Правление Хасмонеев и воцарение Ирода
Сейчас мы уже полностью вышли за пределы библейского повествования. Иоанн Гиркан еще более расширяет подвластную ему территорию, и одним из его судьбоносных деяний было присоединение Идумеи, то есть потомков Исава, которые постоянно были противниками Израильтян, иудеев. Потом их насильственным образом обращает в свою веру. Это имело весьма большое значение, потому что Ирод Великий был из идумеев; благодаря насильственному слиянию с иудеями он и получил возможность прийти к власти.
Иоанн Гиркан был у власти около двадцати лет, и ему уже на рубеже первого и второго веков наследовал его сын, Александр (правил 104-78 гг.), который знаменовал собой упадок династии. Если об Иоанне Гиркане свидетельствовали, что у него даже был дар пророческий, то Александру дали прозвище "фракиец" за его жестокость. И притом, что он был весьма успешен в своих военных походах, его очень не любили, и более того, поскольку он, формально, не исполнял должности первосвященника, Александр провозгласил себя царем. То есть первые Маккавеи довольно скромно именовали себя предводителями народа, а Александр провозгласил себя окончательно царем; но при этом он претендовал на то, чтобы исполнять и первосвященнические обязанности. Однажды во время праздника Кущей он явился для того, чтобы самолично совершать служение, что вызвало протест народа. Его это не остановило, произошли волнения, и несколько тысяч человек были ранены у храма. Вот и началась настоящая гражданская война, причем партию, противостоящую Александру, возглавляли появившиеся уже тогда фарисеи. Нужно сказать, что те партии, которые упоминаются на страницах Евангелия, сложились как раз во времена Маккавейского движения: фарисеи, саддукеи, поскольку линия первосвященника вела себя от Садока, известного нам по истории Давида и Соломона, и в это же время появляются ессеи, то есть, когда движение Маккавеев теряет свое религиозное содержание, вот эти благочестивые люди образуют некую секту, часть из них, и удаляются в пустыню, где община существовала длительное время, то есть практически уже до времен иудейской войны, когда римляне смели их с лица земли. Когда обнаружили в двадцатом веке остатки памятников ессейской общины, в том числе и кумранские рукописи, то сначала решили, что ессеи были предтечами христиан; но внимательное изучение показывает, что этого не было, что у ессеев не было мессианских чаяний, то есть, ессеи ожидали дня, когда будет война сынов света с сынами тьмы, когда они победят и восторжествует некая правда, но ожидания Христа не было. Один американский профессор сделал расшифровку их текстов, собственно, где говорится об учителе праведности, сынах света и так далее, и сопоставил их со временами Иуды Маккавея и ему предшествующих; получается довольно похоже, то есть здесь прикровенным образом изображена эта история.
Вернемся к Александру. Как я уже сказал, фарисеи возглавляли противную ему партию, и, кроме того, они призвали себе на помощь потомка Селевкидов, Димитрия III. Но в критический момент все же патриотизм у фарисеев взял верх, и они отказались от помощи Димитрия Ш и присоединились к Яннаю, что его лично спасло, так как дела его были незавидны. Тем не менее, он подавил восстание и распял восемьсот зачинщиков, глав этого восстания, никакой благодарности к ним не проявил; в это время как раз увеличился приток в общины ессеев.
После смерти Александра Янная его жена Александра (Саломея), которая осталась у власти, опиралась уже на фарисеев, то есть она полностью сменила курс, и сын Гиркан II был поставлен первосвященником, а Аристовул II, другой сын, был удален и просто вел частную жизнь. В 67 году, после того, как Саломея умерла, Аристовул снова включился в борьбу за власть. Ему помогал некий идумеянин по имени Антипатр. Аристовул вынудил Гиркана бежать из Иерусалима.
В это время на границах с Сирией, в шестидесятые годы до Рождества Христова, уже появился Помпей, то есть пока последние представители Маккавейской династии делили между собой власть, с севера на них уже надвигались римские легионы. И Помпей, естественно, весьма благосклонно принял к себе обе стороны и, рассудив, поддержал Гиркана, из-за некоторых ошибок Аристовула. Помпей в качестве судьи (вспоминается лиса, которой доверили делить сыр) является в Иерусалим, который сам охотно открывает ему свои двери. Правда, Аристовул укрепился в храмовой цитадели и два месяца ее продержал. После чего она была взята, Помпей вошел в храм, осмотрел его, но запретил что-то там трогать, причем есть свидетельство, что Помпей вошел даже во Святое Святых и был крайне удивлен тем, что он там ничего не увидел. Привыкший к обычному языческому культу, ожидая увидеть там статую какую-нибудь, он просто там не увидел ничего, и это привело его в крайнее недоумение - как же иудеи могут таким образом почитать своего Бога? Надо сказать, что примерно через десять лет другой римский военачальник, Красе, исправил "ошибку" своего предшественника и как следует ограбил Иерусалим, храм, но это было уже после. Пока же Аристовул был отправлен в Рим, а Гиркан остался первосвященником, причем иудеи попросили Помпея не восстанавливать монархию, сами иудеи просили Помпея, потому что они сами устали от этой бесконечной борьбы за власть, которая приводила к таким кровопролитиям, потому что кроме римлян для войны призывали еще и персов, и, в конце концов, поскольку не было ни одного достойного представителя династии Давида, который должен был царствовать законно.
Таким образом, иудеи оказываются фактически под протекторатом Рима. Антипатр, будучи человеком весьма ловким, в 47 году назначается Цезарем прокуратором Иудеи. После его смерти ненадолго воцарился сын Аристовула Антигон. Однако сын Антипатра Ирод отправляется в Рим, и в Риме Антоний назначает Ирода тетрархом, со всеми положенными при этом языческими жертвами и так далее. Ирод с небольшим отрядом высаживается на побережье и идет в сторону Иерусалима, чтобы реализовать свои царские полномочия. Но при этом он женится на Марианне, внучке Гиркана Второго, так что он официально все-таки приобщается к правящей династии, так что царствование себе он этим способом обеспечил. Ирод овладел Иерусалимом в 37 году. Начинается весьма длительное его правление.
Человек этот был исключительных, по-видимому, военных и политических дарований. Если мы вспомним, что происходило в Римской империи до воцарения Октавиана Августа, то остается только удивляться, каким образом Ирод смог маневрировать между всеми борющимися сторонами и при этом уцелеть. Кто там только не был замешан, включая Клеопатру. Тем не менее, Ирод все-таки остался у власти, и одно из известных его деяний то, что в двадцатом году до Рождества Христова он начал перестройку храма. Если вы помните, что когда Христос сказал: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его", ему сказали, что храм этот строился сорок шесть лет. Мы видели, что восстановление храма второе произошло за гораздо меньший срок, то есть за двадцать лет, а вот та реконструкция, которую затеял Ирод, она к моменту этого диалога Христа с иудеями как раз уже продолжалась где-то сорок шесть лет. Но нужно сказать, что Ирод был человеком крайне жестоким, и, понимая всю незаконность своей власти, он весьма жестоко относился и к своим родственникам; спустя семь лет после воцарения он казнил свою жену, после этого у него было еще семь жен. Ирод казнил и многих своих сыновей, так что Август в свое время шутил, говоря, что в доме Ирода гораздо безопаснее быть свиньей, нежели сыном, по той причине, что свинины иудеи не ели, а вот сыновей своих Ирод уничтожал весьма усердно. В конце концов, их осталось только трое: Архелай, Ирод Антипа и Филипп, известные нам уже через Евангелие.
Вот, собственно, конец истории ветхозаветной и начало истории новозаветной. К характеристике Ирода можно прибавить еще вот что: иногда удивляются, почему же такое событие, как избиение младенцев в Вифлееме, никак не было зафиксировано при этом в других источниках. Помимо того, что до нас вообще дошло мало исторических трудов того времени, можно вспомнить другое: когда Ирод уже умирал, он вполне отчетливо понимал, что никто сильно расстраиваться не будет о его кончине. Тогда он повелел взять достаточно большое количество заложников, юношей из самых знатных семейств, и умертвить их в тот момент, когда он умрет, чтобы среди иудеев был плач по случаю его кончины. То есть, понимаете, для человека с таким масштабом злодеяний избиение младенцев в Вифлееме - в общем-то весьма рядовое событие. В связи с Иродом исполняется одно из древнейших пророчеств, которое прозвучало из уст патриарха Иакова: скипетр отошел от Иуды. Со времен царя иудейского Седекии не было царя в самой Иудее, вот разве что кроме Александра Янная, но тут уже скипетр царский попадает в руки идумеянина. И вот в этот момент происходит величайшее событие, а именно Рождество Христово, приходит в мир Христос.
- гл.1, ст.10: и воцарился в сто тридцать седьмом году царства Еллинского – исчесление «эры Селевкидов», а не «до Рождества Христова».
Контрольные вопросы:
1. Этимология слова «макковей».
2. Против какой сирийской династии выступили Хасмонеи?
3. Какая из Макковейских книг является каноничской?
4. Расскажите о писателях Маккавейских книг.
5. Как понять слова писателя 2 Маккавейской книги о смешении вина и воды (15:39)?
6. Как вы думаете, почему именно в этой книге поднимается вопрос молитвы за умерших?
7. Как поступил Александр Македонский с Иерусалимом, когда тот отказался включиться в борьбу против персов?
8. Почему иудеи отказались от полных гражданских прав которые предоставил им Птоломей Филопатор?
9. Чем была вызвана симпатия Антиоха IV Епифана к эллинской культуре?
10. Проэллинская деятельность Иасона.
11. Приведите примеры мучеников за веру в период гонений Антиоха Епифана.
12. Почему династия Хасмонеев не была принята некоторыми иудеями как законная царская власть?
