Свобода воли у Маккиавелли

Исторически христианство пришло к свободе через личную ответственность человека перед Богом и перед собой, поскольку он есть «раб Божий». Раз есть ответственность, то есть и свобода, есть возможность «правильного» (в соответствии с христианским идеалом) или «неправильного» выбора.

Кризис ответственности, который низвел в свое время языческие идеалы и возвел христианские, разразился тысячелетие спустя, что и привело к возникновению ренессансных идеалов, центральным из которых стал идеал свободной индивидуальности. Становление новых идеалов связано с распространением оптимистического мировоззрения.

К оптимистическим доктринам свободной воли можно отнести социально-политическую концепцию Николо Макиавелли (1469 – 1527). Основной труд философа – «Государь», в котором даются советы царствующей особе как удержать власть, укрепить государство и добиться его процветания и благополучия, а также рассматривается проблема роли человека в истории, точнее, сочетание исторической необходимости и индивидуальной активности государя. Чтобы доблесть государя могла проявить себя, необходимы определенные благоприятные условия. Судьба (внешняя необходимость/случайность) распоряжается лишь половиной наших дел, другую половину она представляет самим людям. Судьбу Макиавелли уподобляет бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит деревья, крушит жилища: все бегут от нее прочь, все отступают под ее напором. Но разве люди заранее не могли предпринять меры предосторожности, например, возвести заграждения, построить плотины, и тогда, выйдя из берегов, река не нанесла бы столь серьезного ущерба. «Судьба… являет свое всесилие там, где препятствием ей не служит доблесть, и устремляет свой напор туда, где не встречает возведенных против нее заграждений».[54]

Макиавелли пишет, что люди действую по-разному, пытаясь достичь цели: одни действуют осторожностью, другие – натиском, одни – силой, другие – искусством, одни – терпением, другие – нет, и каждый из этих способов может привести к желаемой цели. Иногда люди, действуя одинаково, приходят к разным результатам, а иногда, действуя по-разному, приходят к одному. Зависит это от того, что один образ действий совпадает с особенностями времени, а другой – не совпадает. «От этого же зависят и превратности благополучия: пока для того, кто действует осторожностью и терпением, время и обстоятельства складываются благоприятно, он процветает, но стоит времени и обстоятельствам перемениться, как процветанию его приходит конец, ибо он не переменил своего образа действий. И нет людей, которые умели бы к этому приспособиться, как бы они ни были благоразумны».[55]

Здесь перед нами гибкое понимание проблемы управления социальной системой. Общество не является неизменным образованием, оно меняется и с его изменениями должна меняться и тактика управления им. Нам следует понять возможные происходящие изменения и действовать так, чтобы реализовалась наилучшая для нас возможность (согласно Макиавелли, это сохранение своего благоденствия), которая сделает новую социальную структуру предельно устойчивой в окружающей среде, что и является укреплением государства и власти. При этом Макиавелли не настаивает на непременном партнерстве с богом, поскольку ради достижения определенных целей возможно и скрытое партнерство темных сил. Впрочем, доктрина Макиавелли сугубо светская, а потому такие категории, как добро, справедливость, закон и т.д., принимают у него весьма относительный характер, когда речь заходит об успехе государственных дел.