правильно формировать звук. Варламов указывал, что «упражнять слух – значит в то же время упражняться в напевах», то есть следить за чистотой интонирования.
3.Г. Нейгауз рекомендовал для развития воображения и слуха ученика выучивать вещи наизусть, не прибегая к роялю. Он писал: «Развивая слух (а для этого, как известно есть много способов), мы непосредственно действуем на звук; работая на инструменте над звуком… мы влияем на слух и совершенствуем его».
Существует еще много таких высказываний, в которых утверждается, что в основе исполнительской деятельности лежит слышание, слуховое осознание музыки. Музыкальный слух движет и управляет работой исполнительского аппарата, контролирует качество звучания и способствует созданию художественного образа произведения. Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку, переживать ее, творчески как бы создавать при исполнении.

Музыкальный слух – явление сложное, состоящее из ряда взаимопроникающих компонентов , основные из которых следующие:
1) звуковысотный слух, чувство лада и чувство метроритма, вместе составляют мелодический слух.
а) звуковысотный слух позволяет определять музыкальные звуки по их отношению к абсолютной звуковысотной шкале, обеспечивая тем самым музыкантам «точность попадания в нужный тон».
б) ладовое чувство – это способность различать ладовые функции отдельных звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, тяготения звуков друг к другу.
3) чувство метроритма включает в себя ощущение равномерности движения в разных темпах , то есть чувство метра; ощущение размера, то есть сочетания и чередования ударных и безударных долей; осознание и воспроизведение сочетаний звуков различной длительности, то есть ритма, ритмического рисунка.

2) ощущение фонической краски аккордов, восприятие множества звуков как единого целого, чувство строя, ансамбля и функциональных связей, вместе составляют гармонический слух.
а) фонизм – это окраска, характер звучания гармонического интервала, аккорда самих по себе, независимо от их тонально-функционального значения.
2) некоторые значения термина «строй» в музыке:
а) система наиболее типичных звуковысотных отношений, обусловленная национальным и историческим своеобразием музыкальных культур;
б) согласованность между певцами хора в отношении точности интонирования.
в) функции гармонические (тональные) – любые значения звуков и созвучий в многоголосной музыке.

Музыкальный слух имеет и другие стороны:
1) тембровый слух, то есть чувствительность к тембрам;
2) архитектонический слух , то есть чувство формы, способность улавливать различные закономерности строения музыкальной формы произведения на всех её уровнях.
3) динамический слух, то есть ощущение сравнительной громкости;
4) полифонический слух – способность вычленить слухом отдельные голоса в многоголосии;
5) фактурный слух — способность воспринимать все тончайшие нюансы отделочной фактуры музыкального произведения;
6) внутренний слух — способность к ясному мысленному представлению (чаще всего — по нотной записи или по памяти) отдельных звуков, мелодических и гармонических построений, а также законченных музыкальных произведений; этот вид слуха связан со способностью человека слышать и переживать музыку «про себя», то есть без какой-либо опоры на внешнее звучание;

По характеру восприятия высоты звуков музыкальный слух разделяется на относительный и абсолютный.
Относительный слух
– это способность воспроизводить и воспринимать звуки, интервалы и их ладовые взаимоотношения только сравнительно с заданной тональностью или с данным звуком.
Абсолютный слух – это способность узнавать и воспроизводить высоту звуков без сравнения с каким-либо исходным звуком. Абсолютный слух бывает пассивным и активным,
Пассивный абсолютный слух - это способность узнавать высоту, базируясь на тембровых критериях. Человек, обладающий таким слухом, узнает звуки, воспроизводимые определенным инструментом, но при этом не может воспроизвести самостоятельно отдельные звуки или тональности.
Активный абсолютный слух предполагает способность человека не только узнавать, но и воспроизводить любую заданную или записанную высоту.
Музыкальный слух развивается в результате музыкальной деятельности и путем специальных упражнений.

III. О некоторых психофизиологических особенностях музыкального слуха. В основе разнообразных проявлений музыкального слуха лежат определенные физиологические задатки, направленность и активность психики музыканта, богатая память и умение логично мыслить.
В основе музыкального слуха (и музыкальных навыков) лежит рефлекторная деятельность мозга. В музыкальной деятельности мы встречаемся главным образом с условными рефлексами. Условные рефлексы образуются в результате многочисленных повторений единообразных актов, каждый из которых складывается из трех основных звеньев: 1) улавливания внешних раздражителей, в музыкальной деятельности это улавливание происходит при помощи органа слуха – внешнего анализатора; 2) анализа и синтеза их в коре головного мозга; 3) конечных многообразных реакций.
Важнейшие для музыкальной деятельности – рефлексы на отношения. Выработка рефлексов на звуковысотные, временные и иные отношения имеет большое значение для формирования музыкального слуха.

