ГЛА­ВА 2. ОСО­БЕН­НО­СТИ ГРУП­ПО­ВОЙ РА­БО­ТЫ

 

Цен­траль­ным ас­пек­том груп­по­вой ра­бо­ты яв­ля­ет­ся гра­ни­ца кон­так­та, про­хо­дя­щая ме­ж­ду людь­ми, имею­щи­ми опыт взаи­мо­дей­ст­вия с нар­ко­ти­ка­ми и людь­ми не имею­щи­ми та­ко­го опы­та. Она ска­зы­ва­ет­ся на ра­бо­те с груп­пой нар­ко­ма­нов сле­дую­щим об­ра­зом:

- Опыт взаи­мо­дей­ст­вия с нар­ко­ти­ка­ми ста­но­вит­ся при­зна­ком, по ко­то­ро­му объ­е­ди­ня­ют­ся нар­ко­ма­ны, та­кое объ­е­ди­не­ние от­личает­ся вы­со­кой со­ли­дар­но­стью внут­ри груп­пы ме­ж­ду ее чле­на­ми. Склон­ность к па­то­ло­гичес­кой кон­флю­эн­ции в этом случае осо­бен­но за­мет­на.

- То что лю­ди, на­хо­дя­щие­ся по дру­гую сто­ро­ну гра­ни­цы, не име­ют нар­ко­тичес­ко­го опы­та, да­ет воз­мож­ность нар­ко­ма­нам причис­лить се­бя к ка­те­го­рии осо­бен­ных. Не­зна­ние пер­вых о со­дер­жа­нии нар­ко­тичес­ко­го опы­та да­ет в ру­ки нар­ко­ма­на пре­крас­ный ма­те­ри­ал для ма­ни­пу­ля­ций.

- Су­тью со­ци­аль­ной те­ра­пии (сис­те­мы Deitop и “Си­на­нон” [С.Гур­ский]), яв­ля­ет­ся обес­печени­ем пе­ре­хо­да с тер­ри­то­рии взаи­мо­дей­ст­вия с нар­ко­ти­ка­ми на тер­ри­то­рию, где та­кое взаи­мо­дей­ст­вие от­сут­ву­ет. С по­зи­ции со­ци­аль­ной те­ра­пии та­кая по­ста­нов­ка во­про­сов пол­но­стью оп­рав­да­на. Геш­тальт-под­ход в этом случае да­ет воз­мож­ность долж­ным об­ра­зом ор­га­ни­зо­вать гра­ни­цу-кон­такт реа­би­ли­ти­рую­ще­го­ся нар­ко­ма­на с людь­ми ока­зы­ваю­щи­ми им по­мощь в этой реа­би­ли­та­ции. И вме­сте с тем, воз­мо­жен и дру­гой под­ход, без учета раз­де­ле­ния на нар­ко­ма­нов и не нар­ко­ма­нов или иначе - не при­ни­мая в расчет са­му про­бле­му нар­ко­ма­нии.

 

Здесь я пред­став­ляю крат­кое опи­са­ние и ана­лиз обо­их под­хо­дов.

1) Ос­но­вой со­ци­аль­ной те­ра­пии ста­но­вит­ся без­ус­лов­ное вос­при­ятие са­мо­го фак­та взаи­мо­дей­ст­вия чело­ве­ка с нар­ко­ти­ком - как зло, и со­от­вет­ст­вен­но нар­ко­ма­ния рас­смат­ри­ва­ет­ся как бо­лезнь. Не вда­ва­ясь осо­бен­но да­ле­ко в эту те­му, лишь упо­мя­ну, что нар­ко­ма­ния как лю­бая дру­гая бо­лезнь име­ет для чело­ве­ка свои рент­ные сто­ро­ны. Хо­тя бы то об­стоя­тель­ст­во, что нар­ко­ман за­яв­ляя о сво­ей “бо­лез­ни” и ре­шая начать “лечение” - ста­но­вит­ся цен­тром со­ци­аль­но­го вни­ма­ния, и да­же фи­нан­со­во­го бла­го­по­лучия. Это да­ет боль­шие воз­мож­но­сти для ма­ни­пу­ля­ций. В реа­би­ли­та­ци­он­ной ра­бо­те та­кие лю­ди яв­ля­ют со­бой груп­пу, со­бы­тия на гра­ни­це кон­так­та с ко­то­рой, на­сы­ще­ны ма­ни­пу­ля­ция­ми, про­ек­ция­ми и дру­ги­ми спо­со­ба­ми сры­ва цикл-кон­так­та. Та­кое по­ло­же­ние ве­щей де­ла­ет про­цесс реа­би­ли­та­ции прин­ци­пи­аль­но не­воз­мож­ным. Ре­ше­ни­ем этой про­бле­мы ста­но­вит­ся два об­стоя­тель­ст­ва:

а) Идео­ло­гия, кон­цеп­ция жиз­не­дея­тель­но­сти груп­пы. Она по­зво­ля­ет с од­ной сто­ро­ны мак­си­маль­но бло­ки­ро­вать ма­ни­пу­ля­ции и прин­ци­пи­аль­но рег­ла­мен­ти­ро­вать ак­тив­ность на гра­ни­це кон­так­та (как груп­по­вой так и ин­ди­ви­ду­аль­ной). С дру­гой сто­ро­ны даю­щая мо­ти­ва­ци­он­ную опо­ру и це­ле­вые ори­ен­ти­ры про­цес­са реа­би­ли­та­ции. Ос­но­вой для та­кой кон­цеп­ции мо­жет стать лю­бая со­ци­аль­но­при­ем­ли­мая идея: хри­сти­ан­ст­во, труд, ме­ди­ци­на и т.п. Я сде­лал по­пыт­ку сфор­му­ли­ро­вать та­кую идео­ло­гию для цен­тра, в ко­то­ром я ра­бо­таю, опи­ра­ясь на прин­ци­пы Геш­татльт-под­хо­да: ак­ту­аль­ность, осоз­нан­ность, от­вет­ст­вен­ность (см. При­ло­же­ние No 1).

б) Ли­дер, но­си­тель этой идео­ло­гии. Ана­ли­зи­руя ми­ро­вой опыт ор­га­ни­за­ции реа­би­ли­та­ци­он­ных цен­тров (Ита­лия - San Patriano; Шве­ция - Basta; Лат­вия - Deitop и др.) я од­но­значно при­шел к вы­во­ду, что спо­соб ор­га­ни­за­ции и про­яв­ле­ния на гра­ни­це-кон­такт груп­пы стре­мит­ся быть иден­тичным гра­ни­цы кон­такт ее ли­де­ра. Чле­ны груп­пы, в пе­ри­од на­хо­ж­де­ния в дан­ной груп­пе, стре­мят­ся иден­ти­фи­ци­ро­вать свою гра­ни­цу кон­так­та с гра­ни­цей кон­так­та ли­де­ра. Ка­ж­дый, кто не же­ла­ет “это де­лать” от­вер­га­ет­ся этой груп­пой.

Ло­ги­ка со­ци­аль­ной те­ра­пии пред­по­ла­га­ет про­ход кли­ен­том путь от ста­дии за­ви­си­мо­сти к ста­дии контр­за­ви­си­мо­сти от нар­ко­ти­ков. И чаще все­го на этом ори­ен­ти­ры и смыс­лы со­ци­аль­ной те­ра­пии за­канчива­ют­ся. И со­ци­ум, как со­во­куп­ность наи­боль­ше­го ко­личес­т­ва мне­ний, бо­лее ничего и не ин­те­ре­су­ет. Ес­ли нар­ко­ман бо­рет­ся с за­ви­си­мо­стью от нар­ко­ти­ков и не­сет зна­мя об­ще­ст­вен­ных идеа­лов - для со­циу­ма это­го впол­не дос­та­точно. Так прак­тичес­ки во всех про­грам­мах, кон­цеп­ци­ях реа­би­ли­та­ци­он­ных цен­тров дек­ла­ри­ру­ет­ся как без­ус­лов­ная дан­ность, по­жиз­нен­ная не­об­хо­ди­мость бо­роть­ся со сво­ей за­ви­си­мо­стью (на­при­мер: “Ано­ним­ные Ал­ко­го­ли­ки”, “Ано­ним­ные Нар­ко­ма­ны”). Дос­ти­же­ние уров­ня не­за­ви­си­мо­сти ос­та­ет­ся уде­лом не­мно­гих.

