Компрессор 5ВКГ-10/6

Первая секция насоса имеет подачу 75 л/мин и давление подачи 0,8 МПа, вторая — подачу 23 л/мин и давление подачи 0,2 МПа.

Роторы компрессора представляет собой многозаходные винты с зубьями специального профиля, нарезанные на сред­них утолщенных частях. Ведущий ротор, приводимый во вра­щение через мультипликатор, имеет четыре зуба. Ведомый ро­тор, приводимый во вращение непосредственно от ведущего, имеет шесть впадин. Оба ротора вращаются на роликовых под­шипниках одного типоразмера, воспринимающих радикальные нагрузки.

Положение роторов относительно корпуса фиксируется радиально-упорными шарикоподшипниками, воспринимающими осевые усилия роторов только в сторону всасывания.

Уплотнение вала привода со стороны электродвигателя осу­ществлено торцовым графитовым уплотнением. Уплотнение — комбинированное, состоит из графитового кольца марки АПГ-5-83 ТУ 48-20-20—72, втулки и упорного диска. Эти три детали находятся в контакте под давлением усилий точечных пружин, расположенных равномерно по окружности. Втулка и упорный диск выполнены из стали марки 38ХМЮА, торцевые поверхно­сти азотированы.

Блок охлаждения масла собирается на общей раме и со­стоит из маслоохладителя, вентилятора с электроприводом, диффузора, жалюзей.

Маслоохладитель — аппарат воздушного охлаждения, состо­ящий из пяти секций, в которых масло движется по эллиптиче­ским трубам с поперечными медными пластинами, а воздух проходит по межтрубному пространству. Выполнен он в виде сварного цилиндрического сосуда со встроенными циклоном и фильтром тонкой очистки. Газомасляная смесь после компрес­сора поступает в циклон, где поток закручивается и за счет центробежных сил происходит отделение основного количества масла. Масло оседает в сосуде, а газ по центральной трубе циклона направляется в фильтр тонкой очистки.

фильтр тонкой очистки состоит из барабана и набора ме­таллических сеток. Барабан представляет собой перфорирован­ную обечайку с навитыми на него фильтрующими материалами (стеклоткань, маты из супертонкого стекловолокна). Газ про­ходит в центр барабана и затем направляется на сетки. Ячейки сеток увеличиваются в размере по ходу движения газа. Мелкие капли масла, попадая на сетки, укрупняются и под действием собственной массы сбрасываются. По специальным трубкам оно отводится в картер компрессора, откуда с помощью второй ступени маслонасоса подается в рабочую полость компрессора.

Масляный фильтр состоит из корпуса, в котором смонтиро­ваны два фильтропакета, каждый из них представляет собой перфорированный барабан с навитыми на него двумя слоями гофрированной сетки с ячейкой 1x1 мм и слоем тонкой сетки. Гофры расположены вертикально. Тонкость фильтрации состав­ляет 80 мкм.

На фильтре имеется предохранительный клапан, который срабатывает при перепаде давления, равном 0,1 МПа.

Технологическая схема установки 5ВКГ-10/6 (рис. 12.6).

Нефтяной газ поступает в компрессор 16 через задвижку 14 и газовый фильтр 15. При вращении роторов, по мере освобож­дения парных полостей, происходит заполнение их газом, по­ступающим через окно из камеры всасывания. В тот момент, когда полости полностью освобождаются и их объем достигает максимальной величины, они отсекаются от камеры всасыва­ния и процесс заполнения заканчивается.

Объем газа, ограниченный поверхностями роторов и кор­пуса, по мере вращения роторов уменьшается. Для уплотнения зазоров между роторами и корпусом и для отбора части теп­лоты, выделяемой при сжатии, подается масло. Процесс сжа­тия продолжается до тех пор, пока все уменьшающийся объем парных полостей со сжатым газом не подойдет к кромке окна нагнетания. В этот момент процесс сжатия газа в компрессоре заканчивается. При дальнейшем вращении роторов, после сое­динения парных полостей со сжатым газом с камерой нагнета­ния происходит процесс выталкивания маслогазовой смеси в нагнетательный патрубок. Затем маслогазовая смесь через обратный клапан 18 и компенсатор 17, поступает в маслоотде­литель 5, где газ отделяется от масла.

