Введение
И торгово-экономических процессов
Тема 2.4. Транспортное обеспечение мировых производственных
Лекция рассматривает основные формы транспортного обеспечения мировых производственных и торгово-экономических процессов, являясь дополнением к ранее рассмотренным аспектам международного экономического сотрудничества.
Учебные вопросы:
1. Оценка качеств транспортных средств при организации международных перевозок
2. Оценка объемов, структуры и динамики мировых грузопотоков
Транспорт - одна из основных отраслей, связующих мировую экономику. При осуществлении международных экономических связей, транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, реализуя суть международных сообщений.
Транспорт - одна из основных отраслей, связующих мировую экономику. При осуществлении международных экономических связей, транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, реализуя суть международных сообщений
В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта. В тех случаях, когда при международной перевозке грузов или пассажиров последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные, интермодальные) сообщения.
В практическом случае, выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет до шести факторов.
В таблице 6.1 дается краткая и сравнительная характеристика различных видов транспорта с точки зрения этих факторов. При этом сравниваемые параметры отражены в баллах, от «1» до «5», по принципу «чем меньше – тем лучше».
Таблица 6.1 - Сравнительные преимущества различных видов транспорта
Скорость (время доставки от двери до двери) | Частота отправок (по плану в сутки) | Регулярность (соблюдение графиков доставки) | Перевозочная способность (способность перевозить разные грузы) | Доступность (число обслуживаемых географических точек) | Стоимость | |
Железнодорожный | ||||||
Водный | ||||||
Автомобильный | ||||||
Трубопроводный | ||||||
Воздушный |
Очевидно, что если отправителя интересует скорость, то основной выбор оказывается между воздушным и автомобильным транспортом. Если цель - минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. Объемы и структура международного транспорта по видам и в динамике 2000-2006 гг. представлена в таблице 6.2.
Таблица 6.2 - Объемы и структура международных перевозок