Тема: Конфликт и социальное противоречие

1. Интерес как главное понятие общественного конфликта

2. Сущность социального противоречия

Литература

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования, 1994.

Дмитриев А. Конфликт на российском распутье. Социологические иссле­дования, 1993.

Желтухин А. Социологическая концепция конфликта. Социологические исследования, 1994.

Здравомыслов А. Социология конфликта. М., 1996.

Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону. 1998.

 

Во многих определениях конфликта, принадлежащих авторам, представ­ляющим различные направления в науке, конфликт прежде всего связывается с противоречием или с одним из его моментов - борьбой противоположностей.

Другие утверждают, что одним из существенных признаков конфликта яв­ляется противоположность интересов. В свою очередь интересы сопрягаются с ценностями, целями, ориентациями. «Американский политолог Аптер отмечает, что главный вопрос при анализе конфликтов состоит в том, как трансформировать конфликты ценностей в конфликты интересов. Чтобы достичь разумного решения, необходимо примирить интересы, а не позиции. За противоположными позициями наряду с противоречиями находятся разделяе­мые и приемлемые интересы».

Таким образом, интересы - главное понятие, необходимое для анализа общественного конфликта.

В различных определениях конфликта также фигурирует понятие цели. Присутствие при анализе категории цели означает, что конфликт - поведение и действие целеполагаемы, а, следовательно, в той или иной степени осознанные субъектом. Осознанность противоположности интересов, ценностей, целей - непременный признак конфликта. Остановимся на анализе отмеченных понятий, связанных с определением категории конфликта.

Корректное понимание общественного конфликта предполагает, прежде всего, выяснение сущности социального противоречия как его основы. Соци­альное противоречие есть не что иное, как общественное отношение между определенными социальными субъектами и другими элементами социальной системы. В его основе лежат разнообразные противоположные взаимосвязи и взаимодействия элементов системы. Одни из этих взаимосвязей проявляются как субъектные отношения, включая фактор сознательного противоборства, другие выступают в виде взаимодействия опредмеченных, объективированных человеческих действий и отношений. Таковы, например, социальные институ­ты.

«Научное понимание социального противоречия включает характеристику его как двустороннего отношения и в другом смысле. Это отношение взаимного проникновения (взаимополагания) и взаимоисключения противоположностей в едином. Какое бы социальное противоречие мы не взяли, в любом случае это, с одной стороны, соотносительные взаимообусловливающие, нераздельные мо­менты какого-то целого, а с другой стороны - взаимоисключающие противопо­ложности. К примеру, отношение между товаропроизводителем и потребителем выступает в виде противоречия, в котором ни та, ни другая стороны не сущест­вуют в обществе абсолютно раздельно. Производитель служит потребителю, работает во имя удовлетворения его потребностей. Потребитель же существует постольку, поскольку есть производитель. Вместе с тем, они взаимоисключаю­щие субъекты экономического отношения. Взаимосвязь общества и личности, также предполагает взаимоисключения. Общество- совокупность личностей, личность не существует вне общества. Личность - это отдельный индивид, член общества, а общество - есть объединение индивидов.

Определение социального противоречия как отношения взаимного проникновения и взаимного отрицания сторон субъектов характеризует его сущность. Это весьма важно знать при анализе конфликта.

Основная функция социального противоречия - движущая сила, стимул общественного прогресса.

Общественные противоречия разнообразны. Одни из них связаны с сущно­стью социальной системы, другие со спецификой составляющих ее подсистем, третьи - с разнородностью элементов общественной системы, с ее сложностью, с такими процессами, как инерция в действиях людей, в стремлении одних к прогрессу, а других к регрессу, к объединению и разъединению и т.д. Социаль­ные противоречия нередко обусловлены социально-психологическими, этниче­скими и иными свойствами человеческих общностей. Множество противоречий возникает у людей на почве нарушения норм, общепринятых ценностей, в ре­зультате ошибочных действий управляющих структур и т.п. Одни противоречия закономерны и действительно выступают внутренним источником динамизма общественной системы, другие случайны, и возникают под влиянием временно складывающейся ситуации. Но и они имеют определенную объективную сторо­ну.

Противоречия, достигшие сферы интересов таят в себе конфликты, но для того, чтобы они стали реальностью, нужны определенные условия: противопо­ложные взгляды людей, представления о своих интересах и путях их реализа­ции, существенно различное отношение к интересам других, противоречивые цели, ставящиеся людьми для достижения собственных интересов и путях их реализации, претензии, ожидания, чувства, страсти и т.д., то есть, все то, что произрастает на базе интересов, что их выражает, и что, в свою очередь, прида­ет им конкретный человеческий характер, превращая в двигатель действия и поведения.

Мы принимаем интересы за отправное понятие в анализе противоре­чий и конфликтов потому, что именно они по своей природе воплощают единство объективного и субъективного:

1. Интересы выражают базовые и другие необходимые для общественной жизни человека потребности.

2.Интерес - это направленность поведения и деятельности на удовлетворе­ние жизненно необходимой в данной ситуации для данного субъекта потребно­сти.

3. Интерес предполагает определенную степень осознанности потребно­стей, на основе чего формируется мотивационная база субъекта, а также ориентации и цели деятельности.

Базовым источником интересов выступает сама реальная материальная и духовная жизнь людей.

Поскольку интересы людей многообразны: общие, частные, групповые, классовые и др. — они в большинстве своем противоречивы. Нельзя забывать и о целях, которые формируются в сознании, а их источ­ник - внутри субъекта. Осуществление цели предполагает волевой акт. В кон­фликтном действии он не последний по своей роли элемент противоборства или согласия.