Работа по вопросам.

Прием Шаталова-Границкой.

В.Ф. Шаталов описывает прием, который он обычно использует перед экзаменом. Сначала на протяжении урока (45мин.) он отвечает на все вопросы экзаменационных билетов. В.Ф. Шаталов такую работу называет «лекцией». Он предлагает всем учащимся приготовиться, и на следующем уроке желающие отвечают у доски на любой вопрос из экзаменационных билетов. Приготовив все необходимые записи и чертежи (обычно человек 8-10), учащиеся отвечают каждый на свой вопрос. Отличный ответ у доски дает ученику право экзаменовать всех остальных, но только по этому вопросу. На стенде вывешивается ведомость. В ней по вертикали столбиком – фамилии ребят, а по горизонтали - вопрос, по которому экзаменует своих товарищей тот или иной ученик. Все видят, кому из ребят можно сдать мини-экзамен из одного единственного вопроса. В классе все становятся экзаменаторами и экзаменующимися. Учитель тоже не сидит без дела. Некоторым ребятам он предоставляет право ответить на два, три или четыре вопроса. Кто ответил отлично, тому разрешается принимать экзамен уже не по одному, а уже по нескольким вопросам. Это устраняет очереди к экзаменаторам и возможные конфликты. Окончательно выставляется только 5, все другие карандашом, пока учащийся до конца не выучит вопрос. Если учащийся пожелает, то ему выставляется та оценка, на какую он рассказал вопрос.

Аналогичную методику разработала А.С. Границкая по иностранному языку. У неё это связано со сдачей и приемом внеаудиторного чтения. Помимо текстов, которые изучаются на аудиторных занятиях, готовятся еще тексты, по которому ученику дается задание: прочитать текст с общим пониманием содержания, ответить на вопросы учителя, кратко изложить содержание прочитанного. Обычно каждый студент готовит 10 текстов, в подгруппе тоже 10 человек. Границкая обстоятельно беседовала с каждым, но только по одному тексту, готовила его к тому, чтобы он смог провести через несколько дней тщательную проверку по своему тексту всех остальных 9 человек. В день зачета каждый студент проделывал двойную работу: он проверял всех по своему тексту и сдавал зачет каждому из них по остальным девяти текстам. Большая экономия времени и более высокий уровень подготовки студентов.

Работу с вопросниками можно начинать по-разному. Самое простое: учитель отвечает перед классом на все вопросы и каждый ответ иллюстрирует двумя-тремя примерами. После этого предлагает ученикам прочитать про себя все вопросы, подготовить ответы и найти в учебнике или придумать свои примеры к каждому вопросу. Потом ученики в парах отвечают друг другу на каждый вопрос и все определения и правила конкретизируют примерами. Данные задания можно усложнять, в зависимости от возраста детей.