Основные принципы античной картины мира.

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

ПО КЛИНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Хирургические болезни

Внутренние болезни и смежные дисциплины

СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

ГИНЕКОЛОГИЯ

СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

 

  001 - г 018 - г 035 - б 052 - д 069 - а 086 - а 103 - г
  002 - г 019 - г 036 - в 053 - г 070 - б 087 - г 104 - в
  003 - д 020 - в 037 - в 054 - г 071 - д 088 - в 105 - б
  004 - г 021 - д 038 - б 055 - д 072 - в 089 - в 106 - г
  005 - а 022 - а 039 - в 056 - г 073 - д 090 - в 107 - а
  006 - б 023 - г 040 - б 057 - г 074 - а 091 - д 108 - в
  007 - в 024 - б 041 - д 058 - в 075 - в 092 - в 109 - в
  008 - д 025 - д 042 - д 059 - в 076 - г 093 - в 110 - г
  009 - г 026 - б 043 - в 060 - д 077 - г 094 - а 111 - б
  010 - б 027 - в 044 - в 061 - г 078 - в 095 - а 112 - б
  011 - г 028 - а 045 - в 062 - в 079 - г 096 - а 113 - в
  012 - в 029 - д 046 - б 063 - г 080 - а 097 - в 114 - г
  013 - б 030 - г 047 - б 064 - в 081 - б 098 - в 115 - б
  014 - д 031 - д 048 - в 065 - г 082 - г 099 - в 116 - в
  015 - а 032 - г 049 - г 066 - г 083 - б 100 - г 117 - б
  016 - б 033 - г 050 - в 067 - в 084 - а 101 - в 118 - г
  017 - г 034 - д 051 - г 068 - в 085 - в 102 - в 119 - г

 

  001 - а 023 - б 045 - в 067 - б 089 - б 111 - а 133 - а
  002 - г 024 - г 046 - д 068 - д 090 - г 112 - г 134 - г
  003 - г 025 - г 047 - б 069 - в 091 - а 113 - б 135 - д
  004 - д 026 - г 048 - а 070 - б 092 - д 114 - д 136 - д
  005 - г 027 - в 049 - а 071 - г 093 - г 115 - а 137 - г
  006 - а 028 - г 050 - д 072 - а 094 - д 116 - а 138 - г
  007 - д 029 - а 051 - в 073 - г 095 - д 117 - д 139 - г
  008 - г 030 - б 052 - г 074 - д 096 - д 118 - г 140 - б
  009 - д 031 - г 053 - д 075 - в 097 - г 119 - д 141 - г
  010 - г 032 - д 054 - г 076 - д 098 - д 120 - г 142 - г
  011 - в 033 - в 055 - г 077 - д 099 - г 121 - д 143 - г
  012 - д 034 - д 056 - г 078 - б 100 - а 122 - б 144 - б
  013 - г 035 - г 057 - в 079 - д 101 - а 123 - в 145 - в
  014 - г 036 - д 058 - г 080 - а 102 - б 124 - в 146 - в
  015 - г 037 - г 059 - б 081 - г 103 - г 125 - б 147 - в
  016 - г 038 - б 060 - г 082 - г 104 - г 126 - б 148 - б
  017 - г 039 - г 061 - г 083 - г 105 - д 127 - а 149 - а
  018 - д 040 - г 062 - а 084 - а 106 - в 128 - а  
  019 - в 041 - в 063 - д 085 - г 107 - д 129 - г  
  020 - в 042 - б 064 - г 086 - г 108 - г 130 - д  
  021 - г 043 - г 065 - г 087 - б 109 - д 131 - д  
  022 - г 044 - в 066 - г 088 - г 110 - б 132 - г  

 