Маслоотделитель — сварной цилиндрической формы сосуд со встроенным в него циклоном и фильтром тонкой очистки. Газомасляная смесь из компрессора поступает в циклон 6, где поток получает вращательное движение и за счет центробеж­ной силы отделяется основное количество масла. Выделивше­еся масло из маслоохладителя направляется в блок охлажде­ния 11, затем через фильтр 13 поступает на прием первой сек­ции маслонасоса 21, которым масло подается в компрессор на охлаждение сжимаемого газа и смазку. Оставшаяся маслогазо­вая смесь из циклона поступает на фильтр тонкой очистки. На линии входа маслогазовой смеси в фильтр тонкой очистки уста­новлен предохранительный клапан 7.

Фильтр тонкой очистки состоит из фильтрующего барабана и отбойной части.

 

 

Технологическая схема установки 5ВКГ-10/6:

/, 14 — задвижки; 2, 18 — обратные клапаны; 3, 8, 12 — вентили; 4 — клапан поддер­жания давления; 5 — маслоотделитель; в — циклон; 7 — предохранительный клапан; 9 — клапан; 10 — регулятор температуры; // — блок охлаждения масла; 13 — фильтр мас­ла; 15 — газовый фильтр; 16 — компрессор; 17 — компенсатор; 19 — электродвигатель; 20 — муфта сцеплении; 21 — первая секция насоса; 22 — вторая секция насоса; / — на­гнетание; // — подвод пара; III — газ на прием компенсатора; /V — слив конденсата; V — слив масла; VI — газомасляная смесь в приемный сепаратор; VII — слив масла в емкость; VIII — слив масла в дренаж; А — газ; Б — газомасляная смесь; В — масло.

 

 

Фильтрующий барабан представляет собой перфорирован­ную обечайку, покрытую фильтрующими материалами (стекло­ткань, маты из стекловолокна). Отбойник собран из набора разнообразных металлических стенок.

Фильтр тонкой очистки служит для более тонкого отделе­ния масла от сжатого газа. В нем отделяются мелкие капли. Масло, отделившееся в фильтре тонкой очистки, поступает по трубкам в картер компрессора. Отработанное масло с подшип­ников, уплотнений и мультипликатора также сливается в кар­тер компрессора. Из картера масло направляется на прием второй секции маслонасоса 22 и под давлением подается в ра­бочую полость компрессора.

Для автоматического поддержания температуры масла в нужных пределах установлен регулятор температуры масла РТМ-32. При остановке компрессора срабатывает стравливаю­щий клапан 9 из-за снижения давления в нагнетательной ли­нии компрессора на участке до обратного клапана 18. Блок ох­лаждения масла 11 включает в себя маслоохладитель, вентиля­тор, жалюзи, диффузор и др.

Маслоохладитель — трехходовой, состоит из пяти секций и представляет собой аппарат воздушного охлаждения, горизон­тального исполнения. Секции маслоотделителя собраны из эл­липтических трубок с поперечными медными пластинами. Соединяются они двумя коллекторами, на одном из которых рас­положены патрубки входа и выхода масла.

Газовый фильтр 15 сварной конструкции, в котором уста­новлены три фильтрующих элемента, представляющие собой цилиндрический перфорированный барабан, плотно обтянутый сеткой № 0,15—0,25 из стали марки 12Х18Н9Т с ячейками 0,3x0,3 мм. Фильтрующий элемент крепится к корпусу флан­цем и уплотняется паронитовыми прокладками. Газовый фильтр устанавливается непосредственно на фланец переднего корпуса компрессора.

Клапан 4 смонтирован после маслоотделителя на линии на­гнетания для поддержания давления в маслоотделителе не ниже 0,35 МПа при низких давлениях в нагнетательной сети.

Это обусловлено тем, что при низком давлении нагнетания увеличивается скорость маслогазовой смеси в маслоотделителе и ухудшается сепарация газа от масла.

