Процессы на локальном уровне.
Учет тенденций в рамках глобальной переходной экономики ускоряет переходные
По характеру переходных процессов выделяют также два типа переходной экономики:
· естественно-эволюционный; выражает естественный ход исторической эволюции;
· реформаторско-революционный;
· состоит в известном регулировании процессов в определенном направлении на основе сознательно разработанных программ реформирования общества.
Можно говорить о переходной экономике реформаторско-эволюционного типа применительно к опыту применения программы Л. Эрхарда (1897—1977) в послевоенной Германии.
Возможно и некое переплетение двух типов переходной экономики в том смысле, что определенная сознательно осуществляемая акция (реформа) открывает путь ускорению естественной эволюции. Такую роль, например, призвана была сыграть российская реформа 1861 г., направленная на ускорение перехода от традиционной экономики к капиталистической, рыночной. Как бы продолжением ее была реформа ПА. Столыпина (1862—1911). Аналогичное воздействие на эволюцию в принципе оказывают и социально-политические революции.
Последняя четверть XX в. демонстрирует два основных варианта перехода от централизованной системы хозяйствования крыночной экономике.
Первый — это эволюционный путь постепенного создания экономических институтов (Китай и в немалой степени — Венгрия).
Второй — шоковая терапия, применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и в большинстве стран Восточной Европы (в классической форме — в Польше).
Различия между указанными вариантами заключаются в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.
Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.
Выбор шокового варианта является обычно вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от централизованной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.