Тема: Социально-психологическая структура группы

1. Социальная структура группы

2. Типы установки на восприятие человека

Литература

Волкова А.И. Конфликтология. Таганрог, 2000.

Гришина Н.В. Психология конфликта. «Питер», 1998, С. 117-120.

Курбатов В.И, Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989, С. 56-63.

Самыгин СИ, Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на «трех китах»: статусно — ролевые отношения, профессио­нально - квалификационные характеристики и половозрастной состав.

Источники конфликтов можно найти, если рассмотреть структуру ролевого поведения человека, предложенную Г.Олпортом: 1) принятие роли — процесс обучения новым функциям, выработ­ки определенных позиций, стиля поведения и общения; 2) исполнение роли - имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окру­жающих (самооценка и трехуровневая самооценка: начальником, сотрудником и подчиненным).

Профессионально — квалификационные характеристики — второй «кит» в социальной структуре группы — это интеллектуальный и профессио­нальный потенциал группы.

Третий «кит» — это половозрастной состав группы — каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. В связи с этим должны рассматриваться перспективы развития группы в целом. Особенности женской и мужской психологии также наклады­вают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские кол­лективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые кон­фликты. Мужские группы более жестоки, рациональны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата.

В любой группе, независимо от нашего желания и желания руководства, складывается невидимая на первый взгляд внутренняя социально-психологическая структура - это межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга.

Психологи различают три типа установки на восприятие другого чело­века: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, кото­рый проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка при­водит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности. Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как поло­жительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком.

Психологические механизмы общения и взаимопонимания можно выстро­ить в определенный ряд (восприятие людьми друг друга): заражение - внушение или суггестия - подражание - соревнование - убеждение.

Свойство заражения - эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происхо­дят на бессознательном уровне (смех, злость и другие эмоции).

Внушение или суггестия - происходит на сознательном или неосознанном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способно­стью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание - сложное динамическое свойство. Его возможные проявле­ния - от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного, мотивированного подражания.

Соревнование - свойство людей сравнивать себя с другим человеком, же­лание быть «не хуже других», «не ударить лицом в грязь». Хорошо, когда со­ревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в сопер­ничество (в деловой и личной сфере).

Убеждение - аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков.

Помимо восприятия людьми друг друга существуют и уровни понимания людьми друг друга:

Поверхностный уровень - восприятие лишь внешнего «рисунка» поступ­ка человека без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности.

На втором уровне понимания - анализируются отдельные качества че­ловека: ум, черты характера, темперамент (умный, жесткий, уравновешенный и т.д.).

Высокий уровень понимания - глубокое понимание человека включает выявление системы ведущих целей и мотивов поведения, выделение связей ме­жду отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скры­тые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.

На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т.е. каждый человек получает свой социометрический статус.

Социометрия - это измерение отношений внутри группы по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спросить совета и т.д. Разработал ее Д.Морено. Суть этого метода заключается в выявлении так называемых «групповых прослоек», которые являются основой микроклимата любой социальной группы:

Звезда - люди, пользующиеся наибольшей популярностью, симпатией в группе.

Предпочитаемые - меньшей популярностью (с разным уровнем положи­тельного статуса).

Игнорируемые - (люди с отрицательным статусом в группе).

Изолированные - (нулевой статус).

Отвергаемые - (с разным уровнем отрицательного статуса).

 

Тема: Классификации групп

1. Условные и реальные группы

2. Постоянные и временные группы

3. Большие и малые группы

Литература

Волкова А.И. Конфликтология. Таганрог, 2000.

Гришина Н.В. Психология конфликта. «Питер», 1998, С. 117-120.

Курбатов В.И, Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995.

Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989, С. 56-63.

Самыгин СИ, Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.

Внешняя структура группы определяется деятельностью, а внутренняя - общением. В связи с этим важно отметить, что когда на внутреннем уровне (межличностного общения) возникает конфликтная ситуация, то даже хороню отлаженная совместная деятельность (производственный процесс) не спасает коллектив от развала.

Существуют следующие классификации групп:

1. Условные и реальные (по различию иерархических статусов).

2. Постоянные и временные (например, очередь; родственники).

3. Большие и малые (народ; коллектив).

Малая группа - объединена общей социальной деятельностью, находит­ся в непосредственном общении, способствует возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов.

Классификация малых групп по А.В. Петровскому:

1. ассоциации (личные интересы прежде всего);

2. кооперация (производственные интересы прежде всего);

3. просоциальная ассоциация (бандиты);

4. коллектив (учитываются производственные и личные интересы членов группы).

Классификация групп по А.В.Петровскому наиболее известна, но сущест­вует множество других классификаций, как, например, классификация групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимо­действия между членами группы:

1. Пирамидальная группа - система закрытого типа; построена иерархически, то есть чем выше место, тем выше права, и влияние информации идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы); в группе ценятся традиции.

2. Случайная группа - в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет (творческие и коммерческие структуры).

3. Открытая группа - в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное - общее дело. Свободно про­исходит смена ролей, эмоциональная открытость.

4. Группа синхронного типа - когда все люди находятся в разных местах, двигаются в одном направлении, так как у всех один образ, одна модель.

Коллектив - это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (осуществляется принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива). Уровни развития коллектива:

1-й уровень - эмоциональная приемлемость;

2-й уровень - характер совместной деятельности;

3-й уровень - приятие всеми членами единых целей групповой деятельно­сти;

4-й уровень - выполнение единых целей разными методами.

Эффективность работы группы зависит от целого ряда факторов:

1. Организационные - статус, размер и состав группы;

2. Среда, в которой функционирует группа, состояние коммуникаций и
конкретное место, где группа работает;

3. Важность и характер задач, стоящих перед людьми;

4. Свобода организации собственной работы, позволяющая людям на деле трудиться более слаженно и заинтересованно.