Система автоматики и управления установки 5BKГ-10/6 обеспечивает управление электродвигателями компрессора и вентилятора маслоохладителя, а также выполняет следующие функции:

не допускает пуск установки при температуре масла в мае-лоохладителе ниже заданной ( + 10°С летом и —10 °С зимой);

отключает электродвигатель компрессора через 20 с после запуска при давлении масла в коллекторе ниже 0,3 МПа;

обеспечивает самозапуск компрессора после временного ис­чезновения напряжения в сети;

обеспечивает защиту установки с отключением электродви­гателя и включение аварийной световой сигнализации с сохра­нением информации о характере аварий: при понижении дав­ления масла в коллекторе до 0,15 МПа, повышении давления нагнетания до 0,7 МПа, понижении уровня масла в маслоотде­лителе ниже нормы, повышении уровня масла в маслоотдели­теле выше нормы (при поступлении нефти через всасывающий коллектор), повышении температуры маслогазовой смеси на нагнетании компрессора выше допустимого и нагрузке элек­тродвигателя;

визуальный контроль основных параметров, т. е. давление газа на всасывающей и нагнетательной линиях, температуры маслогазовой смеси на нагнетании. '

Система автоматики и силовая часть выполнены двумя раздельными блоками (блок местный и блок дистанцион­ный) .

Блок местной автоматики смонтирован на одной раме с аг­регатом и обеспечивает управление и визуальный контроль па­раметров.


Блок дистанционный смонтирован на отдельной раме и со­стоит из силового шкафа, внутри которого находится блок станции управления, а в шкафу автоматики смонтирована ре­лейная и сигнальная аппаратура.

Компрессорные установки типов 7ВКГ-30/7 « 7ВКГ-50/7 (см. табл. 12.13) унифицированы, предназначены для сжатия нефтяного газа последних ступеней «горячей» или вакуумной сепарации нефти при температуре окружающей среды ±40 °С. Размещают их на открытых площадках, оборудованных наве­сом, защищающим компрессорные установки от прямого попа­дания солнечных лучей и атмосферных осадков, а также под специальными защитными кожухами или в вентилируемых по­мещениях.

Установки состоят из трех самостоятельных блоков (рис. 12.7).

1. Блок компрессорного агрегата, который состоит из ком­прессора, электродвигателя, соединительной муфты, смонтиро­ванных на раме. К раме прикреплены масляные фильтры гру­бой и тонкой очистки, отсечной клапан и местный блок управ­ления.

2. Блок охлаждения масла, который состоит из холодиль­ников масла и вентилятора с электродвигателем. Причем уста­новка 7ВКГ-30/7 комплектуется одним холодильником, венти­лятором и электродвигателем, а установка 7ВКГ-50/7 — двумя холодильниками, вентиляторами и электродвигателями.

3. Дистанционный щит системы автоматики.

 

 

Рис. 12.7. Компрессорная установка 7ВКГ-50/7:

/ _ электродвигатель; 1 — местный щит контроля и управления; 3 — компрессор; 4 — блок маслоохладителя; 5 —рама; 6 — компенсатор

 

Компрессорный агрегат и блок охлаждения масла связаны между собой трубопроводами, а шкафы автоматики—сигналь­ными и силовыми кабелями.

Арматура на всасывающей и нагнетательной линиях по­ставляется отдельно. Ее взаимное расположение при монтаже выбирается из условия удобства подвода трубопроводов к ком­прессорной установке.

Технологическая схема компрессорных установок типов 7ВКГ-30/7 и 7ВКГ-50/7 показана на рис. 12.8.

Нефтяной газ с сепарационных установок поступает на компрессор 5 через приемную задвижку/ и впускной клапан 2. Процесс сжатия происходит аналогично сжатию в компрессоре

5ВКГ.

Маслогазовая смесь из компрессора поступает в сепаратор (в комплект поставки не входит), где газ отделяется от масла

и направляется в газопровод по назначению, а масло или нефть под давлением нагнетания, пройдя через холодильник //, фильтры 9 к 6, поступает вновь на компрессор. При неработа­ющем компрессоре для случая, когда масляная система нахо­дится под давлением, на компрессорной установке предусмот­рен отсечной клапан 7, перекрывающий вход масла в ком­прессор.

