Исполнение бюджета

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Правительство РФ вносит на рассмотрение в Государственную Думу проект ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вместе с пояснительными документами и материалами.

Государственная Дума рассматривает проект ФЗ о федеральном бюджете в трех чтениях. В первом чтении обсуждаются:

· концепция проекта ФЗ о федеральном бюджете;

· прогноз социально – экономического развития РФ;

· основные направления бюджетной и налоговой политики;

· программы государственных внешних заимствований РФ;

· основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: доходы, расходы и дефицит бюджета.

В случаи принятия проекта бюджета в первом чтении Государственная Дума принимает постановление «О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении» и тем самым утверждаются основные характеристики федерального бюджета.

В случае отклонения Государственная Дума может передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета; вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству.

Предметом рассмотрения во втором чтении являются:

· бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении;

· программа предоставления государственных кредитов;

· программа государственных внутренних и внешних заимствований;

Поправки по предмету второго чтения направляются в комитет по бюджету.

В третьем чтении утверждается ведомственная структура расходов на очередной финансовый год и плановый период. После рассмотрения в третьем чтении законопроект вносится на голосовании в целом.

Принятый Государственной Думой ФЗ о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совету Федерации.

Совет Федерации рассматривает ФЗ в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации ФЗ в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения ФЗ Советом Федерации он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 днейвыносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный ФЗ. Она повторно рассматривает ФЗ о федеральном бюджете. Принятый закон в результате повторного рассмотрения передается в Совет Федерации.

 

Исполнение бюджета предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами. С 1998 г. в РФ действует казначейская система исполнения бюджета. Она отличается от действовавшей ранее банковской системы тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета доходный и расходный на одном счете.

Казначейская система регламентируется БК РФ.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

1) Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.

2) Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.

3) Учет доходов бюджета и составление отчетности.

Исполнение бюджетов по расходам предусматривает:

1) Составление и утверждение бюджетной росписи.

Роспись – основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором определяются сроки расходования бюджетных средств.

2) Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств.

3) Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.

4) Расходование бюджетных средств.

Работа по исполнению бюджетов всех уровней завершается в РФ 31 декабря.

Счета, используемые для исполнения бюджета, подлежат закрытию в 24ч. 00 мин. 31 декабря.

 

19. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности

Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов бюджетную отчетность.

Бюджетная отчетность РФ представляется Министерством финансов в Правительство РФ. Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думе и подлежит утверждению ФЗ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной Палатой. Результаты внешней проверки оформляются заключением.

Счетная Палата готовит заключение на годовой отчет об исполнении бюджета и не позднее 15 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу и в Правительство РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:

1) Доклад Министра финансов об исполнении федерального бюджета.

2) Доклад Председателя Счетной Палаты с заключением на годовой отчет.

По результатам рассмотрения Государственная Дума принимает либо отклоняет ФЗ об исполнении федерального бюджета.