Вопросы для контроля

1. Какой был самый выдающийся сборник рассказов Бунина?

2. Почему Бунин не мог вернуться на Родину?

3. Как оценивали русские писатели-эмигранты творчество Набокова?

4. Каковы были мотивы в произведениях Набокова?

5. Составьте план-конспект главы «Литература русского зарубежья». Обратите особое внимание на смысл понятия «миссия русской эмиг­рации», на характеристику основных этапов становления и развития русской литературы за рубежом, ее ведущие жанры.

6. «Что такое русская литература XX века, на это не может в от­дельности ответить ни зарубежье, ни СССР», — писал в 70-е годы критик-эмигрант В. Вейдле. Согласны ли вы с этой точкой зрения? До­кажите свою мысль на примере конкретных имен и произведений.

7. Какое значение имела тема России в литературе русского зару­бежья? Назовите жанры литературы зарубежья, в которых преоблада­ла тема памяти.

 

Литература

основная литература:

1. Баран Х., Богомолов Н.А., Бойчук А.Г. История русской литературы конца Х1Х - начала ХХ века. в 2-х тт. - М.: ИЦ «Академия», 2009.

2. Дьякова Е.А., Катаев В.Б., Келдыш В.А. История русской литературы конца Х1Х - начала ХХ века. - М.: ИЦ «Академия», 2009.

3. Тимина С.И., Гряклова Н.Ю. Русская литература ХХ века. - М.: ИЦ «Академия», 2011.

дополнительная литература:

1. Анастасьев Н. Феномен Набокова. – М.: Советский писатель, 1992.-316 с.

2.Глэд Дж. Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье.

М., 1991.

3.Долинин А. Цветная спираль Набокова// Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Эссе. Интервью. Рецензии. –М.: Книга, 1989. – С.438-469.

4.Ковчег: Поэзия первой эмиграции.- М., 1991.

5. Литература русского зарубежья. Антология. -М., 1991.

6. Литература русского зарубежья. 1920—1940.- М., 1993.

7. Писатели русского зарубежья (1918—1940). Справочник.- М.,

1994. Ч. 1.

8. Третья волна: Антология русского зарубежья.- М., 1991.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА 1920-Х ГОДОВ

1.Развитие литературы после революции.

2.Поэзия.

3.Проза.

3.1.Разное изображение революции и гражданской войны писателями разных поколений и мировоззрений.

3.2.Трагедийное начало в литерату­ре 20-х годов о революции и гражданской войне.

3.3. Острота исторических и нравственных конфликтов;

нравственно-этическая и философская проблематика произве­дений;

художественные принципы изображения взаимоотношений личности и коллектива, человека в историческом потоке, нравствен­ного выбора личности; принципы психологического анализа.

4.Драматургия.

5.Сатира.

 

В первые послереволюционные годы народ с оружием в руках отстаивал свои завоевания. Октябрь принялся хозяйничать в литературе, сортировать и тасовать её. Рушится быт, понятия, вкусы. “ Земля встает дыбом – все переворотилось, сдвинулось со своих мест”, - как отмечал В.Полонский. Революция поставила перед писателем вопрос: с кем он? Ответ на этот вопрос и определял позиции литературных направлений. На первый план выдвинулись пролетарские писательские организации. Формировалась литература с ведущим методом – социалистическим реализмом. Лидеры большевиков представляли новую культуру более высокой, чем старая.

Сложность литературной обстановки выразилась в наличие многочисленных литературных течений и группировок. Продолжал существовать футуризм, который в начале 20 века распался на ветви: конструктивизм, ЛЕФ и др. Группа «кузница» пропагандировала пролеткульт.

Сегодня очевидно, что границы имен, произведений и проблем, затронутых в учебной и научной литературе, и относящихся к 20-м годам, следует расширить. Наряду с Горьким, Маяковским, Есениным следует рассматривать творчество Платонова, Булгакова, Ахматовой, Мандельштама и многих других авторов.

В 20-е годы было многообразие жанровых и стилевых поисков: социалистический реализм – Горький; реализм – Толстой; философская проза - Булгаков, Платонов; романтизм – А.Грин, Б.Лавренев. Но наиболее яркой чертой литературы 20-х годов является своеобразие ее исторического сознания.

Дело в том, что произведения о революции и гражданской войне, созданные в 20-е годы, рассматривались как книги о современности (исключения делались для «Тихого Дона», «Хождения по мукам» и, с некоторыми оговорками, «Белой гвардии»). Многие произведения 20-х годов рассказывали не об отдаленном историческом прошлом, а о личном опыте, о пережитом вместе с родной страной и народом на изломе истории.

Говоря о своей молодости, академик Д. С. Лихачев отмечал, что в 20-е годы «стремились к знанию, общению, как спорили, протестовали, любили, отвергали – в общем, жили! Жили ярко, хотя и испытывали в те годы большие трудности и с одеждой, и с едой, и со всеми мелочами и крупными жестокостями быта» (Лихачев Д. С. Вступительная статья // Юность. – 1987.-№11.- с. 37).

2. Именно поэзия была самым ярким явлением в литературе и заняла ведущее место. В развитие поэзии после революции значительный вклад внесли А.Блок, С.Есенин, В.Маяковский. Владимир Маяковский в эти годы написал «Левый марш», «Оду революции» и др. Есенин понимает революцию как крестьянский рай: стихотворения, поэма «Анна Снегина». И становится известной крестьянская поэзия: Клюев, Клочков, Орешин.

В.Брюсов сознательно принял революцию, стихи поэта этой поры: “Товарищам интеллигентам”, ода “Труд” и др. А.Блок поддерживал октябрьские движения, его поэма “12” была восторженно воспринята современниками. В поэзии Д.Бедного (Е.Придворова) обозначилась пролетарская струя. В годы гражданской войны у Д.Бедного вышло 45 книг, народной стала песня «Проводы»(1915г).

Поиски романтического в новой действительности ощущается в поэзии Н.Тихонова, М.Светлова, Э.Багрицкого. В поэзии наблюдается конкретный исторический подход к человеку и действительности, более сложными стали конфликты, углублялись размышления о судьбе человека. Первые шаги в поэзии делают А.Сурков, П.Васильев и др. В лирике преобладало эмоциональное восприятие и восторженное прославление мира. Главным героем часто была масса, воспевалась красота освобожденного труда, городов, заводов. Развивается национальная поэзия.

Уже в 20-е годы литература сформировала представление о гражданской войне как о трагедии, общей беде нации. Страницы произведений полны сцен боёв, расправ, распространились натуралистические подробности: обилие крови, насилия. Писатели показывают всеобщее озлобление, жестокость с обеих воюющих сторон. Террор стал реальностью гражданской войны.

Главное событие 20-х годов – гражданская война - кровавая трагедия, продолжавшаяся 4,5 года, в которой каждая воюющая сторона доказывала свою правоту. Гражданская война порой представлялась как схватка “хороших” красных и “плохих” белых. Люди по ту сторону баррикад сражались за свою правду. Потеряв всё, многие даже в эмиграции сохранили в своих сердцах Россию. Одни приняли новый мир как свой, другие отстаивали собственные идеи. Не сопоставив разные точки зрения, нельзя понять такие сложные события, как революция и гражданская война.

Если в романах Д.Фурманова «Чапаев» и А.Фадеева «Разгром» показаны отдельные судьбы героев, то у А.Серафимовича в романе «Железный поток» создается конкретно исторический образ массы. Этим он сближается с писателями первых послеоктябрьских лет (Малышкиным), но стремлением преодолеть абстрактное видение народа решительно отличается от своих предшественников. У Серафимовича показан процесс становления образа и народной массы. Образ «железного потока» формируется в результате преодоления людьми огромных трудностей, в желании достигнуть поставленных целей, соединиться с силами Красной Армии. От страницы к странице усиливается трагизм. А.Серафимович показал конкретный характер жизненной народной драмы. Народная душа вместила не только ожесточение, но и способность к сочувствию, к сопереживанию. Душа не ожесточилась в борьбе.

