Процедура принятия решений

Разработка политических решений

Проблема принятия управленческих решений носит фундамен­тальный характер, требует увязки различных аспектов: информационного, экономического, логического, психо­логического, правового, математического и др. Принятию решения предшествует ответственная и напряженная работа по его обосно­ванию, так как решения государственной власти всегда затрагивают интересы миллионов людей.

В процедуре принятия решения различают цели (то, к чему на­до стремиться) и задачи (то, чем надо заниматься), а также полномочия (кто, какие права и обя­занности имеет). Необходимость принятия решения вызывается возникновением новых обстоятельств, ситуаций. Оно определяет дальнейшую поли­тику с учетом новых обстоятельств, это может быть продолжение прежней или начало новой политики.

Рассматриваются оптимистические и пессимистические сцена­рии развития. Каждому сценарию соответствуют альтернативы, из них выбирается наиболее благоприятная, т.е. та альтернатива,кото­рая в наихудшей ситуации приводит к относительно лучшему ре­зультату по критериям:

• эффективности;

• экономичности;

• своевременности;

• обоснованности;

• реальности.

Решение считается эффективным, если оно отвечает требовани­ям, вытекающим из целей организации, и учитывает в полной мере проблемность ситуации.

Кроме того, оно должно быть экономич­ным, т.е. обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами.

Мало принять хорошее, удачное решение (найти решение), оно должно быть вовремя реализовано, так как даже са­мое эффективное решение имеет предел во времени. Даже оптимальное решение не принесет пользы, если принято с опозданием.

Обоснованным можно считать решение, принятое на основе достоверной, научно обработанной информации.

Решения должны разрабатываться и приниматься с учетом возможностей, потенциала организации. Ре­сурсов должно быть достаточно для эффективной реализации вы­бранного варианта решения. Браком в управлении является принятие неисполнимых реше­ний. Нельзя принимать абстрактные, нереальные решения. Таковы­ми они становятся по разным причинам: нелепость целей, слож­ность контроля, отсутствие ответственности и т.д. Некачественные решения порождают серьезные экономические и социальные по­следствия.

1. Определение целей. Всесторонне обоснованная цель служит исходным началом и организующим фактором принятия решения.

В государственном управлении особенно важно не менять мес­тами цель и средство. Так, приватизацию, подавление инфляции, сокращение бюджетного дефицита нельзя считать целями, это сред­ства достижения целей, т.е. повышения эффективности производ­ства, завоевания страной прочного положения в мире.

2. Анализ ситуации. Проводится анализ внешней и внутренней среды. Анализ осуществляется на основе сбора и обработки информации. Принимается во внимание только значимая, достоверная информация. Она обобщается в блоки, каждый из которых может представлять один из возможных вариантов решения.

Информация раскрывает особенности проблемы, выявляет при­чины ее нерешенности.

3. Формулирование проблемы. Принятие решения всегда связано с преодолением какой-либо проблемы. Проблема выявляется при сопоставлении цели с фак­тическим состоянием дел. Проблема доводится по возможности до количественной определенности.

4. Выбор варианта решения.Выбор варианта для принятия решения всегда является самым трудным и ответственным этапом. Альтернативные варианты сравниваются по заранее принятым критериям и с учетом поставленной цели, выявляются их достоинства и недостатки, вероятности реализации.

Критерии выбора конкретны по каждому принимаемому реше­нию. Например, при выборе оборудования важны цена, производи­тельность и т.д.; при приеме на работу — образование, возраст и др. Наилучшим считается решение, обеспечивающее нужные показатели с наиболее высокой степенью вероятности.

Для принятия решения необходимы также смелость, решитель­ность, воля, способность принимать взвешенные решения. Важным здесь является фактор времени: опасно спешить, принимать сырые, непроработанные, не подкрепленные информацией решения; нель­зя также откладывать принятие назревшего решения, так как запаз­дывание может привести кутрате представившейся возможности, осложнению ситуации.

5. Согласование решения. Необходимость согласования вызывается тем, что в разработке и принятии решений занято много лиц. Организация в целом, а не только руководитель реагирует на возникающие проблемы, поэтому разработка решения является групповым, а не индивидуальным процессом. Признание решения редко бывает автоматическим, руководитель должен убеждать в
его правильности. Это достигается легче, если исполнители имели возможность высказать свое мнение по поводу принимаемого ре­шения.

6. Реализация решения. Выполнение решения требует материальных ресурсов, организаторских способностей, энергии. Принимается конкретный детализированный план мероприятий по реализации решения с распределением ответственности по исполнителям и срокам.

Руководитель следит за реализацией решения, вносит при необ­ходимости коррективы. Система контроля позволяет своевременно обнаруживать возможные отклоненияот заданной программы реа­лизации, принимать меры по их ликвидации, т.е. привести в дейст­вие обратную связь.

7. Оценка результатов. По результатам выполнения проводится оценка решения. Она заключается в измерении и оценке последствийрешения, сопоставлении фактических результатов с теми, кото­рые надеялись получить. Решение действует эффективно, пока не меняется проблемная ситуация. Поэтому важно вовремя скорректи­ровать или принять новое решение.

Принятое решение тщательно изучается политическими груп­пировками по интересам, средствами массовой информации, кото­рые способны существенно влиять и создавать общественное мне­ние вокруг него. При принятии решения нужно предвидеть последствия возможной его отмены. Одни решения могут быть отменены без существенного ущерба, а другие — наоборот. Отмена решения обычно осуществляется в связи с переориентацией на­правлений деятельности или некачественной их подготовкой. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ иногда отме­няются из-за недоучета факторов при прогнозировании развития общества.

Реализация решения возлагается, прежде всего, на органы ис­полнительной власти. Решение останется планом действий до тех пор, пока действие фактически не совершится. Неисполнение законов, других правовых актов, судебных решений дискредитирует органы власти, создает условия для злоупотреблений; оно также подрывает основы становления прочной государственности.