Исполнение бюджета
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета
Правительство РФ вносит на рассмотрение в Государственную Думу проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вместе с пояснительными документами и материалами.
Государственная Дума рассматривает проект ФЗ о федеральном бюджете в трех чтениях. В первом чтении обсуждаются:
· концепция проекта ФЗ о федеральном бюджете;
· прогноз социально – экономического развития РФ;
· основные направления бюджетной и налоговой политики;
· программы государственных внешних заимствований РФ;
· основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: доходы, расходы и дефицит бюджета.
В случаи принятия проекта бюджета в первом чтении Государственная Дума принимает постановление «О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении» и тем самым утверждаются основные характеристики федерального бюджета.
В случае отклонения Государственная Дума может передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета; вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству.
Предметом рассмотрения во втором чтении являются:
· бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении;
· программа предоставления государственных кредитов;
· программа государственных внутренних и внешних заимствований;
Поправки по предмету второго чтения направляются в комитет по бюджету.
В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов на очередной финансовый год и плановый период. После рассмотрения в третьем чтении законопроект вносится на голосовании в целом.
Принятый Государственной Думой ФЗ о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совету Федерации.
Совет Федерации рассматривает ФЗ в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации ФЗ в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае отклонения ФЗ Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.
Согласительная комиссия в течение 10 днейвыносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный ФЗ. Она повторно рассматривает ФЗ о федеральном бюджете. Принятый закон в результате повторного рассмотрения передается в Совет Федерации.
Исполнение бюджета предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами. С 1998 г. в РФ действует казначейская система исполнения бюджета. Она отличается от действовавшей ранее банковской системы тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета доходный и расходный на одном счете.
Казначейская система регламентируется БК РФ.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
1) Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.
2) Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.
3) Учет доходов бюджета и составление отчетности.
Исполнение бюджетов по расходам предусматривает:
1) Составление и утверждение бюджетной росписи.
Роспись – основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором определяются сроки расходования бюджетных средств.
2) Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств.
3) Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.
4) Расходование бюджетных средств.
Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается в РФ 31 декабря.
Счета, используемые для исполнения бюджета, подлежат закрытию в 24ч. 00 мин. 31 декабря.
19. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности
Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов бюджетную отчетность.
Бюджетная отчетность РФ представляется Министерством финансов в Правительство РФ. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думе и подлежит утверждению ФЗ.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной Палатой. Результаты внешней проверки оформляются заключением.
Счетная Палата готовит заключение на годовой отчет об исполнении бюджета и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу и в Правительство РФ.
При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
1) Доклад Министра финансов об исполнении федерального бюджета.
2) Доклад Председателя Счетной Палаты с заключением на годовой отчет.
По результатам рассмотрения Государственная Дума принимает либо отклоняет ФЗ об исполнении федерального бюджета.