  001 - г 018 - г 035 - б 052 - д 069 - а 086 - а 103 - г
  002 - г 019 - г 036 - в 053 - г 070 - б 087 - г 104 - в
  003 - д 020 - в 037 - в 054 - г 071 - д 088 - в 105 - б
  004 - г 021 - д 038 - б 055 - д 072 - в 089 - в 106 - г
  005 - а 022 - а 039 - в 056 - г 073 - д 090 - в 107 - а
  006 - б 023 - г 040 - б 057 - г 074 - а 091 - д 108 - в
  007 - в 024 - б 041 - д 058 - в 075 - в 092 - в 109 - в
  008 - д 025 - д 042 - д 059 - в 076 - г 093 - в 110 - г
  009 - г 026 - б 043 - в 060 - д 077 - г 094 - а 111 - б
  010 - б 027 - в 044 - в 061 - г 078 - в 095 - а 112 - б
  011 - г 028 - а 045 - в 062 - в 079 - г 096 - а 113 - в
  012 - в 029 - д 046 - б 063 - г 080 - а 097 - в 114 - г
  013 - б 030 - г 047 - б 064 - в 081 - б 098 - в 115 - б
  014 - д 031 - д 048 - в 065 - г 082 - г 099 - в 116 - в
  015 - а 032 - г 049 - г 066 - г 083 - б 100 - г 117 - б
  016 - б 033 - г 050 - в 067 - в 084 - а 101 - в 118 - г
  017 - г 034 - д 051 - г 068 - в 085 - в 102 - в 119 - г
  120 - д 126 - в 132 - д 138 - а 144 - г 150 - а 156 - а
  121 - д 127 - а 133 - в 139 - а 145 - г 151 - а 157 - а
  122 - в 128 - д 134 - в 140 - б 146 - б 152 - в 158 - а
  123 - б 129 - в 135 - б 141 - в 147 - в 153 - а 159 - а
  124 - а 130 - б 136 - в 142 - б 148 - а 154 - б 160 - а
  125 - а 131 - д 137 - а 143 - д 149 - в 155 - а 161 - д

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

    Кол-во тестов стр.
1. Пульмонология
2. Кардиология
3. Гастроэнтерология
4. Нефрология
5. Гематология
6. Коллагенозы. Болезни суставов
7. Эндокринология
8. Профпатология
9. Военно-полевая терапия
10. Туберкулез
11. Инфекционные болезни
12. Эпидемиология
13. Детские болезни
14. Кожные и венерические болезни
15. Неврология
16. Лучевая терапия и лучевая диагностика
17. Медицинская генетика
18. Клиническая фармакология

 

 

    Кол-во тестов Стр.
19. Острый аппендицит
20. Заболевания желчевыводящих путей
21. Острый панкреатит
22. Кишечная непроходимость
23. Перитонит
24. Грыжи
25. Язвенная болезнь
26. Заболевания кишечника
27. Рак желудка
28. Заболевания пищевода
29. Заболевания легких
30. Заболевания молочной железы
31. Заболевания щитовидной железы
32. Заболевания вен
33. Заболевания артерий
34. Онкология
35. Детская хирургия
36. Травматология, ортопедия, военно-полевая хирургия
37. Урология
38. Нейрохирургия
39. Анестезиология
40. Оториноларингология
41. Глазные болезни
42. Акушерство
43. Гинекология
44. Скорая медицинская помощь

 

45. Перечень лекарственных препаратов -
46. Эталоны ответов -
       
       

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ

 

По общей редакцией профессора Н.Н. Володина

 

 

 

Подписано в печать 9.12.96 г . Формат бумаги 60´90/16.

Бумага типографская N 2. Гарнитура Таймс.

Усл. печ. л. 34,5. Уч. изд. л. 33,9.

Тираж 5000 экз. Изд N 131.

 

 

Отпечатано в типографии Всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

113035, Москва, ул. Пятницкая, 1/2

 

 

Д л я з а м е т о к

 

1. Принцип круговых форм, движений и цикличности. Наблюдение круглых дисков Солнца и Луны, закругленной линии горизонта на море, восходы и заходы светил, смена времен года, отдыха и труда и т.д. наводили греков на мысль о круговых формах, движениях, циклах развития.

2. Принцип существования начала, лежащего в основе многообразия явлений мира. Первые представления о таком начале сводились к первичным стихиям, таким как вода, воздух, земля и огонь. В дальнейшем появляются абстрактные представления, не сводимые к чувственному восприятию, такие как атом Демокрита или материя Платона и Аристотеля.

3. Представление о небесном своде. Предполагалось, что Земля находится в центре мира, а твердый небесный свод служит опорой для звезд и отделяет небо от Земли. Звезды неподвижно прикреплены к небесному своду, а планеты (к которым относили Солнце и Луну) перемещаются относительно фона неподвижных звезд. Слово “планета” произошло от древнегреческого слова “блуждающий”. Двигаясь вокруг Земли, планеты совершали сложные, петлеобразные движения. Дело в том, что каждая планета была прикреплена к прозрачной твердой сфере. Сфера обращалась равномерно вокруг Земли по правильной круговой орбите, а сама планета перемещалась еще и по сфере. Представление о небесном своде (сфере неподвижных звезд) сохранялось даже в системе Н.Коперника, хотя он и перенес центр мира с Земли на Солнце.