Отсечной клапан необходим для предотвращения подачи масла в компрессор при его остановке. В противном случае масло заполнит рабочие полости компрессора, что затруднит последующий запуск установки и может привести к гидравли­ческому удару. Клапан закрывается с понижением давления на выходе из компрессора после его остановки. Снижение дав­ления происходит в результате утечки газа из компрессора по зазорам в винтах на всасывание.


Рис. 12.8. Технологическая схема компрессорных установок типов 7ВКГ 50/7 (а, б) и 7ВКГ-30/7 (в):

/ — задвижка; 2— впускной клапан,; 3 — электродвигатель; 4— муфта сцепления; 5-компрессор; 6 — масляный фильтр; 7 — отсечной клапан; 8— вентиль угловой; 9 —ма( ляный фильтр грубой очистки; 10, 13, 17, 19 — вентили; 11 — блок маслоохладител 7ВГК-50/7; 12, 18 — перепускные клапаны; 14 — предохранительный клапан: 15 — ко* пенсатор; 16 — обратный клапан; 20 — блок маслоохладителя; / — газ на прием кои прессора; // — газомасляная смесь в приемный сепаратор; /// — газомасляная смес к потребителю; /V —слив масла в емкость; V— масло на охладитель; А — газ; Б-газомасляная смесь; В — масло

 

Смазка подшипников, создание затвора в запорных втул­ках, разгрузочном устройстве и концевом уплотнении осуществляется тем же маслом, которое дополнительно пропуска­ется через сетчатый фильтр тонкой очистки 6. При запуске компрессорной установки в холодное время года, когда в хо­лодильниках имеется загустевшее масло, подвод масла осуще­ствляется через перепускные клапаны 12 и 18, минуя холо­дильник, который открывается при давлении в системе около 0,25 МПа. В последующем, при разогревании масла в холо­дильнике, перепускной клапан закрывается. Для защиты ком­прессора от повышенного давления нагнетания предусмотрен предохранительный клапан 14.

Приборы визуального контроля и управления электродви­гателем компрессора смонтированы на местном щите.

Компрессоры (рис. 12.9) установок 7ВКГ-30/7 и 7ВКГ-50/7 унифицированы. Различная подача их получается за счет раз­ных длин винтовой части роторов и средней части корпуса (блока цилиндров).

Ведущий ротор 19 получает вращение от электродвигателя. На нем нарезаны четыре зуба выпуклого профиля. Ведомый ротор 5 имеет шесть зубьев вогнутого профиля, сопряженного с профилем зубьев ведущего ротора.


Винтовой компрессор 7ВКГ-30/7 (7ВКГ-50/7):

I — полумуфта,; 2 — корпус уплотнения; 3, 8 — роликоподшипники; 4 — камера всасыва­ния; 5, 19 — соответственно ведомый и ведущий роторы; 6 — блок цилиндров,; 7 — ка­мера нагнетания; 9, 15 — регулировочные кольца; 10 — крышка; 11, 17 — шарикоподшип­ники; 12, 13 — кольца; 14 — разгрузочный поршень,; 16 — корпус; IS — запорная втулка.

 

Корпус компрессора состоит из блока цилиндров 6, камеры всасывания 4 и камеры нагнетания 7. Корпуса имеют две ра­сточки под ведущий и ведомый роторы, выполняемые парал­лельными. Чтобы параллельность не была нарушена при раз­борке компрессора, взаимное положение корпусов фиксируется штифтами. Герметичность разъемов достигается прокладками. Со стороны камеры нагнетания устанавливают глухую крышку. Подвод и отвод газа осуществляется с помощью патрубков вса­сывания и нагнетания.

Роторы вращаются в корпусе на подшипниках качения. Ра­диальные нагрузки, возникающие при сжатии газа и действую­щие на роторы, воспринимаются роликовыми подшипниками 3, 8, установленными в расточках камер всасывания и нагнета­ния. Осевые нагрузки воспринимаются радиально-упорными шариковыми подшипниками 11, 17.