В музыкальной деятельности вырабатываются так же слушательский и певческий рефлексы.
Слушательский рефлекс проявляет себя следующим образом:
1. В первом звене слушатель воспринимает различные компоненты музыкального звука – высоту, тембр, длительность громкость и другие. Возникшее раздражение разливается по клеткам различных анализаторов (слуховых, зрительных, двигательных и других), оживляет отпечатки прежних следов в памяти, создает ассоциации.
2. Во втором звене происходит анализ и синтез полученных раздражений. Одновременно в коре головного мозга происходит восстановление следов от ранее накопленных раздражений.
3. В третьем звене возникает многообразная реакция: эмоции, жесты, мимика, мысленное пение. На этой основе возникают наиболее прочные системы нервных следов.

Певческий или исполнительский рефлекс проявляет себя как координированная система двигательных реакций голосового аппарата или иных мыщц, участвующих в исполнительском процессе в ответ на разные раздражители. Прежде всего этот рефлекс проявляет себя в подражании другому исполнителю, при подбирании мелодии по слуху. При пении или игре по нотам механизм восприятия (первое звено рефлекторного акта) иной: первичное возбуждение возникает не в слуховом, а в зрительном анализаторе («не слышу, а вижу») и лишь потом переходит в мысленное представление звучания. Этот переход предваряется многократными повторениями процесса связывания зрительных образов знаков с соответствующими звучаниями. Такие повторения создают в коре головного мозга четко проторенные пути. В дальнейшем на основе возникших взаимосвязей между зрительными и слуховыми образами формируются прочные навыки чтения с листа.
Второе и третье звенья рефлекторного акта при пении более тесно связаны, чем при слушании. Они характеризуются большей активностью и целенаправленностью. Анализ и синтез в коре головного мозга не только направлены на осознание целостности мелодии, но и на точность ее исполнения. Третье звено характерно так же активным контролированием верности воплощения замысла (точности интонации, метроритма и т.д.). Осуществляется этот контроль при помощи механизма обратной связи (замысел, его воплощение – поверка соответствия с замыслом – корректирование).

Восприятие основано на слушательском рефлексе. Особую роль при этом играет прошлый опыт – закрепление в коре головного мозга связи рефлексов. При восприятии активно включается вторая сигнальная система (по Павлову она связана с абстрактным мышлением, с речью). Она проявляет себя в процессе осознания и словесного определения воспринимаемых элементов музыкального звучания. При восприятии активно проявляются и рефлексы на отношения, например, ощущение интервальности возникает в результате синтеза звуковых ощущений, установления отношений между ними.
Работая над восприятием, педагог должен учесть, что выразительность показа и интерес создают «очаги оптимальной возбудимости». Это способствует более прочному усвоению. Важно так же воспитывать устойчивость и объем внимания. Поэтому особое значение имеют целенаправленность внимания, ясно поставленная задача.

Физиологический процесс воспроизведения сложен. Полученное раздражение (в виде зрительного образа нотного знака или звукового представления) перерабатывается в коре головного мозга, далее возникают сигналы, которые затем поступают в различные «исполнительные органы» - голосовые связки певца, мышцы рук скрипача, пианиста и т.п. Возникающие звуки воспринимаются слуховым анализатором, сопоставляются с представляемым звучанием. При ошибках в воспроизведении необходима коррекция.
Для того чтобы воспроизведение было правильным, необходимо выработать прочные навыки пения, игры на музыкальных инструментах. Эти навыки формируются в результате специальных упражнений; в курсе сольфеджио им уделяется особое внимание.

Процесс формирования внутренних представлений связан со сложной работой мозга. На основе ранее полученных раздражений, находящихся как бы в «кладовой» мозга, музыкант может представить себе или вспомнить мелодию, целое произведение, его отдельные элементы (аккорды, тембры, ритмы, штрихи и т.п.). На более высокой ступени развития музыкального слуха слуховые представления становятся более яркими и устойчивыми. Пользуясь ими, музыкант может представить себе звучание не только отдельных элементов, но и целого неизвестного ему музыкального произведения. Это свойство музыкального слуха – внутренний слух – широко используется во всех видах музыкальной деятельности.

Внутренние представления, их яркость и точность во многом зависят от памяти. Качество памяти характеризуется быстротой, точностью, прочностью запоминания, активностью воли к запоминанию, готовностью внимания.
Запоминание в зависимости от типа памяти бывает:
1) непосредственно звуковое, основанное на подражании, как певческий рефлекс у детей;
2) механическое, связанное с двигательными рефлексами исполнения на инструменте;
3) логическое, смысловое, основанное на понимании, использующее знания и представляющее собой процесс мышления.
4) зрительное.

В чистом виде эти типы памяти встречаются редко. В педагогической практике следует учитывать склонности каждого ученика к какому-либо виду памяти и особенности их нервной деятельности.