4. Принцип одухотворенности небесных тел. Платон считал, что планеты, как и другие движущиеся без видимых причин тела, обладают душой. Ученик Платона Аристотель первопричиной движения тел считал перводвигатель, являющийся нематериальным, неподвижным, вечным, совершенным.

5. Принцип небесного совершенства. Платон, Аристотель и другие философы верили, что небеса идеальны во всех отношениях. Исходя из этого они считали, что небесные тела, их сферы и орбиты, по которым они движутся должны состоять из нерушимой вечной субстанции – эфира. Форма небесных тел должна быть сферической, поскольку сфера – это единственное геометрическое тело, все точки поверхности которого равноудалены от центра. Сфера (круг) считалась у греков идеальной, совершенной фигурой.

6. Принцип музыки небесных сфер. Для пифагорейцев музыкальная гармония и движение планет были обусловлены одними и теми же математическими законами. Пифагор открыл замечательную связь между числами и законами музыкальной гармонии. Он обнаружил, что высота тона колеблющейся струны, концы которой закреплены, прямым образом зависит от ее длины. Уменьшение длины колеблющейся части скрипичной струны вдвое приводит к повышению тона рождаемого ей звука на октаву. Уменьшение длины струны на одну треть повышает тон звука на квинту, на одну четверть – на кварту, на одну пятую – на терцию. Пифагорейцы также обнаружили закономерность изменения высоты звука от величины вращающегося объекта и от расстояния от объекта до наблюдателя. Так, камень, привязанный к веревке и вращаемый над головой, будет издавать звук определенной высоты. Если изменять величину камня и длину веревки, то и высота издаваемого камнем звука будет меняться. Следуя этой логике рассуждений, Пифагор предполагал музыкально-числовую структуру космоса и музыку небесных сфер.

7. Принцип пустоты или заполненности космоса. По этому вопросу древнегреческие философы разделились на две противоборствующие школы. Глава одной из них – Демокрит считал, что вещество космоса состоит из крошечных, невидимых, неделимых частиц – атомов, движущихся в окружающем пустом пространстве. По мнению же их противников (например, Парменида) мир заполнен одной или несколькими субстанциями, образующими сплошную среду.

8. Принцип центризма или однородности. Находимся ли мы в центре Вселенной или у Вселенной центра в принципе не существует, и существовать не может? Мир Платона и Аристотеля напоминал луковицу, в середине которой находилась Земля, тогда как сфера неподвижных звезд составляла ее внешнюю оболочку. Атомисты считали по-другому. В частности Лукреций Кар писал: “Вселенная не имеет центра и содержит бесконечное множество обитаемых миров”.

Несмотря на разнообразие принципов, и моделей Вселенной в античном мире, сложившаяся к тому времени культурная атмосфера, и научная парадигма привели к тому, что была утверждена геоцентрическая картина мира, автором которой стал великий древнегреческий ученый 4 в. до нашей эры Аристотель.

 


Лекция № 2. Геоцентрическая картина мира Аристотеля - Птолемея.

 

 

Аристотель из Стагиры (384 – 322 гг. до н.э.) известен как разносторонний ученый, обладавший энциклопедическими знаниями. Он был известным философом, физиком, биологом, логиком, психологом, общественным деятелем. Как биолог он со своими учениками определил понятие жизни, описал и классифицировал более 1000 видов животных и растений. Так, Аристотель первый доказал, что кит является не рыбой, а млекопитающим животным.

В трактате “О небе” Аристотель описывает свою физико-космологическую картину мира. Здесь мы видим, как его астрономические взгляды на Вселенную тесно переплетаются с физическими и философскими взглядами.

Под Вселенной Аристотель понимал всю существующую материю, состоящую с его точки зрения из 4 обычных элементов: земли, воды, воздуха и огня, а также 5-го элемента – эфира, в отличие от других не имеющего ни легкости, ни тяжести. Вселенная – это конечная ограниченная сфера, за границами которой нет ничего материального. Там нет и пространства, которое мыслится как нечто, заполненное материей. За пределами Вселенной не существует и времени. Время Аристотель определял как меру движения (количество движения) и связывал с материей, поясняя, что “нет движения без тела физического”. За пределами Вселенной помещался нематериальный, вечный, неподвижный, совершенный перводвигатель (божество), который сообщал миру, а в частности и космическим телам совершенное равномерное круговое движение.