Шариковые подшипники устанавливают в корпусе с зазо­ром по наружному диаметру. Этим достигается четкое разделе­ние функции подшипников: шариковые воспринимают только осевые, а роликовые — только радиальные нагрузки.

Шариковые подшипники устанавливают для фиксирования взаимного положения ротора и корпуса. Они расположены в камере нагнетания, так как в этом случае температурные де­формации роторов и корпуса в процессе работы меньше влияют на изменение зазора «К» между торцами нагнетания корпуса и роторов. Этот зазор равен 0,08—0,1 мм. Его увеличение вы­зывает значительный рост обратных утечек газа из полостей сжатия и нагнетания. Аналогичный зазор между торцами кор­пуса и роторов со стороны всасывания не играет столь суще­ственной роли, так как все полости роторов, выходящие к этому торцу, находятся под давлением, равным давлению газа на линии всасывания. Зазор со стороны всасывания составляет 0,65—0,95 мм.

Пакет из двух радиально-упорных шариковых подшипников собирают в корпусе подшипников до установки в компрессор. С помощью проставочных колец, разделяющих внутренние и наружные обоймы подшипников, определяют осевой люфт под­шипников. Эта операция выполняется путем шлифования тор­цов проставочных колец. Зазор «Д"» устанавливают осевым смещением роторов путем шлифования регулировочных шайб.

Для уменьшения осевой нагрузки, действующей на подшип­ники ведущего ротора и увеличения их срока службы, на кон­соли ротора устанавливают разгрузочный поршень 14. Над поршнем в корпусе разгрузочного устройства, который через дистанционное кольцо замыкает пакет радиально-упорных под­шипников, предусмотрена плавающая втулка. Зазор между торцами подшипников и корпусом разгрузочного устройства составляет 0,00—0,03 мм и получается за счет подшлифовки кольца.

Разгрузочный поршень и плавающая втулка образуют ка­меру «А», в которую по сверлениям в корпусе из общей маслосистемы компрессорной установки подается масло под давле­нием. Так как на один торец поршня действует давление масла, а другой находится под воздействием давления всасывания, со­здается осевое усилие, действующее на ротор и направленное в сторону, обратную действию рабочей силы.

Смазка подшипников осуществляется маслом из общей маслосистемы компрессора. Отработанное масло сливается в ниж­нюю часть корпуса и попадает на всасывание компрессора. Здесь оно подхватывается газом и уносится в полости сжатия.

Между подшипниковыми узлами на стороне нагнетания и полостями сжатия расположена уплотняющая втулка. Из об­щей маслосистемы через сверления во втулку подается масло под давлением нагнетания, препятствующее утечке газа в под­шипниковую камеру. Компрессор получает вращение непосред­ственно от электродвигателя через упругую муфту. На выход­ном конце вала ведущего ротора установлена полумуфта /. Герметизацию компрессора обеспечивает торцевое уплотнение.

Во время работы компрессора допускается утечка масла в количестве не более 30 г/ч. Просочившееся масло отбрасыва­ется маслосгонным кольцом и отводится на дренаж через шту­цер. Все масло, циркулируемое в маслосистеме компрессорной установки, проходит через фильтр грубой очистки. Тонкость фильтрации, обеспечиваемой фильтром, составляет 120 мкм. Блок фильтра состоит из стального корпуса, в котором распо­ложены восемь стандартных фильтрующих пластинчатых эле­ментов 0.12Г41-24. Пропускная способность равна 400 л/мин при вязкости масла (0,7—0,8) • 10-4 м2/с.

Часть масла, подаваемого на смазку подшипников в камеру разгрузочного поршня и уплотнения, проходит дополнительно через фильтр тонкой очистки. Конструкция фильтра аналогична конструкции фильтра грубой очистки. В корпусе установлены два фильтрующих элемента 0.08Г41-24. Тонкость фильтрации 80 мкм. Пропускная способность фильтра составляет 64 л/мин при вязкости масла (0,7—0,8) • 10-4 м2/с.

Конструкции сепараторов могут быть различными. В каче­стве сепарирующих элементов часто применяют кольца Рашига или Палля. Отделившееся масло перед подачей на впрыск и на смазку компрессора охлаждается в блоке холодильников масла.

