Принцип индивидуальности

Принцип диалога

Принцип оптимальности

Принцип конкретности

Принцип конкретности (конкретные дела, направленные на реализацию цели) – при планировании следует избегать неоправданного копирования проводимых дел в других ученических коллективах, необходимо учесть интересы и потребности членов своего коллектива, достигнутый уровень и перспективы развития своего класса.

Соблюдение данного принципа предполагает включение в план конкретных дел, определение конкретных сроков и ответственных за их проведение.

Принцип оптимальности (наилучший вариант организации, жизнедеятельности) связан с тремя важными обстоятельствами в деятельности по планированию воспитательной работы в классе:

1) классный руководитель должен найти наилучший вариант участия детей и взрослых в коллективной работе по планированию.

2) результатом этой совместной деятельности должны стать модельные представления об оптимальном варианте построения жизнедеятельности в классе и воспитательного процесса в нем.

3) классный руководитель должен избрать оптимальный вариант формы и структуры самого плана воспитательной работы, чтобы создаваемый документ был удобен для использования в повседневной деятельности классного наставника.

Принцип диалога(учет мнения всех, взаимодействие). Диалог действий, мнений, мотивов участников планирования — это необходимое условие подготовки оптимального варианта плана. Внимательное отношение к мнению каждого члена коллектива, фиксация и учет различных точек зрения имеют существенное значение для определения наиболее полного спектра возможных путей и способов организации будущей жизнедеятельности классного сообщества и воспитательных отношений в нем. Диалоговый характер взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в процессе планирования повышает шансы на успех в осуществлении планируемой деятельности.

Принцип индивидуальности (целостное отношение к личности каждого, обеспечение условий для самоактуализации) нацеливает участников планирования направлять свои усилия на создание модельных представлений о воспитательной системе класса, в которой индивидуальность каждого учащегося является ценностью, а процесс ее развития и проявления — одной из главных задач моделируемой системы. Принцип индивидуальности предполагает также учет индивидуальных особенностей детей и взрослых при организации коллективной деятельности по разработке плана.