Так как шарообразность Вселенной была видна невооруженным глазом в форме небосвода, круговом суточном движении небесных светил (Солнца, Луны и др.), в наблюдении лунных затмений, когда круглая тень Земли наползала на диск Луны (что подтверждало и шарообразность нашей Земли), то в такой ограниченной Вселенной должен был существовать центр, как особая точка, равноудаленная от периферии. Таким образом, центральное положение Земли следовало из общих свойств Вселенной: самый тяжелый элемент – земля, составляющий в основном земной шар, не мог не быть всегда в центре мира. Менее тяжелым элементом, тяготеющим к земле, была вода, а легкими -–огонь и воздух. В надлунном мире единственный элемент – эфир находился в вечном круговом движении в мировом пространстве. Из эфира, согласно Аристотелю, состояли все небесные тела, идеальной сферической формы, скрепленные каждое со свое сферой, твердой и кристально-прозрачной, с которой они вместе двигались по небу. Точнее говоря, двигались сферы, а с ними и планеты. Движение небесных тел с востока на запад Аристотель считал естественным и наилучшим (“природа всегда осуществляет наилучшую из возможностей”). Аристотель выделял 8 сфер во Вселенной. Он считал, что для небесных тел естественным является именно круговое, вечное, равномерное движение, которое постулировалось как признак совершенства небесных тел.

Неподвижность Земли в центре мира Аристотель просто постулировал, чтобы обосновать суточное вращение всего небосвода (“если Земля неподвижна, то небо двигается”). Согласно ученому, Вселенная не возникла и принципиально неуничтожима, она вечна, поскольку единственна и объемлет всю возможную материю, ей не из чего возникнуть и не во что превратиться. “Возникает и уничтожается не Космос, а его состояния”.

Космическая система Аристотеля была теорией, опиравшейся на опыт, как его тогда понимали, то есть на полное доверие повседневным наблюдениям (видимые круговые движения планет, Солнца, Луны, закругленная линия горизонта на море и т.п.). Аристотель считал, что Земля свободно парит в пространстве, а не уходит корнями в бесконечность (Ксенофан), или не плавает на воде (Фалес). Но вместе с ошибочными представлениями своих предшественников Аристотель отбросил и правильные догадки пифагорейцев о вращении Земли вокруг свое воображаемой геометрической оси, так как это вращение не ощущалось в повседневном опыте.

Аристотель стремился очистить картину мира от до научного мифологического элемента. Он резко критиковал древние учения, согласно которым небо и небесные тела, чтобы не упасть на Землю, должны были опираться на плечи могучих героев – Атлантов.

Модель Вселенной Аристотеля можно назвать телеологической, опирающейся на высшие конечные цели и причины и все ими объясняющую (перводвигатель, идеальные божественные круговые формы, наилучшая возможность и т.п.). Тем не менее, эта модель стала первым организующим фактором на пути дальнейшего развития науки. В ее рамках на протяжении 1,5 тыс. лет формировались конкретные научные представления. Будучи догматизированной, в средневековой Европе и на арабском Востоке, картина мира Аристотеля дожила до 16 века.

 

 

Картина мира Аристотеля.

 

Подлунный мир Надлунный мир

 

(ЗЕМЛЯ - вода воздух огонь) эфир

 

 

сфера неподвижных звезд

Перводвигатель

 

ЗЕМЛЯ Луна Солнце Меркурий Венера Марс Юпитер Сатурн

 

Аристотелевская геоцентрическая картина мира была математически обоснована 4 века спустя александрийским астрономом, римлянином по рождению, Клавдием Птолемеем (87 – 165 гг. н.э.)

Созданию первой математической теории видимого движения планет, “Математической системы”, было посвящено 5 из 13 книг Птолемея под общим названием “Альмагест”. “Альмагест” в переводе с арабского означает “величайшее”. Дело в том, что греческий оригинал был утрачен, до нас же дошел лишь арабский перевод работ К.Птолемея.

В основу своей теории Птолемей положил несколько постулатов: шарообразность Земли, ее неподвижность и центральное положение во Вселенной, равномерное круговое движение небесных тел, колоссальная удаленность Земли от сферы неподвижных звезд.

