Антикоммунистическая направленность внешнеполитической пропаганды США.

Антикоммунистическая направленность внешнеполитической пропаганды США особенно резко усилилась с началом войны в Корее. В августе 1950 г. созданоБюро национальной психологической стратегии, подчиненное президенту через Национальный совет безопасности. Функции: «координирование зарубежной информации и психологической стратегии при ситуации, когда в этой области требуется совместная деятельность более чем одного агентства».

На выборах 1952 года кандидат в президенты генерал Дуайт Эйзенхауэр (1953-1961) одним из пунктов своей предвыборной пропаганды выдвинул пункт об усилении внешнеполитической пропаганды.

Закон «План реорганизации № 8» от 1 августа 1953 г.декретировал создание Информационного Агентства США (ЮСИА), переложив на него полномочия по информационным и образовательным обменам, которые ранее были возложены на государственный департамент.

(для сведения: Закон «План реорганизации №2» от 1977 г. декретировал реорганизацию Информационного Агентства США и создание на его основе (путем слияния с Бюро государственного департамента по вопросам образования и культуры) нового органа американской внешнеполитической пропаганды - Управления международных связей.)

Пропагандистские центры ЮСИА к середине 1960-х годов были учреждены в 105 странах.

Информационно-пропагандистские структуры ЮСИА:

1. Правительственная международная радиосеть США «Голос Америки» (с 1942 г.). Это (к середине 1960-х годов) громадная радиовещательноая и телевизионная сеть, располагающая мощными передатчиками, способными проникать во все уголки мира, вещание ведется на 36 языках мира. 40 % передач «Голоса Америки» направлялось на СССР. Начало вещания относится к 1947 г. Радиопрограммы «Голоса Америки» построены разнообразно: информация и комментарии о международных событиях, темы американской внешней политики, темы промышленности, образования, науки, искусства и т.д. В 1961 г. была передана серия репортажей о Берлинской стене. В центре материалов 1962 года – Кубинский кризис.

2. Телевизионная служба, которая была выделена в особую структуру ЮСИА в 1958 году.

3. Спутниковая связь. Постановлением правительства (Закон Керра) о спутниках связи от 31 августа 1962 года была создана американская частная коммерческая корпорация «Коммьюникейшн сателлайт корпорейшн» («Комсат»). По инициативе США было создано международное предприятие по эксплутотации спутников связи, в которое вошли около 45 стран. В апреле 1965 года в США запущен коммерческий стационарный спутник связи «Early bird» («Ранняя птичка»), построенный для «Комсат» фирмой «Хьюз эйркрафт». Эксплуатация началась с 29 июня 1965 г. С помощью спутника поддерживалась двусторонняя телефонная и телевизионная связь между Европой и Северной Америкой.

4. Кинематограф. ЮСИА сотрудничает с частными кинокомпаниями и создает собственные фильмы (в особенности документальные), которые озвучиваются на 40 языках и предлагаются, как правило, для бесплатного проката. Фильм «День надежды» выпущен на 14 языках, демонстрировался в 103 странах; в нем восхваляется миротворческая деятельность США в органах ООН. Уже с 1962 года кинопропаганда ЮСИА была поставлена на «психологическую» подготовку стран мира к вмешательству США во Вьетнамскую войну.

5. Печать. 4 главных журнала ЮСИА, издающиеся в Вашингтоне: 1) иллюстрированный ежемесячник журнал «Америка» (на русском языке) распространяется в СССР; 2) ежемесячный журнал «Америка» на польском языке; 3) двухмесячный толстый журнал «Problems of Communism» (на английском, испанском языках), тираж 36 тыс. экз.; 4) двухмесячный журнал на арабском языке «Аль Хайят фи Америка» (30 тыс. экз.). Еще издается около 80 журналов на 25 языках, 60 газет на 14 языках.

В 1951 году был создан «Regional production center» – центр, координирующий пропаганду ЮСИА в масштабе Юго-Восточной Азии. Штаб-квартира в Маниле (Филиппины).

Центр издавал журнал «Free World» (430 тыс. экз.), это фактически несколько отдельных журналов, приспособленных к особенностям той или иной страны. Распространялось так называемое «настенное издание» – один из массовых (тираж сотни тысяч экз.) и эффективных видов пропагандистской деятельности в малоразвитых странах. Это, главным образом, фотоматериалы «World photo revue» («Всемирное фотообозрение») и текст, рекламирующий американский образ жизни; напечатаны на одной стороне листа газетного формата. В городах, где выходят газеты, они используются как вкладыши к местным изданиям.

Комитет «Свободная Европа» был сформирован на деньги частных лиц США (иммигранты, беженцы). Первоначально назывался «Координационный центр борьбы против большевизма». Главная цель: «оттеснение советского режима назад, в его старые русские границы».

Пропагандистскую работу комитета выполняют:

1) агентство печати «Free European Press» («Печать Свободной Европы») издает журналы «Восточная Европа (на английском языке и языках стран Восточной Европы), «Témoignage» («Мнение») (на французском языке), «Hinter dem Eisernen Vorhang» («За железным занавесом») (на немецком языке).

2) Радиосистема «Свободная Европа» сформировалась в декабре 1949 года. Передачи начались в июле 1950 года. Программы передач записывались в Нью-Йорке и отправлялись самолетом в Западную Германию, позднее, большей частью создавались в Мюнхене. Вещание велось 450 часов в неделю. 60 % составляли политические новости и комментарии к ним. 20 % – развлекательные передачи, 20 % – передачи на темы познавательного характера. Вещание на СССР велось круглосуточно на 17 языках народов СССР. Цель – подталкивать мышление слушателей к западным стандартам.

Типичная передача радио «Свободная Европа»:

- международный обзор;

- обзор публикаций западной прессы;

- «статья недели» (наиболее важная статья, появившаяся за неделю в западной прессе);

- радиожурнал (сжатое изложение новостей из газет и западных журналов);

- периодические выступления эмигрантов;

- музыка;

- спорт.

Многие передачи радио «Свободаная Европа» издавались потом в виде брошюр (например, серия «Анатомия советского общества»).

 

3. Внешняя пропаганда западных стран: