ТИПЫ ГРУПП

6.1. Типы групп по К. Рудестаму:

Группы тренинга (Т-группы)

1. Основные понятия:

а) Обучающая лаборатория - временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении.

Цель лаборатории - экспериментирование и опробование новых форм поведения. Группа в этом случае представляет реальный мир со всеми конфликтами. Встречи проводят один раз в месяц, и прослеживается развитие группы в динамике. Задачи лаборатории - создать социальную организацию и поддержать ее развитие. Авторитет руководителя строится на знании и внимании к членам группы.

б) представление самого себя или самопрезентация – восприятие происходящего в группе, которое проявляется в действиях членов группы. Легче всего представить этот процесс через применение модели «окно Джогарри», названной так по именам ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Ингрэма.

 

Арена общие знания: знаю я и другие Слепое пятно другие знают обо мне, а я нет
Фасад (скрытая область) я знаю, а другие нет Неведомое (бессознательное) скрытно от нас и других

 

В соответствии с этой моделью представления человека о себе включают четыре области. Область, названная «ареной» соответствует общим понятиям, которые осознаются и самой личностью и окружающими. То, что известно о себе самой личности, но не известно другим, содержится за «фасадом», в скрытой области – это могут быть тайные интриги, страх перед начальством, а так же то, о чем не удалось поделиться с другими из-за недостатка времени. «Слепое пятно» содержит то, что о личности известно другим, но сама она о себе не знает, например, плохой запах изо рта или привычка перебивать других на полуслове. Неизвестное личности о себе самой и другим – еще не проявившиеся способности, потенциальные возможности развития и т.д.

«Окно Джогарри» показывает, что располагающая к открытому общению атмосфера увеличивает потенциал группы и личности, способствует решению проблем и что один из способов расширения сферы общения состоит в расширении «арены». Когда члены группы только начинают встречаться «арена» маленькая и неглубокая, по мере же развития отношений взаимопомощи общение становится более близким, у участников появляется больше возможностей оставаться собой в контактах с другими участниками группы. Допустимая в группе степень самораскрытия зависит от достигнутого в группе уровня взаимного доверия.

в) Обратная связь от группы. Одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь откорректировать "курс" в достижении цели: расширение зоны "Арены". В группе должна быть атмосфера взаимной заботы и доверия, но критиковать поведение во время действия группы, а не потом. Основные признаки обратной связи: 1) безоценочное суждение; 2) временный язык; 3) «Я-послания».

г) Экспериментирование - поиск новых стратегий и видов поведения. Расчет на реальное применение знаний в жизни.

д) "Здесь и теперь" - принцип группы: прошлое неинтересно, интересна только текущая деятельность. Внимание к непосредственному опыту и вовлечению в него.

2. Основные процедуры:

а) Поведение руководителя. Ориентация на групповую мудрость, умение вовлечь в работу по исследованию взаимоотношений и затем отойти от группы, дать возможность работать ей самой. Если группа ошибается - войти в нее и подсказать, сохраняя объективность словами: "Что здесь происходит?"

б) Коммуникативные умения - развитие и отработка умений межличностного общения. Важно обратить внимание на описание поведение, а не на оценку его. Обратить внимание на развитие эмпатии: сосредоточенность на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека; одинаковое использование слова и эмоции; при вхождении в сообщение другого - расширить смысл его сообщения; понимание мыслей и чувств собеседника, которых он не выразил, но подразумевает в сообщении.

в) Структурированный подход возможен тогда, когда курсы носят кратковременный характер. В этом случае тренер более активен, доходя порой до конфронтации. Но при этом учитывать:

- положительную связь с другими членами группы; преодоление сопротивления вопросом, а не требованием; отмечать особенности поведения, а не личностные особенности; стремиться не искажать факты и чувства члена группы. При структурированном подходе цели и задачи занятия заранее определены.

г) Применение - ослабление конфликта в социальном окружении, методы совместного руководства при принятии решений. Т-группы дают прекрасную возможность для изменения личности, повысить самооценку и чувство собственного достоинства.