Процедура принятия решений
Разработка политических решений
Проблема принятия управленческих решений носит фундаментальный характер, требует увязки различных аспектов: информационного, экономического, логического, психологического, правового, математического и др. Принятию решения предшествует ответственная и напряженная работа по его обоснованию, так как решения государственной власти всегда затрагивают интересы миллионов людей.
В процедуре принятия решения различают цели (то, к чему надо стремиться) и задачи (то, чем надо заниматься), а также полномочия (кто, какие права и обязанности имеет). Необходимость принятия решения вызывается возникновением новых обстоятельств, ситуаций. Оно определяет дальнейшую политику с учетом новых обстоятельств, это может быть продолжение прежней или начало новой политики.
Рассматриваются оптимистические и пессимистические сценарии развития. Каждому сценарию соответствуют альтернативы, из них выбирается наиболее благоприятная, т.е. та альтернатива,которая в наихудшей ситуации приводит к относительно лучшему результату по критериям:
• эффективности;
• экономичности;
• своевременности;
• обоснованности;
• реальности.
Решение считается эффективным, если оно отвечает требованиям, вытекающим из целей организации, и учитывает в полной мере проблемность ситуации.
Кроме того, оно должно быть экономичным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.
Мало принять хорошее, удачное решение (найти решение), оно должно быть вовремя реализовано, так как даже самое эффективное решение имеет предел во времени. Даже оптимальное решение не принесет пользы, если принято с опозданием.
Обоснованным можно считать решение, принятое на основе достоверной, научно обработанной информации.
Решения должны разрабатываться и приниматься с учетом возможностей, потенциала организации. Ресурсов должно быть достаточно для эффективной реализации выбранного варианта решения. Браком в управлении является принятие неисполнимых решений. Нельзя принимать абстрактные, нереальные решения. Таковыми они становятся по разным причинам: нелепость целей, сложность контроля, отсутствие ответственности и т.д. Некачественные решения порождают серьезные экономические и социальные последствия.
1. Определение целей. Всесторонне обоснованная цель служит исходным началом и организующим фактором принятия решения.
В государственном управлении особенно важно не менять местами цель и средство. Так, приватизацию, подавление инфляции, сокращение бюджетного дефицита нельзя считать целями, это средства достижения целей, т.е. повышения эффективности производства, завоевания страной прочного положения в мире.
2. Анализ ситуации. Проводится анализ внешней и внутренней среды. Анализ осуществляется на основе сбора и обработки информации. Принимается во внимание только значимая, достоверная информация. Она обобщается в блоки, каждый из которых может представлять один из возможных вариантов решения.
Информация раскрывает особенности проблемы, выявляет причины ее нерешенности.
3. Формулирование проблемы. Принятие решения всегда связано с преодолением какой-либо проблемы. Проблема выявляется при сопоставлении цели с фактическим состоянием дел. Проблема доводится по возможности до количественной определенности.
4. Выбор варианта решения.Выбор варианта для принятия решения всегда является самым трудным и ответственным этапом. Альтернативные варианты сравниваются по заранее принятым критериям и с учетом поставленной цели, выявляются их достоинства и недостатки, вероятности реализации.
Критерии выбора конкретны по каждому принимаемому решению. Например, при выборе оборудования важны цена, производительность и т.д.; при приеме на работу — образование, возраст и др. Наилучшим считается решение, обеспечивающее нужные показатели с наиболее высокой степенью вероятности.
Для принятия решения необходимы также смелость, решительность, воля, способность принимать взвешенные решения. Важным здесь является фактор времени: опасно спешить, принимать сырые, непроработанные, не подкрепленные информацией решения; нельзя также откладывать принятие назревшего решения, так как запаздывание может привести кутрате представившейся возможности, осложнению ситуации.
5. Согласование решения. Необходимость согласования вызывается тем, что в разработке и принятии решений занято много лиц. Организация в целом, а не только руководитель реагирует на возникающие проблемы, поэтому разработка решения является групповым, а не индивидуальным процессом. Признание решения редко бывает автоматическим, руководитель должен убеждать в
его правильности. Это достигается легче, если исполнители имели возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого решения.
6. Реализация решения. Выполнение решения требует материальных ресурсов, организаторских способностей, энергии. Принимается конкретный детализированный план мероприятий по реализации решения с распределением ответственности по исполнителям и срокам.
Руководитель следит за реализацией решения, вносит при необходимости коррективы. Система контроля позволяет своевременно обнаруживать возможные отклоненияот заданной программы реализации, принимать меры по их ликвидации, т.е. привести в действие обратную связь.
7. Оценка результатов. По результатам выполнения проводится оценка решения. Она заключается в измерении и оценке последствийрешения, сопоставлении фактических результатов с теми, которые надеялись получить. Решение действует эффективно, пока не меняется проблемная ситуация. Поэтому важно вовремя скорректировать или принять новое решение.
Принятое решение тщательно изучается политическими группировками по интересам, средствами массовой информации, которые способны существенно влиять и создавать общественное мнение вокруг него. При принятии решения нужно предвидеть последствия возможной его отмены. Одни решения могут быть отменены без существенного ущерба, а другие — наоборот. Отмена решения обычно осуществляется в связи с переориентацией направлений деятельности или некачественной их подготовкой. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ иногда отменяются из-за недоучета факторов при прогнозировании развития общества.
Реализация решения возлагается, прежде всего, на органы исполнительной власти. Решение останется планом действий до тех пор, пока действие фактически не совершится. Неисполнение законов, других правовых актов, судебных решений дискредитирует органы власти, создает условия для злоупотреблений; оно также подрывает основы становления прочной государственности.