2) Дру­гая воз­мож­ная фор­ма ра­бо­ты с груп­пой лю­дей на­хо­дя­щих­ся в нар­ко­тичес­кой за­ви­си­мо­сти - это ор­га­ни­за­ция ее в “обычную” Геш­тальт-те­ра­пев­тичес­кую груп­пу или в груп­пу лично­ст­но­го рос­та. В этом случае, чле­ны груп­пы не рас­смат­ри­ва­ют­ся с по­зи­ции со­ци­аль­ной бе­ды - нар­ко­ма­нии. Они пред­став­ля­ют­ся как груп­па лю­дей, у ко­то­рых за­ви­си­мость от нар­ко­ти­ков яв­ля­ет­ся од­ной из воз­мож­ных про­блем и их пра­вом и от­вет­ст­вен­но­стью ос­та­ет­ся - за­ни­мать­ся ею, ра­бо­тать с этой за­ви­си­мо­стью или нет. В случае то­го, что за­ви­си­мость от нар­ко­ти­ков яв­ля­ет­ся в значитель­ной сте­пе­ни про­сто при­вер­жен­но­стью к оп­ре­де­лен­ной фор­ме сры­ва цикл-кон­так­та, через ор­га­ни­за­цию фан­том­но­го цикл-кон­так­та, то и за­прос в та­ких груп­пах мо­жет оформ­лять­ся как не­об­хо­ди­мость ре­шить од­ну из те­ку­щих жиз­нен­ных про­блем. Ор­га­ни­за­ция та­ких групп ока­зы­ва­ет­ся бо­лее про­дук­тив­ной при пе­ре­хо­де из ста­дии контр-за­ви­си­мо­сти на ста­дию не­за­ви­си­мо­сти от нар­ко­ти­ков кли­ен­та в сво­ей ин­ди­ви­ду­аль­ной те­ра­пии, и груп­пы в це­лом. “Геш­тальт-под­ход не на­це­лен на ин­те­гра­цию ин­ди­ви­дуу­ма в ту или иную со­ци­аль­ную под­груп­пу, на­обо­рот, он по­зво­ля­ет чело­ве­ку яс­нее уви­деть в чем он не­по­хож на дру­гих.”[С.Гин­гер]

Так как ор­га­ни­за­ция фан­том­но­го цикл-кон­так­та для нар­ко­ма­на яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ной фор­мой сры­ва “ес­те­ст­вен­но­го” цикл-кон­так­та, ак­ту­аль­ным ста­но­вит­ся не­ко­то­рый риск “по­те­рять кли­ен­та” (кли­ент мо­жет пре­кра­тить свою те­ра­пию), ес­ли он на­хо­дит­ся на ста­дии за­ви­си­мо­сти, в си­лу то­го, что воз­ник­шие фру­ст­ра­ции в хо­де те­ра­пии мо­гут стать по­во­дом для сры­ва и ухо­да в “фан­том­ный опыт“. На уров­не контр­за­ви­си­мо­сти риск значитель­но мень­ше, так как по­яв­ле­ние лю­бой фру­ст­ра­ции лишь уси­ли­ва­ет стрем­ле­ние и мо­ти­вы вос­ста­нов­ле­ния сво­ей це­ло­ст­но­сти, жиз­не­спо­соб­но­сти, са­мо­стоя­тель­но­сти.

Друг дру­га до­пол­ня­ют и уси­ли­ва­ют оба под­хо­да к груп­по­вой ра­бо­те. Все пред­став­лен­ные опи­са­ния осо­бен­но­стей ра­бо­ты в груп­пе в рав­ной сте­пе­ни от­но­сят­ся и к ин­ди­ви­ду­аль­ной ра­бо­те.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Этой ра­бо­той я став­лю пе­ред со­бой за­дачу из­ло­жить осо­бен­но­сти те­ра­пии нар­ко­тичес­кой за­ви­си­мо­сти в Геш­тальт-под­хо­де. На мой взгляд этой ра­бо­ты впол­не дос­та­точно, для начала и про­ве­де­ния те­ра­пии с людь­ми имею­щи­ми эту за­ви­си­мость.

Мо­им соб­ст­вен­ным пе­ре­жи­ва­ни­ем, осоз­на­ни­ем в ра­бо­те с нар­ко­ма­ном яв­ля­ет­ся то, что прин­ци­пи­аль­ных осо­бен­но­стей про­ве­де­ния те­ра­пии нар­ко­тичес­кой за­ви­си­мо­сти нет. Те­ра­пия ор­га­ни­зу­ет­ся в обычном ключе, с опо­рой на ак­ту­аль­ность, осоз­на­ние, от­вет­ст­вен­ность. Един­ст­вен­ным пре­дос­те­ре­же­ни­ем в кон­тек­сте этой ра­бо­ты, мне ви­дит­ся, смысл обоз­начить сле­дую­щее: не “по­па­сть­ся на удочку” со­ци­аль­ных сте­рео­ти­пов, а имен­но, не бро­сать­ся на борь­бу с нар­ко­тичес­ким злом, так как имен­но это­го чаще все­го кли­ент и ждет, а еще в боль­шей сте­пе­ни это­го ожи­да­ют чле­ны его се­мьи, и со­ци­ум в це­лом. Лишь при­знав пра­во чело­ве­ка ор­га­ни­зо­вы­вать свою жизнь по сво­ему ус­мот­ре­нию, воз­мож­но спо­соб­ст­во­вать фор­ми­ро­ва­нию осоз­нан­но­сти, от­вет­ст­вен­но­сти чело­ве­ка за де­лае­мый им вы­бор.

