Тема 1. Методология и терминология управления качеством

 

Изучив материалы , Вы сможете узнать :

- Основные понятия и категории управления качеством.Объекты и субъекты управления ;

- функциональная связь объектов и субъектов управления ;

- экономические проблемы качества.

 

Всю систему знаний об управлении качеством, которую называют научными основами управления качеством, можно разделить на 3 части :

1.Методологические основы управления качеством.

2.Конкретные науки об элементах управления качеством.

3.Наука об управлении (теория управления качеством).

Методологические основы управления качеством включают в себя соответствующие теоретические и методологические разделы таких наук, как философия, экономика, наука управления производством, кибернетика и т.д.

Конкретные науки о качестве и об элементах управления можно разделить на :

· технические науки (теория надежности, теория статистического регулирования, стандартизация, сертификация, квалиметрия, и т.д.);

· экономические науки (экономическая теория качества, планирование качества и т.д.);

· социологические науки (правовые основы качества, управление качеством труда и т.д.);

· Теория информации о качестве.

Научные основы управления качеством – это вся система знаний об управлении качеством. Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Здесь качество выступает, как главная цель управления. Структуру системы менеджмента можно представить в виде схемы :

 

       
   
Система менеджмента качества
 
 

 

 


 

- принципы системности в проектировании - анализа и синтеза при системном - переработки, хранения и пере -

и управлении качеством ; подходе к решению проблем ка - дачи информации;

- комплексности в несл. разных сторон чества; - коммуникационные связи;

управления качеством; - принятие проектных решений - компьютерная и вычислительная

- приоритетности факторов внешней в области качества; техника;

среды в формировании качества ; - мотивации и воздействия на - средства производства;

- взаимоотношений управленческого и деятельность исполнителя; - стандарты и регламенты

исполнительного персонала в проект- - оценка качественного уровня -регламентирование

ной деятельности. продукции; качества продукции;

- контроля качества. - законодательные акты в области

качества;

- сертификаты, как средство

подтверждения качества.

 

 

В условиях рыночной экономики система оценки качества продукции должна наиболее полно соответствовать особенностям рыночных отношений между производителями и потребителями. Для этого предполагается решение следующих задач :

1.Объективной оценки качества продукции на различных этапах взаимодействия разработчиков, изготовителей и потребителей с учетом взаимосвязи качества, количества и цены потребления.

2.Достаточно полного выявления свойств и показателей, характеризующих качество продукции, а так же объективного отражения их в нормативно – технических документах на продукцию.

3. Оперативного получения всех необходимых объективных данных о качестве продукции, ее техническом уровне и конкурентоспособности на любом этапе жизненного цикла продукции.

При этом управление качеством имеет тесно связанные направления : стандартизация, сертификация, и квалиметрия.

Стандартизация – деятельность по установлению в НД определенных требований (норм, правил и характеристик). В соответствии с законом РФ “О стандартизации”, устанавливаемые требования должны быть направлены на обеспечение :

1.Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.

2.Взаимозаменяемости продукции.

3.Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии.

4.Единства измерений.

5.На обеспечение экономии всех видов ресурсов.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются :

· Повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению;

· Устранение барьеров в торговле и соответствие научно-техническому и экономическому сотрудничеству;

Сертификация – это деятельность, направленная на установление и фиксацию соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям, установленным в КД. Особые требования предъявляются к методическим основам оценки качества продукции, которые должны наиболее полно обеспечивать :

1.Возможность выявления комплексного анализа и достоверной оценки всей совокупности потребительских свойств безопасности и экологичности продукции.

2. Создание на основе проведенной оценки предпосылок для социальной защиты потребителя от функционально и экологически опасной продукции, а так же от несоответствия реальной цены на продукцию ее качеству.