Условие: «ЗНАТЬ», что такое инновации

Целесообразность и правомерность рассмотрения этого условия вызвана следующими обстоятельствами.

Во-первых, даже и сегодня, спустя несколько лет после того, как высшее должностное лицо РФ поставило задачу внедрения инноваций как одну из главных, стоящих перед нашей страной, в представлении широких масс населения термин «инновации» остаётся в значительной мере непонятным. По данным ВЦИОМ 47% опрошенных толкуют этот термин по-разному, а 53% вообще не знают – что это такое.

Во-вторых, единого толкования термина и понятия «инновация» нет и в профессиональной среде экономистов, занимающихся различными аспектами этой проблемы. В нормативной и справочной литературе термин «инновация» появился только недавно - в Большом Экономическом словаре (2001 года издания), где была дана одна из трактовок этого термина

Одно из заключений, которые можно сделать из всего, сказанного выше: необходимо в ходе хорошо организованной научной дискуссии выработать единое толкование термина и определения «инновация».

Толкование, отличное от бытового подхода: «инновация – это введение в производство новинок».

И от очень неточного словарного толкования «инновация – это новая техника, технология являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса» И уж тем более от предлагаемого считать инновацию абсолютным синонимом термина «нововведение».

 

Если проанализировать литературные источники, посвященные инновациям, то можно выделить 3 принципиально отличных друг от друга подхода к трактовке этого понятия.

1) Первый подход. Этим термином обозначают только некий процесс. Например, в «Руководстве Осло» который является действующим методологическим документом, подготовленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, которые признаны в качестве международных статистических стандартов, инновацию рассматривают как деятельность, процесс изменений. Причём, в основном в сфере технологии.

Роснаука – Федеральное агентство по науке и инновациям( С.Мазуренко) делает акцент на том, что инновация – это такое нововведение, которое «… включают в себя разработку новой технологии и в результате - создание нового продукта, конкурентоспособного на рынке».

2) Второй подход. Этим термином обозначают только результат некоего процесса.

В качестве примеров инноваций, являющихся результатом предыдущей исследовательской работы, можно назвать кубик-рубика, флешку, скейт-борд и сноу-борд, мобильный телефон.

3) Третий подход. Этим термином, чаще всего, обозначают и процесс, и результат этого процесса .

Например, в Большом экономическом словаре, инновация –

1. вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии (т.е. процесс );

2. новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса (т.е. результат ) .

А в англо-русском словаре по экономике и финансам, инновация –

1. новшество, нововведение (т.е. результат );

2. процесс нововведений (т.е. процесс ) .

Вывод: анализ и отечественной, и значительного массива зарубежной (в основном - англоязычной) литературы показал, что на практике термин «инновация» имеет два значения:

а) вложение средств, обеспечивающее такие нововведения, которые, в некотором смысле являются пионерными;

б) такие нововведения, которые, в некотором смысле, являются пионерными.

1. Какова, в современном понимании, должна быть трактовка понятия и термина «инновация»?

Анализ и отечественной, и значительного массива зарубежной (в основном - англоязычной) литературы показал, что на практике термином «инновация» обычно обозначают не просто нововведения, а такие нововведения, которые, в некотором смысле, являются прорывными, пионерными, открывающими новые возможности, иногда даже – революционными. (В дальнейшем «пионерные нововведения»).

2. В каких сферах общественного бытия уместно применение этого термина?

Анализ и отечественной, и значительного массива зарубежной (в основном - англоязычной) литературы показал, что в жизни термин «инновация» всё чаще используется применительно не только к новой технике, но и к, практически, любым другим сферам человеческой деятельности (управлению, образованию, науке, медицине, военному делу и т.д.) .

Вместе с тем, наблюдается тенденция связывать наличие инноваций с обязательным присутствием рыночного механизма. Сомнения в этом отношении вызывают следующие обстоятельства:

а) Во-первых, связывание инноваций с обязательным наличием рынка означает, что в тех странах, где хозяйственный механизм основывается не на рынке, а на плановых началах (а такие страны, хоть их и немного, но всё же существуют), принципиально не может быть инноваций. А это утверждение трудно принять без серьёзных доказательств.