Птолемей считал, что чем быстрее планета движется, тем ближе к Земле она расположена. Отсюда вытекало и расположение планет относительно Земли: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

Птолемей не просто следовал утверждениям Аристотеля, но пытался их обосновать, исходя из известных представлений и наблюдений. Так, он считал, что с поверхности вращающейся Земли (если таковое имело бы место) все свободно лежащие на ней тела должны были бы быть сорваны и отброшены в мировое пространство в сторону, обратную направлению вращения Земли (облака, птицы, люди, дома и т.д.). Отчасти Птолемей был прав. Однако он не учел колоссальную массу Земли по сравнению со всеми живыми и неживыми объектами на ее поверхности. Но никого даже сегодня не удивляет тот факт, что на экваторе вес одних и тех же предметов за счет центробежной силы меньше, чем на полюсе.

Теория К.Птолемея была грандиозным успехом человеческой мысли в математическом анализе явлений природы. Так, запутанные видимые движения планет были представлены как результат сложения простых элементов – равномерных движений по окружности. В схеме Птолемея движение каждой планеты описывалось следующим образом. Предполагалось, что вокруг неподвижной Земли находится окружность, центр которой помещен несколько в стороне от центра Земли (деферент). По деференту движется центр меньшей окружности – эпицикла – с угловой скоростью, которая постоянна по отношению не к собственному центру деферента и не к самой Земле, а к точке, расположенной симметрично центру деферента относительно Земли. Эту вспомогательную точку, из которой движение планеты будет казаться равномерным (выровненным), как и соответствующую ей окружность, Птолемей ввел для более точного описания наблюдаемых неравномерностей в видимых движениях планет и назвал эквантом (выравнивающим). Сама планета в системе Птолемея равномерно двигалась по эпициклу. Для описания вновь открываемых неравномерностей в движениях Луны или планет вводились новые дополнительные эпициклы – вторые, третьи и т.д. Введением экванта Птолемей нарушал принцип структуры и свойства Вселенной в физической картине мира Аристотеля. Но это понял и на это обратил внимание лишь спустя полторы тысячи лет Н.Коперник.

Теория К.Птолемея произвела огромное впечатление не только на его современников. Вплоть до 16 века его геоцентрическая система безраздельно властвовала над умами людей. Однако сам Птолемей считал свою теорию лишь способом описания явлений, не претендуя на то, что его сложная конструкция выражала истинное существо вещей (строение Вселенной). Между тем, церковь и схоластическая наука средневековья превратили геоцентрическую картину мира в истину в последней инстанции, возвели ее в официальную доктрину, в ранг непререкаемой религиозной догмы.

 

 

Картина мира К.Птолемея.

 

Земля

Эквант Точка деферента

 

-------------------------------------------------эпицикл

 

Справедливости ради, следует отметить, что греческих мыслителей, создававших модели движения небесных сфер, можно было разделить на два соперничающих между собой лагеря. Они расходились во взглядах на роль математики и математических моделей.

Представители первого лагеря, возглавляемого Аристотелем, считали математику служанкой философии и здравого смысла. Они полагали, что математика может быть полезной в описании явлений, но она не способна отразить их глубину и сущность.

Представители другого лагеря – пифагорейцы, считали, что в основе всех явлений лежат математические закономерности. Они полагали, что законы математической гармонии – более подходящее руководство к постижению небесных тайн, чем опыт и здравый смысл. Пифагорейцы считали, что более естественным было бы предположить, что наблюдаемое нами движение звезд есть следствие неощущаемого нами же движения Земли по окружности, но в противоположном к движению звезд направлении. В центре этой окружности находится “центральный огонь”. Так же предполагалось, что Земля вращается вокруг оси, проходящей через ее геометрический центр, подобно тому, как колесо повозки поворачивается на своей оси.

Наивысшем достижением пифагорейцев стала гелиоцентрическая модель мира, предложенная Аристархом Самосским (Ш в. до н.э.). Он считал Солнце неподвижным, расположенным в центре мира, а Землю, обращающейся вокруг Солнца и вокруг своей оси. Аристарх так же предполагал, что вся орбита Земли по сравнению со сферой звезд представляет собой не более чем точку.

Однако всем этим идеям суждено было оставаться в стороне от основного русла развития представлений о мире. Возрождение гелиоцентризма произошло лишь в 16 веке.

 


ЛЕКЦИЯ № 3. Гелиоцентрическая система Н.Коперника и ее дальнейшее развитие в трудах Дж. Бруно, Г.Галилея и