Писатели (Фурманов, Серафимович, Фадеев) не ставили точку в конце слова «борьба». В контексте их художественного творчества, в художественном сознании писателей 20-х годов, всегда после этого слова было продолжение представлений о ценностях: совестливость, благородство, покаяние.

Автор сосредоточил внимание на начальном и заключительном этапе развития характера, сам процесс становления выпал (например, Фурманов говорил, что Чапаев не верил газетному, письменному слову, но под влиянием разговоров с Клычковым, он преодолевает такое отношения, но как это произошло, мы не видим). Так же и с верой в Бога. В «Чапаеве» нет психологической глубины характера. В «Разгроме» в этом плане несколько по-другому представлено. Та же задача: создать образ героя времени, показать человека из народа (Морозку) и “правильного” человека Левинсона. Создавая образ Левинсона, Фадеев вступает в полемику с распространенным изображением большевика как “железного человека”. У А.Фадеева Левинсон – обычный, он неказист на вид. Сила его - в силе духа, близости к людям, в чутком сердце. Суровая действительность заставляет Левинсона делать жестокий выбор. Фадеев избирает особую ситуацию: ориентирует читателя на события лета-осени 1919г – времени разгрома партизанских отрядов на Дальнем Востоке. Трагическая ситуация – разгром партизанского отряда – вынесена в заглавие. Автора интересует кризисная ситуация, как проявляет себя человек в экстремальных условиях. В сюжете “Разгрома” главную роль играют не батальные сцены, а повествование об отдельных героях, отсюда и названия глав. Фадеев отказался от тех обширных комментариев эволюции характера, событий, т.е. отказался от публицистического начала, характерного для “Чапаева”. На первом плане – самораскрытие героя через его речь, поступки, через сравнение с другими героями.

Задуман был роман «Разгром» А.Фадеевым в 1921-1922 гг., основное время создания 1924-1926 гг., период партийной работы А. Фадеева в Краснодаре и Ростове-на-Дону.

Отдельные главы романа (за исключением последней) были опубликованы в периодической печати в 1925-1926 гг.: «Советский юг» (19 июля 1925 г.; 24 января 1926 г.), журналы «Октябрь» (№7, 12 за 1925 г.), «Молодая гвардия» (№7, 12 за 1926 г.), «Комсомолия» (№7 за 1925), «Лава» (№2-3, 4 за 1925 г.; №2 за 1926 г.). В 1927 году «Разгром» А. Фадеева впервые был выпущен отдельной книгой в ленинградском издательстве «Прибой».

А.Фадеев подчеркивал, что в «Разгроме» он стремился не к фактическому изображению людей и событий эпохи гражданской войны, а к созданию социально-психологической образов.

Кроме произведений прозы о гражданской войне («Чапаев», «Железный поток», «Разгром») ставились в литературе проблемы: выбор жизненного пути («Записки юного врача» М.Булгакова), проблема личного счастья («Сердце» В.Катаева) и др. Фома Пухов (Платонов «Сокровенный человек») заключает в своем интеллектуальном мире огромные ценности. Его жизненный опыт нисколько не ниже, чем у героев Фадеева и др. Платонов заостряет внимание на диалоге Пухова. Он в своих заключениях и обобщениях выглядит состоятельным человеком.

«Белая гвардия» (1923-1924 гг.) (на материале романа написана пьеса «Дни Турбиных»). Гражданскую войну и революцию М.Булгаков воспринимал глазами тех, кто оказался по ту сторону революционных баррикад. У Булгакова, в отличие от Блока, Маяковского, Фадеева и других, герои объективно не поддерживают революцию, но они люди честные, способные на глубокие переживания. Булгаков не принял революцию как социальное явление в целом. Это очевидно в «Собачьем сердце». У Булгакова свои представления о жизни, ее ценностях. Ему были близки и понятны: дом, семья, родство людей, малая родина, мир природы, традиции, любовь. Неслучайно, что в «Белой гвардии» в центре семья, с добрыми отношениями между ними и скорбью об умершей матери. Семейный уют противопоставлен тому, что происходит за пределами дома – революция, которая хотела оставить детей без дома, без веры, без культуры. Булгакову важно утвердить мысль, что человек живет для счастья, любви, и от этого он не может отказаться в любой ситуации. Булгаков выступал против разрушения могущественного государства и оправдывал тех, кто был частью единой нации и защищал честь русского человека. Дом Турбиных оказался сильнее революции и выдержал все испытания. Последние слова романа дают нам понять что, по мнению автора, и белые и красные по-своему виноваты в событиях этой жестокой революции.