В компрессорной установке 7ВКГ-50/7 применяют два па­раллельно соединенных холодильника, в установке 7ВКГ-30/7— один. Каждый холодильник установлен на собственной раме. Трубная батарея состоит из вертикально расположенных оребренных медных трубок, соединенных пайкой с трубной доской. Масло циркулирует внутри трубок и охлаждается воздухом, продуваемым через холодильник вентилятором, имеющим авто­номный привод от электродвигателя. Перепускной клапан, обе­спечивающий перепуск масла, минуя холодильник в холодное время года, смонтирован на специальном блоке. Отсечной кла­пан перекрывает подачу масла к компрессору в момент его остановки, способствуя тем самым нормальному запуску комп­рессора.

При неработающем компрессоре клапан закрыт. После за­пуска компрессора давление нагнетания в патрубке начинает повышаться. Импульсной линией нагнетательный патрубок связан с корпусом клапана. Под действием давления переме­щается золотник, открывая проходное сечение. При исчезнове­нии давления в нагнетательном патрубке после остановки ком­прессора проходное сечение клапана перекрывается золотником.

В системе автоматики предусмотрена предаварийная свето­вая и звуковая сигнализации с сохранением информации о ха­рактере предаварии на щите управления и пульте диспетчера при:

повышении давления нагнетания более 0,7 МПа;

повышении давления масла в коллекторе менее 0,1 МПа;

понижении давления масла, подаваемого на впрыск, ниже 0,4 МПа.

При аварийной ситуации предусмотрены отклонение элек­тродвигателя и включение светозвуковой сигнализации с сохра­нением информации на щите управления по следующим пара­метрам:

понижению давления всасывания ниже 0,06—0,08 МПа;

повышению давления нагнетания до 0,75 МПа;

понижению давления масла в коллекторе ниже 0,05 МПа;

повышению температуры нагнетания выше 105 °С;

перегрузке электродвигателя.

Визуальный контроль на местном щите предусмотрен по следующим параметрам: давлению нагнетания; температуре нагнетания; давлению масла в коллекторе смазки; давлению газа на всасывании.

Установка типа 6ГВ-18/6-17 предназначена для дожатия нефтяного газа в системе внутрипромыслового сбора и транс­порта и может быть применена также в технологических уста­новках по очистке и переработке углеводородных газов.

Она состоит из блоков: компрессорного агрегата, холодиль­ников и системы автоматики. Каждый блок представляет собой законченный, испытанный и готовый к эксплуатации узел. Ком­прессорный агрегат и блок холодильников связаны между со­бой трубопроводами, а шкафы системы автоматики — сигналь­ными и силовыми кабелями.

Отдельно поставляют задвижку на линии всасывания, вен­тиль и обратный клапан — на линии нагнетания. Их устанав­ливают на опорах вблизи компрессора.

Принцип действия компрессорной установки 6ГВ-18/6-17 (рис. 12.10) аналогичен принципу действия установок 7ВК.Г-30/7 и 7ВКГ-50/7. Различие состоит в том, что компрессор 6ГВ-18/6-17 имеет маслонасос, установленный на линии подачи масла к разгрузочным устройствам и узлам смазки. Он позво­ляет увеличить давление масла в камерах разгрузочных устройств для компенсации повышенных нагрузок, действую­щих на подшипники в дожимающем компрессоре.


Газ через задвижку 1 поступает в компрессор 2. В процессе сжатия в рабочую полость подается по специальным сверле­ниям масло для охлаждения газа и уменьшения внутренних перетечек. Из компрессора газомасляная смесь через обратный клапан 5 и задвижку 6 поступает в сепаратор 7. Как и в комп­рессорных установках 7ВКГ-30/7 и 7ВКГ-50/7 сепаратор не входит в комплект поставки, а подбирается проектантом стан­ции один на группу компрессоров или на всю станцию. В сепа­раторе, установленном на расстоянии не более 20 м от комп­рессора, происходит разделение газомасляной смеси. Газ про­ходит через газоохладитель 8, где охлаждается до температуры 70 °С и ниже, и подается потребителю.

