Руководство наблюдениями по методу Е.Н. Водовозовой.

В понятие воспитания ума ребёнка Водовозова включала также развитие наблюдательности, любознательности, или, как говорила она, «пробуждение мысли дитяти».

Заслугой её является то, что она разработала культуру наблюдений с маленькими детьми. Её указания о том, как воспитатели и родители должны направлять развитие наблюдательности детей дошкольного возраста, мы счи­таем ценными и не утерявшими своего значения до настоящего времени.

К способности наблюдения Водовозова относит: запоминание наблюдаемого, уменье отличить в нём существенное от менее существенного, сравнивать одни признаки с другими и делать из них правильные заключения и выводы. Эти качества необходимо развивать с дошкольного возраста, а не надеяться на то, что они придут сами собой.

Ярко выражена у Водовозовой в этом деле ведущая роль воспитателя. Ведь детское наблюдение характеризуется большой неточностью, дети поражаются часто внешними, бросающимися в глаза чертами и признаками предметов и явлений, усваивают их, но пропускают главные, смешивают фантазию и действительность; прочность усвоения также оставляет желать лучшего.

Такова характеристика детского наблюдения, данная Водовозовой, если оно не направляется взрослым. Что произойдёт, если родители и воспитатели предоставят наблюдению ребёнка развиваться самотёком? Вот совершенно правильный ответ Водовозовой: «Всех нас всё поражало в детстве. Но в нас никогда не поддерживали естественной, деятельной любознательности; замеченное нами бесследно исчезало из памяти, и наш восторг при виде явлений природы мы применяли сначала к узкой рамке будничной жизни..., а потом, мало-помалу, доходили до равнодушия человека, которого так поражает внезапное яркое освещение, что скорее парализует деятельность мозга, чем заставит его узнать причину такого явления» («Умственное развитие...», изд. 2-е, 1873, стр. 41).

Отсюда Водовозова пришла к следующему выводу: если в ребёнке не развивать с детства наблюдательности, то он не сумеет подмечать и определять характерных признаков предмета; это будет отрицательно отражаться на его мышлении, может привести к лености мысли.

Развитие способности наблюдать окружающее необходимо проводить под руководством педагогов и родителей.. Воспитывая детскую наблюдательность, взрослые должны придерживаться основных дидактических принципов: «...идти от более близкого к более отдалённому, от простого к сложному, от познания осязаемых предметов, т. е. от конкретного,, к отвлечённым понятиям, или абстрактному» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 241—242).

Методика развития наблюдательности раскрыта Водовозовой интересно и обоснованно

1. Вначале при наблюдении окружающих предметов ребёнок в состоянии заметить только самое выдающееся.

2. Задача воспитатели указать ему другие качества, менее заметные, и приучить всматриваться в предмет. Это поможет детям мало-помалу уже самостоятельно открывать в предмете или явлении новые признаки и качества. Водовозова рекомендовала в таких случаях даже не указывать ребёнку те или другие признаки, а лишь «побуждать, наталкивать дитя открывать их». Это будет способствовать развитию активности и самостоятельности в наблюдении. Если воспитатель не будет обращать внимание ребёнка на признаки предмета, то у ребёнка исчезнет свежесть впечатлений, он будет равнодушен даже к самым характерным явлениям окружающего.

3. Одновременно с этим Водовозова рекомендовала воспитателю помнить, что раньше, чем обратить внимание ребёнка на отдельные признаки, надо, чтобы он осмотрел предмет в целом.

4. Воспитателю необходимо изучить по­следовательность, которой надо держаться при отборе предметов или явлений для наблюдения.Надо отбирать те из них, которые понятны и доступны ребёнку данного возраста, что он может усвоить из окружающего в данное время.

Во время прогулок, экскурсий в окружающую природу воспитателю не следует без разбора сообщать ребёнку сведения о всём, что попадётся на пути, а уметь отобрать немногое, что доступно пониманию детей. Всё это говорит опять-таки о том, что Водовозова подчёркивала руководящую роль воспитателя в развитии наблюдательности детей дошкольного возраста.