13. Расскажите о деятельности Антиоха Епифана при конце жизни.
14. Расскажите, каким образом пришла к власти идумейская династия Иродов.
При составлении курса лекций была использована следующая литература:
- Афанасьев Д.П. Толкование на книгу пророка Исаии (семинарский курс). Ставрополь, 1894.
- Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. М. 1891.
- Библейский словарь Брокгауза.
- Бриллиантов Л.И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Могилев, 1914.
- Бродович И.. Книга пророка Осии. Киев, 1901.
- Буйе Л.. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1965.
- Булгаков С., прот. Два града. М.1911. Т. 2.
- Булгаков С., прот. Очерки по истории экономических учений, вып. 1. М., 1918.
- Гальбиати Э., Пьяцца А.. Трудные страницы Библии. М.: «Путь», 1995.
- Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. 1900 г.
- Две Библии – два пути. М.: Новости. 2006.
- Ефрем Сирин, преп. Творения. Т.6. М.: «Отчий дом». 1995.
- Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Ев. Матфея, VI, 3.
- Корнилъ К. Пророки.
- Мауренбрехер М. Пророки. Пг., 1919.
- Мень Александр, прот. Исагогика. Ветхий Завет. ПДУ. 2002.
- Мень А., прот. Вестники Царства Божия. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1986.
- Нарциссов Д. Руководство к изучению пророческих книг Ветхого Завета. Полтава, 1904.
- Новая Женевская ученая Библия.
- Олесницкий А. Руководство к изучению Священного Писания по творениям Святых Отцов. М.: Изд-во ТСЛ, 2002. репринт.
- Пророческие книги. Сост-ль Хергозерский А. М.: Сретенский мон-рь. 1998.
- Райт Дж. Библейская археология. СПб.: «Изд-во ОлегаАбышко», 2003.
- Рождественский Д.В. Учебное руководство по Священному Писанию. Пг., 1915.
- Скабалланович М. Первая глава Книги пророка Иезекииля, 1904; Wаlter Eihordt. Рrophet Ezechiel.
- Соболев Михаил, свящ. Пророческие книги Ветхого Завета. Учебное пособие, составленное применительно к программе духовной семинарии. М., 1899.
- Соколов Николай, прот. Ветхий Завет. Курс лекций. М.1997.
- Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. К.: «Пролог», 2003.
- Страхов П., проф.. Воскресение. Идея воскресения в дохристианском религиозно-философском сознинии. Воскресение. К.2002.
- Спасский П.Н. Толкование на пророческие книги Ветхого Завета. Книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. СПб., 1899. Изд. 3-е. СПб., 1912.
- Толковая Библия. Изд. Преемников А.П. Лопухина. СПб., 1904 - 1913. Репринт в 3-х книгах. Стокгольм, 1988.
- Б. Тураев. История древнего Востока. Л., 1936.
- Феодорит Кирский, блаженный. Изъяснение трудных мест Священного Писания. М.2003.
- Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии древнего мира в их отношении к христианству. Историческое исследование. В 3 тт. СПб., 1873. Т. I.
- Шихляров Лев, иерей. Конспект по Ветхому Завету.
- Покровский А. Книга пророка Исаии. Толковая Библия. Издание преемников А.П.Лопухина, т.5. СПб., 1908.
- Шульц Самуил. Ветхий Завет говорит… М.2000.
- Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. Книга 2. М.:ПСТБИ, 2003.
- Яворский В.. Символические действия пророка Осии. Сергиев Посад, 1902.
- Вright J.. А Нistогу оf Israel.
- Вrown R. Н. Тhе Вооk оf Daniel. New York, 1962.
- Сullmann О.. Тhе Christology of the New Testament. London, 1967.
- Danielои J. Lе Dieu d'Ezechiel. - "Bulletin st. Jean Baptiste", 1964, t. v-2.
- Еllis Р. Тhе Меn аnd thе Меssage of the Old Теstament. Соllеgеvillе, 1963.
- Саrthу J. Мс, Dеnnis. Ноsеа. JBC, I.
- Rеtif А., Lатаrсhе Р. Lе Salut des nations, Universalisme et perspectives missionaires dans l'Ancien Testament, 1960.
- Row1еу Н. Тhе Маrriage оf Ноsеа.-"Вulletin of the John Rylands Libraгу", 1956.
- Scott R.B. The Revelance of the Prophets. N.Y., 1947.
- Weiser. Еinleitung in das Alte Testament, 1966.
- West М.L. Еаrly Greek Philosophy and Orient, 1971.
- Wright G.Е. Вiblical Archaeologу.
* Примечание: Слову Старейшина славянской Библии соответствует «игуменос» Александрийского кодекса, но его нет в еврейском тексте, в Ватиканском кодексе, у свт. Кирилла Алекс., блж. Иеронима, блж. Феодорита и у блж. Феофилакта. Поэтому некоторыми оно считается глоссой, т.е. пояснительной вставкой.