Масло поступает в блок охлаждения масла 13, проходит фильтр грубой очистки 12, отсечной клапан 15 и подается на впрыск в компрессор. Часть его затем засасывается маслонасосом 11 и через фильтры тонкой очистки 10 и отсечной клапан 9 направляется на смазку подшипников компрессора, в разгрузочные устройства и концевое уплотнение. Отсечные клапаны не позволяют маслу проникнуть в компрессор, когда он не работает, а масляная система находится под давлением.

Для облегчения запуска компрессора при отрицательных температурах окружающего воздуха, когда масло в блоке ох­лаждения загустевает предусмотрен перепускной клапан 14. Он открывается при перепаде давления в блоке выше 0,25 МПа и перепускает масло мимо холодильников. С повышением темпе­ратуры масла перепад давления снижается и перепускной кла­пан закрывается.

На нагнетательном патрубке установлены предохранитель­ный клапан 3 и компенсатор 4. Роль последнего заключается в том, чтобы не допускать передачи усилий, возникающих от температурных деформаций нагнетательного трубопровода, на компрессор.

В отличие от компрессоров 7BKJ-30/7, и 7ВКГ-50/7 корпус компрессора 6ГВ-18/6-17 (рис. 12.11) состоит из двух частей: камеры всасывания / и блока цилиндров, совмещенного с ка­мерой нагнетания 2. Вертикальный разъем между обеими ча­стями корпуса герметизирован с помощью фасонной паронитовой прокладки. Аналогичная прокладка установлена также ме­жду блоком цилиндров с камерой нагнетания и крышкой корпуса 6. Взаимное положение деталей корпуса друг относи­тельно друга фиксируется штифтами. Винтовые части веду­щего 9 и ведомого 3 роторов размещены в расточках блока цилиндров. Конструкция роторов аналогична конструкции рото­ров компрессоров 7ВКГ-30/7 и 7ВКГ-50/7. Ведущий ротор на винтовой части имеет четыре зуба выпуклого профиля, ведо­мый — шесть зубьев вогнутого профиля. Профили ведущего и ведомого роторов сопряжены друг с другом и нарезаны с высо­кой точностью. Отклонение от номинального положения профи­лей составляет 0,03 мм.


В верхней части камеры всасывания расположен патрубок всасывания, через который газ подается в компрессор. Патру­бок нагнетания, через который газ отводится от компрессора, расположен в нижней части блока цилиндров.

На блоке цилиндров выполнены опорные лапы для уста­новки компрессора на раме. В камерах корпуса компрессора имеются расточки для установки подшипников качения, а также деталей уплотнения.

Радиальные нагрузки воспринимаются роликовыми подшип­никами 5, расположенными на сторонах всасывания и нагнета­ния компрессора. Осевые нагрузки воспринимаются радиально-упорными шариковыми подшипниками 7, установленными на стороне нагнетания. На каждом роторе имеется по два под­шипника.

На ведущем роторе подшипники устанавливают в одну сто­рону, и при правильной регулировке каждый из них несет по­ловину нагрузки от осевых сил. Регулировка осуществляется в корпусе подшипников путем устранения осевого люфта за счет подбора и подшлифовки колец между наружными и внут­ренними обоймами подшипников.

На ведомом роторе подшипники устанавливают в разные стороны. Один из подшипников воспринимает рабочую на­грузку, направленную в сторону всасывания. Геометрия рото­ров такова, что осевая нагрузка, действующая на подшипники этого ротора, значительно меньше, чем нагрузка на подшип­ники ведущего ротора. Другой подшипник фиксирует ротор в осевом направлении, так как в момент запуска компрессора возникают силы, отбрасывающие ротор к торцу нагнетания.

Смазка подшипников проводится под давлением общей мас-лосистемы. Отработанное масло сливается в корпус и по спе­циальному каналу, выполненному в литье корпуса, поступает на всасывание компрессора.