Очень ценно, что развитие наблюдательности, пробуждение интереса к

окружающему в дошкольном возрасте Водовозова связывала с будущим обучением в школе, с развитием самостоятельности мышления, с успешными занятиями. «Если воспитатель не сумеет развить этого свойства [интереса к окружающему] в ту пору, когда в ребёнке только начинает пробуждаться наблюдательность ко всему окружающему, имеющая такое громадное значение для всей психической жизни человека, то умственные способности ребёнка постепенно притупляются, и, сделавшись школьником, он равнодушно будет смотреть на... мир» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 245).

В помощь родителям и воспитателям Водовозова разработала программу наблюдений для маленьких детей, отобрав определённый круг явлений и предметов из окружающей жизни. Это было чрезвычайно важно для теории дошкольного воспитания, так как этими исканиями было положено начало разработке программного содержания работы детского сада. Окружающий ребёнка мир — родная природа и жизнь людей — является источником наблюдений.

Программа наблюдений у Водовозовой—это, в сущности говоря, программа знакомства ребёнка с явлениями окружающей природы и общественной жизни.

Этот круг явлений окружающей жизни был ею первоначально отобран и расположен в порядке постепенного усложнения.

Знакомству детей с природой Елизавета Николаевна отводила очень большое место. Природа окружает нас всюду, поэтому возможности воспитателя в использовании природных явлений не ограничены. В ближайшем окружении можно всегда найти доступное пониманию ребёнка.

Детей раннего и младшего дошкольного возраста, по мнению Водовозовой, следует прежде всего знакомить с домашними животными и птицами. «При развитии ребёнка в первом возрасте мы больше всего останавливаем его внимание на животных, так как в это время ребёнка особенно занимает всё живое и движущееся» («Умственное развитие...», изд. 2-е, 1873, стр. 73). Правильно утверждала Водовозова, что знакомство с животным миром в этом возрасте должно обязательно проводиться наглядным путём, сопровождаться оживлённым разговором, беседой или кратким рассказом о том, что ребёнок видит. Во время наблюдения с детьми рекомендуется вести примерно такой разговор. «Смотри, коровушка-то ходит да травку рвёт, вон она как долго жуёт. Уши у неё в стороны смотрят, а рожища какие большие! Не нужно дразнить коровушку, она этими рожищами так толкнёт... My,— замычала, заревела — ведь это она хозяйку зовёт, пить просит, доить себя велит...» (Там же, стр. 68). Затем поясняют, что корова даёт молоко. Дети смотрят, как она ест сено, дают ей хлеба...

Другой пример — наблюдение за домашними птицами: «Смотри... как курицы по двору расхаживают, каждая со своими детками, маленькими цыплятами. Вон как курица ножками землю разгребает, закудахтала, это она червячка нашла и детушек собирает. Цып, цып... подбирайте крошечки... вон как славно, подклёвывают... Кыш, прочь отсюда, петух... ты большой, сам можешь найти, пусть цыплятки досыта поедят... и уточки идут с утятками, поесть захотели, с озера возвращаются, с ноги на ногу переваливаются... Ну и тут лужу нашли, плавают, широкие носики в воду опускают» (Там же, стр. 69)

Назначение этих пояснений в том, чтобы помочь ребёнку осознать видимое, уточнить его представления, развить речь, обогатить его словарь, а также приучить детей с раннего возраста быть внимательными к животным. Водовозова предупреждала, что детям необходимо показывать живые, характерные стороны предмета, искусно закрывая в то же время то, что понять им не под силу. Она считала огромной ошибкой со стороны воспитателя указывать младшему дошкольнику на детали предмета или рассказывать о том из жизни животных или птиц, чего в данную минуту нет перед глазами.

Ребёнку надо дать живой, конкретный, видимый образ или ему останется чуждой та жизнь природы, при наблюдении которой мало-помалу развивались бы в нём ум, находчивость, сочувствие к окружающему его миру. Вам... следует сначала всё показать ему в той живой, занимательной картине, какую представляет действительность, чтобы потом он на самом деле приобрёл основательные знания» (Там же, стр. 70).