б) Во-вторых, даже если в стране господствуют рыночные отношения всегда можно найти такие сферы деятельности, в которых, разумно предположить, инновации вполне могут иметь место даже в условиях отсутствия рыночных отношений (например, в сфере искусства; в военном деле; в сфере управления; в фундаментальной науке и т.д.).

3. Каким необходимым условиям должны удовлетворять нововведения (которыми по определению являются любые инновации) для конструктивной верификации самого факта наличия (или отсутствия) инновации?

Все нововведения, которые генерируются человечеством в процессе его технического, социального и любого другого развития (то есть в процессе его прогресса), можно считать относящимися к одному из двух типов:

Тип А – включающий в себя такие нововведения, права на которые могут охраняться нормами патентного, и/или авторского, и/или информационного права. Например, нововведения, основанные на:

· отечественных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, селекционных достижениях и т.д. – то есть на том, что называется промышленной собственностью;

· некоторых, важных для общества объектах авторского права;

· ноу-хау и других объектах информационного права.

Совокупность всех таких нововведений образует то, что принято относить к более широкому понятию «интеллектуальная собственность».

Тип Б - включающий в себя все остальные нововведения, в отношении которых можно считать, что у них есть качество.

Необходимым условием верификации того – является ли то или иное нововведение действительно инновацией – является сам факт принадлежности этого нововведения к одному из двух типов: А или Б. Или, говоря иначе, являются ли эти нововведения интеллектуальной собственностью, или такими объектами, по поводу которых можно утверждать, что у них есть качество.

 

Нововведения, относящиеся к типу А.

Исследование таких нововведений входит в сферу интересов оценщиков, то есть специалистов, профессионально занимающихся оценкой собственности..

Нововведения, относящиеся к типу Б.

Исследование таких нововведений входит в сферу интересов квалиметрологов, то есть специалистов, профессионально занимающихся квалиметрией (количественным оцениванием качества).

В квалиметрии одним из ключевых терминов является термин «мировой уровень». Этим термином обозначается такая, полученная методами квалиметрии количественная характеристика качества объекта (предмета, явления или процесса), которая в данный период времени, для объектов одного и того же назначения даёт информацию о среднем (для заранее заданного числа лучших в мире объектов) значении показателя их качества.

Точно так же, если оценивается не качество в целом, а отдельное свойство, то среднее (для заранее заданного числа лучших в мире по этому свойству объектов) значение показателя свойства называется «эталонным значением показателя».

Оно используется при оценивании свойств в тех же целях, что и мировой уровень качества – при оценивании качества.

Таким образом, используя термины «мировой уровень» и «эталонное значение показателя» (по существу выражающие близкие по смыслу понятия, означающие «лучшее в мире») можно проводить квалиметрический анализ. То есть осуществлять количественный анализ качества (или отдельного свойства) какого-либо объекта на основе методологии квалиметрии. Что позволяет количественно выразить оценку качества (или свойства) объекта по отношению к мировому уровню.

Для нововведений, относящихся к типу А, необходимым условием считаться инновацией является способность быть защищенными патентным, авторским или информационным правом.

Для нововведений типа Б верификация факта наличия инноваций основывается не на правовой защищенности нововведения, а на его квалиметрическом анализе (по определению всегда проводимом в количественной форме).

4. Каковы должны быть необходимые и достаточные условия для существования инноваций?

Инновации – это такие нововведения в любой сфере человеческой деятельности, представляющие собой процесс (или результат процесса), направленные на необходимое и достаточное выполнение следующих условий:

· используются частично или полностью охраноспособные (т.е. защищённые патентным, и/или авторским, и/или информационным правом) продукты труда и/или ноу-хау; и/или

· обеспечивается выпуск охраноспособной продукции и/или услуг; и/или

· используются такие предметы труда и/или ноу-хау и/или выпускаются такие продукция и/или услуги, которые, в соответствии с установленными по методологии оценивания собственности нормами, признаются соизмеримыми с мировым уровнем; и/или

· обеспечивается выпуск продукции и/или услуг, которые по своему качеству (или по отдельным свойствам, это качество составляющим), в соответствии с установленными по методологии квалиметрии нормами, признаются соизмеримыми с мировым уровнем; и/или

· обеспечивается в потреблении эффект (не обязательно только экономический) не меньший, чем заранее установленная нормативная величина α.