Тема: Социально-психологическая структура группы
1. Социальная структура группы
2. Типы установки на восприятие человека
Литература
Волкова А.И. Конфликтология. Таганрог, 2000.
Гришина Н.В. Психология конфликта. «Питер», 1998, С. 117-120.
Курбатов В.И, Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989, С. 56-63.
Самыгин СИ, Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на «трех китах»: статусно — ролевые отношения, профессионально - квалификационные характеристики и половозрастной состав.
Источники конфликтов можно найти, если рассмотреть структуру ролевого поведения человека, предложенную Г.Олпортом: 1) принятие роли — процесс обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения; 2) исполнение роли - имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих (самооценка и трехуровневая самооценка: начальником, сотрудником и подчиненным).
Профессионально — квалификационные характеристики — второй «кит» в социальной структуре группы — это интеллектуальный и профессиональный потенциал группы.
Третий «кит» — это половозрастной состав группы — каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. В связи с этим должны рассматриваться перспективы развития группы в целом. Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестоки, рациональны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.
В любой группе, независимо от нашего желания и желания руководства, складывается невидимая на первый взгляд внутренняя социально-психологическая структура - это межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга.
Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности. Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком.
Психологические механизмы общения и взаимопонимания можно выстроить в определенный ряд (восприятие людьми друг друга): заражение - внушение или суггестия - подражание - соревнование - убеждение.
Свойство заражения - эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходят на бессознательном уровне (смех, злость и другие эмоции).
Внушение или суггестия - происходит на сознательном или неосознанном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.
Подражание - сложное динамическое свойство. Его возможные проявления - от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного, мотивированного подражания.
Соревнование - свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», «не ударить лицом в грязь». Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество (в деловой и личной сфере).
Убеждение - аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков.
Помимо восприятия людьми друг друга существуют и уровни понимания людьми друг друга:
Поверхностный уровень - восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка человека без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности.
На втором уровне понимания - анализируются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент (умный, жесткий, уравновешенный и т.д.).
Высокий уровень понимания - глубокое понимание человека включает выявление системы ведущих целей и мотивов поведения, выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.
На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т.е. каждый человек получает свой социометрический статус.
Социометрия - это измерение отношений внутри группы по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спросить совета и т.д. Разработал ее Д.Морено. Суть этого метода заключается в выявлении так называемых «групповых прослоек», которые являются основой микроклимата любой социальной группы:
Звезда - люди, пользующиеся наибольшей популярностью, симпатией в группе.
Предпочитаемые - меньшей популярностью (с разным уровнем положительного статуса).
Игнорируемые - (люди с отрицательным статусом в группе).
Изолированные - (нулевой статус).
Отвергаемые - (с разным уровнем отрицательного статуса).
Тема: Классификации групп
1. Условные и реальные группы
2. Постоянные и временные группы
3. Большие и малые группы
Литература
Волкова А.И. Конфликтология. Таганрог, 2000.
Гришина Н.В. Психология конфликта. «Питер», 1998, С. 117-120.
Курбатов В.И, Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995.
Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989, С. 56-63.
Самыгин СИ, Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.
Внешняя структура группы определяется деятельностью, а внутренняя - общением. В связи с этим важно отметить, что когда на внутреннем уровне (межличностного общения) возникает конфликтная ситуация, то даже хороню отлаженная совместная деятельность (производственный процесс) не спасает коллектив от развала.
Существуют следующие классификации групп:
1. Условные и реальные (по различию иерархических статусов).
2. Постоянные и временные (например, очередь; родственники).
3. Большие и малые (народ; коллектив).
Малая группа - объединена общей социальной деятельностью, находится в непосредственном общении, способствует возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.
Классификация малых групп по А.В. Петровскому:
1. ассоциации (личные интересы прежде всего);
2. кооперация (производственные интересы прежде всего);
3. просоциальная ассоциация (бандиты);
4. коллектив (учитываются производственные и личные интересы членов группы).
Классификация групп по А.В.Петровскому наиболее известна, но существует множество других классификаций, как, например, классификация групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы:
1. Пирамидальная группа - система закрытого типа; построена иерархически, то есть чем выше место, тем выше права, и влияние информации идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы); в группе ценятся традиции.
2. Случайная группа - в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет (творческие и коммерческие структуры).
3. Открытая группа - в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное - общее дело. Свободно происходит смена ролей, эмоциональная открытость.
4. Группа синхронного типа - когда все люди находятся в разных местах, двигаются в одном направлении, так как у всех один образ, одна модель.
Коллектив - это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (осуществляется принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива). Уровни развития коллектива:
1-й уровень - эмоциональная приемлемость;
2-й уровень - характер совместной деятельности;
3-й уровень - приятие всеми членами единых целей групповой деятельности;
4-й уровень - выполнение единых целей разными методами.
Эффективность работы группы зависит от целого ряда факторов:
1. Организационные - статус, размер и состав группы;
2. Среда, в которой функционирует группа, состояние коммуникаций и
конкретное место, где группа работает;
3. Важность и характер задач, стоящих перед людьми;
4. Свобода организации собственной работы, позволяющая людям на деле трудиться более слаженно и заинтересованно.