Водовозова рекомендовала привлекать внимание маленького ребёнка по мере его развития и к более широкому кругу природных явлений: деревья, растения, цветы, бабочки, птички; бывать в лесу, в поле, в саду. Рассматривая деревья — показать лиственные и хвойные, сравнить лист и хвою; посмотреть эти деревья зимой. Кроме того, она считала полезным для развития ребёнка держать (в зимнее время) в доме двух-трёх животных (кошку, собаку, морскую свинку, ежа, черепаху, рыбу). Детей надо привлекать к уходу за ними и бороться с проявлениями жестокости по отношению к животным. Постепенно по мере роста и развития ребёнка расширяется и тот круг явлений природы, с которыми возможно познакомить его.

Ценно, что круг представлений о растениях и животных определяется местными природными условиями. Водовозова предлагала знакомить детей только с самыми известными породами деревьев и растений, наиболее из­вестными животными, «находящимися на русской почве».

Богатейшие возможности для наблюдения и расширения кругозора старших детей (6—7 лет) даёт, по её мнению, дают сад, луг, река, лес. «Тут и различные деревья, кустарники, папоротники, мхи, грибы, ягоды, цветы, трава, насекомые, муравьиные кучи. Тут и конца нет для бесед» («Умственное и нравственное развитие...», изд. 4-е, 1891, стр. 246). Пусть ребёнок осматривает гнёзда птиц, замечает их форму, материал, из которого они сделаны, где они свиты и какой птицей. Пусть прислушивается к писку птенчиков, смотрит, как мать кормит их. Необходимо воспитывать заботливое отношение к каждой птичке, к зайчику, белке, кролику, а также и к домашним животным; показать, как надо приручать животных.

Желательно посещать скотный двор, птичник, рыбную ловлю... На берегу реки, озера или моря ребёнок должен наблюдать течение воды, цвет её, волны, собирать камушки, ракушки. Детей следует познакомить с тем, что растёт в поле, на лугу, посмотреть сельскохозяйственные работы. Наблюдения в природе следует проводить в различные времена года и обращать внимание на происходящие изменения. Чрезвычайно важно, что Водовозова показывала детям явления природы не в статике, а в динамике: ; знакомила с развитием насекомых, земноводных, с ростом растений. Она предлагала осуществлять это исключительно наглядным путём, путём наблюдения, выращивания как в естественных условиях, так и в специально созданных.

Надо особенно отметить, что, кроме наблюдения с детьми явлений природы в их естественной обстановке, каждой семье рекомендовалось устроить для детей 6—7 лет «маленький естественно-исторический кабинет»,или, как мы теперь называем, уголок природы; Он должен был служить для разнообразных систематических наблюдений и опытов. В нём рекомендовалось сосредоточить всё необходимое и ценное в воспитательном отношении: растения, цветы, плошки с посадками, распускающиеся ветки с почками и листьями, банки с водяными животными, садки с насекомыми, ёжика, рыбку и др. По мнению Водовозовой, ребёнку можно разрешить собирать в свой «кабинет» все интересующие его природные объекты и приучить их сохранять.

Следует остановиться на разработке Водовозовой серии опытов и самостоятельных длительных наблюдений из области естествознания для детей б—7 лет. Водовозова совершенно правильно считала, что опыты и самостоятельные наблюдения делают мысль ребёнка более деятельной, активизируют её, способствуют самостоятельности мышления, приучают детей к анализу. «Пусть, — говорит она, — он [ребёнок] сам вырастит цве­ток, который потом опишет; сам держит у себя какое-нибудь насекомое или другое животное, чтобы подмечать его свойства» («Умственное развитие...», изд. 2-е, 1873, стр. 45). Дети, воспитанные таким путём, самостоятельно и совершенно естественно познакомятся с характерными признаками предметов; в школе они смогут сделать выводы из накопленных наблюдений, а не только заучивать обобщающее правило. Упор на самостоятельность ' детей в длительных наблюдениях не противоречит, а сочетается у Водовозовой с руководящей ролью воспитателя.

Умственное развитие, рост сознания и наблюдательности у детей позволяют каждое уже знакомое им явление показать более разносторонне и многообразно. Такое усложнение наблюдения объектов природы Водовозова показала на конкретном подборе круга явлений для детей 6—7 лет, а также и на сравнительных наблюдениях младшего и старшего возраста за одним и тем же предметом.