И в за­ключение хочу пред­ста­вить свои взгля­ды на опыт взаи­мо­дей­ст­вия с нар­ко­ти­ка­ми с дру­гой, по­зи­тив­ной сто­ро­ны. Для чело­ве­ка с вы­со­ким уров­нем осоз­нан­но­сти, от­вет­ст­вен­но­сти - пе­ре­жи­ва­ние опы­та взаи­мо­дей­ст­вия с нар­ко­ти­ка­ми спо­соб­но в значитель­ной сте­пе­ни обо­га­тить его жизнь и дать мощ­ный им­пульс для даль­ней­ше­го лично­ст­но­го рос­та. В этом случае опыт взаи­мо­дей­ст­вия с нар­ко­ти­ка­ми не пре­вра­ща­ет­ся в фан­том­ный цикл-кон­такт и не яв­ля­ет­ся фор­мой из­бе­га­ния от­вет­ст­вен­но­сти за свою жизнь, а гар­мо­нично и пол­но­цен­но впле­та­ет­ся в не­пре­рыв­ную чере­ду цик­лов опы­та жиз­ни. “Я люб­лю их, как и лю­бой дру­гой чело­век, се­реб­ря­ные ис­кор­ки не­бес­но­го сво­да. То­гда они вы­гля­дят еще ярче из-за чис­то­го оке­ан­ско­го воз­ду­ха, и мне ста­ло лю­бо­пыт­но, смо­гу ли я уси­лить это ощу­ще­ние. Я при­нял не­боль­шую до­зу LSD и то­гда случилось это. Не­опи­суе­мость - это не то сло­во. Не бы­ло боль­ше про­стран­ст­ва, не бы­ло 3 из­ме­ре­ний. Ка­ж­дая звез­да бы­ла го­раз­до боль­ше и бли­же, ка­жет­ся ис­пол­ня­ла цвет­ной та­нец, как пла­не­та Ве­не­ра пе­ред сво­им па­де­ни­ем в оке­ан. Все­лен­ная пус­та всех пус­тот, ибо не­ко­гда бы­ла на­пол­не­на.” Ф.Перлз.

 

БИБ­ЛИО­ГРА­ФИЯ

1. Dworetzky John P. Psychology. - St.Paul West Publishing Company 1988.

2. Год­фруа Ж. Что та­кое пси­хо­ло­гия? - М.: Мир, 1992.

3. Бла­тов­ский И.С. Нар­ко­ма­ния. Ток­си­ко­ма­ния. - Ка­зань: Изд-во Ка­зан­ско­го Ун-та, 1989.

4. Гур­ски С. Вни­ма­ние - нар­ко­ма­ния! - М.: Ме­ди­ци­на, 1988.

5. Ме­не­гет­ти А. Кли­ничес­кая Он­топ­си­хо­ло­гия. - Пермь: Хор­тон Ли­ми­тед, 1995.

6. “Геш­тальт ‘94”, “Геш­тальт ‘95” - еже­год­ный сбор­ник ма­те­риа­лов Мо­с­ков­ско­го Геш­тальт Ин­сти­ту­та .

7. Эн­райт Дж. Прак­ти­кум по Геш­тальт-те­ра­пии - сам­из­дат.

8. Гин­гер Серж. Что та­кое Геш­тальт? Два­дцать ба­зо­вых по­ня­тий. - СП б.: Ин­сти­тут Геш­тальт-те­ра­пии, 1996.

9. Перлз Ф. Внут­ри и вне по­мой­но­го вед­ра. - СП б.: XXI век, 1995.

10. Ло­ренц К. Аг­рес­сия. - М.: Про­гресс, 1994.

11. Блейхер В.М. Па­топ­си­хо­ло­гичес­кая ди­аг­но­сти­ка. Ки­ев: Здоров’я, 1986.

12. Ком­по­ни В. Как де­лать все по-сво­ему? - СП б.: Пи­тер. 1995.

13. Ба­лум Ф. и др. Мозг, ра­зум, по­ве­де­ние. - М.: Мир, 1988.

14. На­ран­хо К. Геш­тальт-те­ра­пия. - Во­ро­неж: НПО “МО­ДЭК”, 1995.

 

 

При­ло­же­ние 1.

ПРО­ГРАМ­МА РЕА­БИ­ЛИ­ТА­ЦИИ ОТ НАР­КО­ТИЧЕС­КОЙ ЗА­ВИ­СИ­МО­СТИ.