Музыка Франции XVI в.

Музыкальное искусство Франции XVI в. тесно соприкасается с французской поэзией. Главным жанром французской музыки становится полифоническая песня (chanson).

Полифоническая песня успешно развивалась во Франции в эпоху позднего средневековья, а в XV веке к ней обратились крупнейшие мастера нидерландской школы, которые создали новые её образцы и постоянно использовали её как основу для своих крупных полифонических сочинений в других жанрах. Вплоть до начала XVI в. chanson представляла собой лирическую композицию камерного масштаба. Жоскен Депре не раз использовал популярные образцы французской песни для полифонической обработки в своих мессах. Также он сочинял свои chansons, которые стали образцом для подражания для его французских современников, которые открыли новый период развития полифонической песни.

Наиболее известный мастер французской chansons Клеман Жанеккен.

Он написал более 260 песен для трех, четырёх и пяти голосов. Кроме того, он был автором месс, псалмов и других духовных произведений. Однако наибольший успех у современников имели его chansons, которые сохранили своё художественное значение до современности. Среди светских chansons Жанеккена выделяются две жанровые группы: лирические произведения и хоровые «программные» картины. Если лирические chansons создавались многими композиторами предшественниками и современниками Жанеккена, то программные хоровые композиции были для своего времени новаторским явлением. Полифонические произведения в XV и начале XVI в., как правило, не включали в себя жанровые и звукоизобразительные элементы, а характер образности был по преимуществу обобщенным, и несколько отвлеченным. На фоне появление песен Жанеккена было своего рода эстетическим переворотом, который произвел большое впечатление на современников, в том числе и за пределами Франции.

Особенно большой успех имела композиция «Война» (или «Битва при Мариньяно»). Это четырёхголосная песня, которая состоит из двух частей – 120 и 160 тактов). «Война» представляет картину боя между французскими и швейцарскими войсками. Применённые художественные средства очень смелы для своего времени: частые и быстрые репетиции на слоги, подражающие дроби барабанов, сигналам труб, ударам мечей и другим звукам боя, вместе с героическими призывами в убыстряющемся общем движении. В XVI в. то время эти приёмы было своего рода открытием в музыкальном искусстве, что потребовало от исполнителей овладения новыми звуковыми эффектами близкими к инструментальной музыке и отказа от традиционного плавного кантиленного голосоведения.

В ряде других своих крупных песен композитор применил такие же принципы звукоподражательной картинности. Песни «Жаворонок», «Соловей», «Пение птиц», связаны с воплощением мира природы. В них композитор использует интересные приёмы в сфере формообразования. Например, «Пение птиц», – большое хоровое произведение (более 200 тактов) состоит из многих разделов, в каждом из которых представлен «птичий» мир (подражание пению скворца, кукушки, иволге, чайке, сове).

В песне «Крики Парижа» Жанеккен стремиться воплотить близкие и реалистичный облик современного города. На протяжении всего сочинения звучат возгласы продавцов.

Композиционные принципы и стилистика подобных произведений во многом способствовали нарушению установившихся закономерностей полифонического письма, его строгого стиля. Самостоятельность голосов и плавность голосоведения заменялись повторяющимися созвучиями, репетициям на одном звуке в разных регистрах. Полифоническое развертывание пресекалось учащающейся повторностью, дроблениями мелодий, иллюстративностью в движении за словесным текстом. Гармонические функции проступали в такого рода многоголосии более отчетливо, чем в строго полифонических произведениях. В этой связи представляется закономерным, что произведения Жанеккена очень часто звучали в инструментальном варианте.