В первые послеоктябрьские годы настойчиво распространялась мысль о счастье не для человека, а для народа, забвение человека ради интересов массы.

У Б. Лавренева в повести «Сорок первый» (1924) оба главных героя – жертвы страшного мира – Марютка (Мария Басова) и Вадим Говоруха–Отрок, поручик белой армии, пленник Марютки, оказываются на необитаемом острове. Автор рассказывает любовную историю, переплетая идиллию с трагедией. Поручик полюбил духовную дикарку, отравленную всем виденным, идеологией “малинового” Евсюкова (были реквизированы ядовитые оттенки анилиновых красителей для покраски кожаных курток комиссаров). Он – натура поэтическая, по образованию филолог, ему свойственно чувство прекрасного, портрет подчеркивает его тонкость и одухотворенность: красота, голубые глаза и т. д. Стихи Марютки неумелые, но рвутся из сердца полуграмотной рыбачки. Духовное противоречие в душах героя и героини: он – гуманист, убегающий от людей, она – стремится к людям, но она пропитана убеждениями. Выстрел Марютки в Говоруху-Отрока направлен в ее сердце. Женщина убивает свою единственную любовь, свое будущее. Он становится 41-м среди ее жертв. Так обыгрывается название произведения. «Что же я наделала?» - этот последний вопль Марютки впору было подхватить всей стране – авторская позиция. Как бы теперь не сложилась ее дальнейшая судьба, она обречена на духовную гибель.

В романе Е.Замятина «Мы» фантастически возникает возможный вариант общества будущего. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-нумеру, лишенному имени, было внушено, что в отказе от «Я» и растворении в «Мы» - это счастье.

Автор проводит мысль, что жизнь - это стремление к идеалу. Роман - предупреждение о власти машин и власти государства, о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотребления насилия над личностью. Тревоги писателя не были напрасными: народ пережил коллективизацию и сталинизм, репрессии, страх и застой, «Мы» - предостережение от отказа сопротивляться.

4. В драматургии20-х годов происходят те же процессы, что и в прозе. Содержанием драматургии также как и прозы были события революции и гражданской войны. Пьесы этого времени передают острую борьбу времени, противопоставление одной силы другой, но всё же в них появляются новые черты. В них была сделана попытка выразить не только идею той или иной политической силы, но заглянуть в тайники души и увидеть мир в его сложности и многообразии. «Мистерия-Буфф» Маяковского - первая революционная пьеса.

Путь в революцию, нравственный выбор, героизм и гуманизм показан в “Любови Яровой” К.Тренёва (1926) – в центре которой изображен человек с великим богатством внутреннего мира.

Героическая драма: Первой пьесой, ставшей как бы переломной, была пьеса В.Билль-Белоцерковского “Шторм” (1925). В ней автор создает собирательный образ массы. Здесь есть нерасчлененное восприятие действительности: только белая и черная краски, революция в старом мире и контрреволюция в новом. Кроме того, были созданы пьесы: Б.Лавренев “Разлом”, В.Иванов “Бронепоезд 14-69”. В 20-е годы начинают появляться национальные театры с репертуаром героического характера.

Социально-психологическая драма 20-х начала 30-х гг. представлена такими произведениями, как:“Дни Турбиных”, “Бег” М.Булгакова; “Закат” И.Бабеля, в которых показаны углубленный психологизм и острота драматических конфликтов.