Как и в компрессорах 7ВКГ-30/7 и 7ВКГ-50/7, на консоли ведущего ротора установлен разгрузочный поршень 8, позволя­ющий уменьшить осевые нагрузки, действующие на шариковые подшипники, и увеличить тем самым их срок службы. Кон­струкция разгрузочного устройства и принцип действия анало­гичны таким же как и в вышеупомянутых машинах.

Между полостями сжатия и подшипниковыми камерами установлены четыре уплотнительные втулки 4. В среднюю часть втулок под давлением подается масло, препятствующее утечкам сжимаемого газа в подшипниковые камеры. На уплотнительных втулках ведомого ротора в определенных местах выполнены проточки, закрытые с торцов. Масло, подаваемое в проточки под давлением, оказывает воздействие на ротор, разгружая роликовые подшипники от радиальных сил.

На выходном конце ведущего ротора установлено торцевое уплотнение 10. Конструкция уплотнения подобна уплотнению компрессоров 7ВКГ-30/7 и 7ВКГ-50/7. Она состоит из тех же деталей и отличается только их размерами. Допускаемая утечка масла из компрессора через уплотнение составляет 30 г/ч. Просочившееся масло отбрасывается маслосгонным кольцом и отводится через специальный штуцер на­ружу.

Полумуфта 11 на ведущем роторе служит для передачи вра­щения от электродвигателя непосредственно к компрессору. Электродвигатель также устанавливается на раме. Взаимное положение электродвигателя и компрессора фиксируется штиф­тами.

Все масло, поступающее как на впрыск, так и на всасыва­ние компрессора, проходит через фильтр грубой очистки, обе­спечивающий тонкость фильтрации 160 мкм. В качестве филь­трующего элемента применяют перфорированную стальную трубу с навитой стальной сеткой. Пропускная способность фильтра составляет 250 л/мин.

В корпусе фильтра две полости — неочищенного и отфиль­трованного масла. Полость неочищенного масла имеет сливное отверстие для удаления грязи.

Фильтр тонкой очистки представляет собой стальной кор­пус, в котором размещены два стандартных бумажных эле­мента «Реготмас» 460-1-05. Тонкость фильтрации 30 мкм, про­пускная способность 54 л/мин. Максимально допустимый пере­пад на маслофильтре 0,25 МПа.

В состав агрегата входят два параллельно установленных фильтра тонкой очистки, работающих одновременно. Для цир­куляции масла предусмотрена установка маслонасоса, включа­ющая насос, электродвигатель и упругую муфту. Установка со­бирается на специальном корпусе и крепится к компрессору в вертикальном положении.

Маслонасос шестеренчатого типа имеет корпус, в котором на подшипниках скольжения вращаются два зубчатых ротора. На выходном валу насоса расположено торцовое уплотнение. Подача насоса составляет 190 л/мин.

Отсечной клапан, обеспечивающий запуск компрессора, пе­рекрывает подачу масла в компрессор в момент его остановки. Открытие его происходит после запуска компрессора при повы­шении давления в патрубке нагнетания до 1 МПа.

Блок охлаждения состоит из двух параллельно соединенных маслоохладителей, вентиляторов и электродвигателей вентиля­торов, установленных на общей раме. В его состав включены также перепускной клапан и вентиль, предназначенные для пе­репуска масла, минуя маслоохладитель в холодное время года.

Маслоохладитель представляет собой аппарат воздушного охлаждения вертикального типа. Масло движется по оребрен-ным медным трубкам и обдувается воздухом.

Система автоматики компрессора 6ГВ-18/6-17 позволяет контролировать основные параметры, осуществлять запуск и остановку компрессора, электродвигателей маслонасоса и блока охлаждения.

Тип системы — электрический. Питание электрических це­пей управления, сигнализации и контроля осуществляется по­стоянным током напряжением 24 В от сети 380/220 В через трансформатор и выпрямитель.

Система автоматики обеспечивает:

пуск электродвигателя компрессора только при работающем маслонасосе;

пуск электродвигателей вентиляторов охлаждения масла только при работающем компрессоре;

автоматические включение и выключение вентиляторов при температуре нагнетания газа компрессора 35°С (выключение), 60 °С (включение).

Тип компрессора Шифр Область применения Параметры
Подача, м3 Давление, МПа