Взаимодействия творчества с социально-экономической

Другие механизмы стимулирования и оптимального

Рациональную организацию творчества х

Творчество-процесс х численность творцов х

Технологии творчества.

Творчество-механизм развития =

средой.Следует подчеркнуть, что творчество — это механизм развития и самого человека (при этом из уравнения 2 исключается лишь сомножитель "численность творцов").

Итоговые — рабочиеПриведенные перечни факторов и "уравнения" во
определения
многом раскрывают сущность и содержание такой

творчествасложной категории, как творчество. Это содержа-

ние обусловливает возможность обоснованного формирования следующих кратких рабочих определений творчества, соответствующих трем рассмотренным формам проявления его сущности:

В подобных кратких определениях сущность ряда их составляющих подразумевается или раскрывается общим контекстом. Так, в определении А под термином "высших" понимаются творческие способности человека. В определении Б речь идет о созидании нового в процессе деятельности именно человека (а не автоматических станков или технологической линии и т.п. ~ они не создают принципиальнон о в о г о). В определении В имеются в виду только те объекты, на которые воздействует этот механизм-творчество, а также то, что он действует обычно совместно с другими механизмами.

В общих литературе и газетно-журнальных публикациях, а также на занятиях по творчеству обычно подразумевается трактовка этого понятия, соответствующая определению Б или близкая к нему. В данной книге также будет преимущественно использоваться представление о творчестве, соответствующее следующему основному его определению: "Творчество — это процесс создания нового и полезного объекта и/или развития его в условиях неполноты информации"

Творчество в разныхОсновное рассмотренное выше определение творчества
видах умственного("творчество - это создание нового")практически удоб-
трудано, но не полно. И поэтому способствует значитель-

ному сужению сферы применения современной креа-тологии, уменьшению на несколько порядков числа пользователей предлагаемых здесь знаний. Ведь собственно умственным трудом и творчеством созидания(в сфере не художественного, а делового творчества) заняты профессионалы — генераторы новых идей и концепций: ученые, изобретатели и другие разработчики нового — в среде конструкторов, проектировщиков и т.п., составляющие вместе относительно небольшую долю от числа всех работников умственного труда.

Познаниемже сущности и законов окружающего мира, множества необходимых современных знаний заняты все люди, получающие образование и участвующие в различных формах умственного труда. При этом можно было бы выделить первичное познание — научное, связанное с добыванием новых знаний и вторичное — образовательное и иное постижение готовых знаний. Однако в контексте данной темы такое разделение не обязательно. Важнее другое. И в созидании, и в познании присутствуют как рутинная, стереотипная, так и творческая составляющие умственного труда.

Следует в то же время отметить определенную условность приведенного разделения и отмеченных тенденций. Конечно, даже такая, достаточно условная, модель существенно способствует представлению картины совокупности характеристик сущности понятий творчества. Однако для более реального представления наиболее важных фрагментов этой "картины" необходимо рассмотреть их более детально.

Охарактеризовать указанные два вида умственного труда можно по критериям их распространенности, доли в них творческой составляющей и значения их как механизмов прогрессивного развития. Для совокупной такой характеристики целесообразно воспользоваться известной в науковедении графической моделью "конуса роста" (см. рис. 1.2)