Эластичность предложения

Так же как и спрос, предложение описывается эластичностью, показывающей силу влияния какого-либо фактора на величину предложения. Чаще всего применяется эластичность предложения по цене. Расчет коэффициентов эластичности предложения аналогичен формулам эластичности спроса, только без знака минус, так как при увеличении цены предложение увеличивается.

Эластичность предложения по цене – это процентное изменение величины предложения товара в ответ на однопроцентное изменение его цены.

Также как и спрос, предложение может быть эластичным и неэластичным. Реакция предложения на изменение цены может быть:

а) сильной – 1 < Esp < 0 - предложение эластично (рис. 2.9 а);

б) слабой – 0 < Esp < 1 – предложение неэластично (рис. 2.9 б);

в) единичной – Esp = 1 (рис. 2.9 в).

а б в

Рис. 2.9 – Эластичность предложения

Возможны два крайних случая.

1. Esp = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна.

2. Esp = ∞ – предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна.

Основными факторами, влияющими на эластичность предложения по цене, являются:

1) наличие избыточных мощностей;

2) наличие запасов товара у продавцов;

3) мобильность ресурсов, т. е. способность нарастить объемы производства;

4) время.

В отличие от спроса, при анализе динамики предложения существенную роль играет фактор времени. Если спрос в зависимости от цен, доходов и других факторов меняется, как правило, достаточно быстро, то для существенного изменения предложения требуется привлечение значительных ресурсов и реорганизация производства.

Со времен А. Маршала при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший (или мгновенный) период, краткосрочный и долгосрочный.

В условиях кратчайшего периода не удается изменить предложение, несмотря на изменение цен, потому что по определению кратчайшего периода факторы производства в течение этого периода неизменны.

Таким образом, предложение совершенно неэластично: Esp = 0. Следует отметить, что для разных товаров возможность увеличить производство и соответственно длительность кратчайшего периода может варьироваться в довольно широких пределах.

В условиях краткосрочного периода хотя бы один фактор производства остается неизменным. Поэтому в этот период возможности изменения производства ограничены. Как правило, в краткосрочном периоде считают неизменными технологию и оборудование, а материальные и трудовые ресурсы рассматриваются в качестве переменных.

Долгосрочный период позволяет все факторы рассматривать как переменные. Он предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Возможно, также и изменение технологии производства, которое позволит существенно повысить производство товара. Поэтому в долгосрочном периоде эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях.